Становление психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 07:15, реферат

Описание работы

Наша работа посвящена теме становления психологии как науки. Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы обычным людям, не имеющим психологического образования, то можно услышать такие ответы как: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека» и т.д. Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает всё перечисленное и ещё многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.

Содержание работы

Введение стр. 3
1. Психология как наука. стр. 4
2. Задачи и место психологии в системе наук. стр. 7
3. Отрасли психологии. стр. 9
4. Методы психологии. стр.14
Заключение стр.17
Список использованной литературы стр.19

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии и педагогике.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Психолог – консультант должен облегчить налаживание конструктивного  диалога между супругами или  между родителями и детьми, с тем  чтобы они могли разрешить  свои проблемы. Большую работу проводят психологи – консультанты, участвующие в работе «телефона доверия», в различных центрах по предупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи – консультанты обычно имеют специализацию (трудно быть специалистом – универсалом, «невозможно всё делать хорошо»), например, семейный психолог – консультант занимается проблемами супругов и родительски – детских отношений, детский психолог – консультант помогает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.

Школьный и промышленный психологи  помогают учащимся или служащим выбрать  специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Школьный психолог также оказывает поддержку учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию. Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей на производстве, занимается вопросами рекламы продукции предприятия. Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями. Психолог – эргономист на основе накопленных знаний о поведении и психических возможностях людей даёт рекомендации конструкторам машин и технических устройств о наилучшем расположении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещённость, приемлемые для человека в данных условиях, и т.п.»6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методы психологии

 

 

 

«Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение – древнейший метод  познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в  течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

- определение задачи и цели (для  чего, с какой целью?);

- выбор объекта, предмета и  ситуации (что наблюдать?);

- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый   

  объект и наиболее обеспечивающего  сбор необходимой информации

  (как наблюдать?);

- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков

  результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

Беседа как психологический  метод предусматривает прямое или  косвенное, устное или письменное получение  от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определённые (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к  беседе как методу. Первое – непринуждённость. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в  случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить её в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемым. Такая двусторонняя беседа даёт больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.»7

«В рамках медицинской психологии может применяться такой вид  беседы, как сбор анамнеза. Анамнез (от лат. «по памяти») – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц.

Одна из разновидностей наблюдение – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико – статистические достоверные закономерности развития психических явлений.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учёбы, труда людей, причём люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой камерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых. В настоящее время проблема этичности проведения психологических экспериментов широко обсуждается, так, использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается неэтичным и недопустимым, поскольку записывающая техника может быть использована только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничивает, зато снижается риск нанесения душевной травмы испытуемым.

Метод тестов – метод испытаний, установления определённых психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определённых психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надёжны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.»8

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Итак, в своей работе мы рассмотрели  следующие вопросы становления психологии как науки: задачи и место психологии в системе наук, отрасли и методы психологии. Мы также попытались ответить на такие вопросы как: что изучает психология и что это за наука вообще.

В заключении хотелось бы отметить следующее - все мы живём среди людей и  волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним её научными психологическими знаниями.

Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных  процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учётом психологического состояния партнёров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без неё также не обойтись инженеру, решающему задачи надёжности действий операторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Абрамова Г.С. Психология. – М.: Изд-во РАГС, 2003
  2. Андреева И.В. Педагогика и психология. – М.: Мысль, 2004
  3. Груздев И.В. Что такое психология. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004
  4. Данилов Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. –М..: Просвещение, 2004
  5. Козырева Е.А. Психология и педагогика. – М.: Дело, 2000
  6. Немов Р.С. Психология. – М.: Изд-во МГУ, 1998
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. –Ростов н/Д..: Феникс, 2002
  8. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психология младшего школьника. – М.:

     Высшая школа, 2006

  1. Ютихин А.Д. Педагогика. – М.: Аспект – Пресс, 2007
  2. Яшина О.К. Педагогическая коррекция. – М.: Мысль, 1999

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Столяренко Л.Д. Основы психологии. –Ростов н/Д..: Феникс, 2002. С. 7

2 Данилов Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. –М..: Просвещение, 2004. С. 95

3 Груздев И.В. Что такое психология. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. С. 23

4 Андреева И.В. Педагогика и психология. – М.: Мысль, 2004. С. 39

5 Абрамова Г.С. Психология. – М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 89

6 Данилов Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. –М..: Просвещение, 2004. С. 107

7 Груздев И.В. Что такое психология. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. С. 51

 

8 Столяренко Л.Д. Основы психологии. –Ростов н/Д..: Феникс, 2002. С. 16

 


Информация о работе Становление психологии как науки