Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 07:15, реферат
Наша работа посвящена теме становления психологии как науки. Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы обычным людям, не имеющим психологического образования, то можно услышать такие ответы как: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека» и т.д. Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает всё перечисленное и ещё многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.
Введение стр. 3
1. Психология как наука. стр. 4
2. Задачи и место психологии в системе наук. стр. 7
3. Отрасли психологии. стр. 9
4. Методы психологии. стр.14
Заключение стр.17
Список использованной литературы стр.19
Психолог – консультант должен
облегчить налаживание
Школьный и промышленный психологи помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Школьный психолог также оказывает поддержку учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию. Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей на производстве, занимается вопросами рекламы продукции предприятия. Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями. Психолог – эргономист на основе накопленных знаний о поведении и психических возможностях людей даёт рекомендации конструкторам машин и технических устройств о наилучшем расположении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещённость, приемлемые для человека в данных условиях, и т.п.»6
4. Методы психологии
«Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
- определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый
объект и наиболее
(как наблюдать?);
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков
результат?).
Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определённые (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринуждённость. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить её в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемым. Такая двусторонняя беседа даёт больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.»7
«В рамках медицинской психологии может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза. Анамнез (от лат. «по памяти») – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц.
Одна из разновидностей наблюдение – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико – статистические достоверные закономерности развития психических явлений.
Естественный эксперимент
Метод тестов – метод испытаний, установления определённых психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определённых психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надёжны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.»8
Заключение
Итак, в своей работе мы рассмотрели следующие вопросы становления психологии как науки: задачи и место психологии в системе наук, отрасли и методы психологии. Мы также попытались ответить на такие вопросы как: что изучает психология и что это за наука вообще.
В заключении хотелось бы отметить следующее - все мы живём среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним её научными психологическими знаниями.
Всем важно понять, что хотят,
что могут окружающие нас люди,
как ориентироваться в
Список использованной литературы:
Высшая школа, 2006
1 Столяренко Л.Д. Основы психологии. –Ростов н/Д..: Феникс, 2002. С. 7
2 Данилов Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. –М..: Просвещение, 2004. С. 95
3 Груздев И.В. Что такое психология. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. С. 23
4 Андреева И.В. Педагогика и психология. – М.: Мысль, 2004. С. 39
5 Абрамова Г.С. Психология. – М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 89
6 Данилов Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. –М..: Просвещение, 2004. С. 107
7 Груздев И.В. Что такое психология. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. С. 51
8 Столяренко Л.Д. Основы психологии. –Ростов н/Д..: Феникс, 2002. С. 16