Статья о развитии эмоционального интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 07:00, статья

Описание работы

Так называемый прогресс в обучении, на мой взгляд, оказывает весьма пагубное действие. Ребёнок, не получивший в самом юном возрасте достаточно много доброго, ласкового, тёплого, изумительного, волнующего; школьник, научившийся скрывать свои эмоции, чтобы не выглядеть маленьким; подросток, стремящийся доказать своё «я» безжалостно и энергично, - превращается в конце концов в рационального, возможно, и успешного (как мы все полюбили это слово!), но бездушного индивидуума.

Файлы: 1 файл

статья Пряхина А.А..doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Воспитание  эмоционально отзывчивого читателя, способного ценить красоту художественного  слова

Пряхина Алла Александровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3 с углублённым изучением отдельных предметов,

г. Кстово Нижегородской  обл.

alla.priahina@yandex.ru

 

Чем богаче эстетический выбор индивидуума, чем  твёрже его вкус, тем чётче его  нравственный выбор

И. Бродский.

  В последнее время в образовании школьника всё большее значение приобретает интеллектуальное развитие. Причём проблемой развития интеллекта обеспокоены не только педагоги, но и родители, мамы и папы, совсем крохотных детей.

  Так называемый прогресс  в обучении, на мой взгляд, оказывает  весьма пагубное действие. Ребёнок,  не получивший в самом юном  возрасте достаточно много доброго,  ласкового, тёплого, изумительного, волнующего; школьник, научившийся скрывать свои эмоции, чтобы не выглядеть маленьким; подросток, стремящийся доказать своё «я» безжалостно и энергично, - превращается в конце концов в рационального, возможно, и успешного  (как  мы все полюбили это слово!), но бездушного индивидуума.

  А потом  мы начинаем разводить руками, устраивать дискуссии о не-чтении  наших детей, искать корни бездуховности  в плохом преподавании или  недостатке воспитания. По-моему,  надо остановиться в этой гонке за призом в виде высоких баллов по ЕГЭ. Если человек не научится слушать своё сердце и доверять ему, если в нём не заплачет «шалунья девочка – душа», если он не научится видеть мир вокруг (а «зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь»), то человек не вырастет Человеком, мир не станет лучше, а жизнь - счастливее. Значит, во что бы то ни стало надо разбудить души детей, помочь им расцвести, открыть в них Красоту.

  Литературе как школьному  предмету в этом отношении  – «зелёная улица». Только вот почему-то чуда не происходит, скорее, напротив – «античудо», литература в школе становится очень похожей на другие дисциплины: те же планы, алгоритмы, задачи и анализы.

  Я долго размышляла  об этом и пришла к выводу  – нужно потрясение, нужно истинное чудо, увлекающее и обжигающее душу.

   В настоящее время все  больше вызывает к себе интерес  проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального,  их взаимодействия и взаимовлияния.  Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.  Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности.

   «Рецепт»  повышения низкого уровня эмоционального  интеллекта можно найти, как  ни странно, в трудах Л. С.  Выготского, нашего знаменитого  отечественного учёного.

   Познание мира  может быть двояким: «успокоенным»,  чисто созерцательным и «движущимся», «идущим вслед». Первое познание мира представлено наукой, второе – искусством. Эстетическое в искусстве пронизывает все элементы произведения, но не существует «для себя», а становится красотой в сознании человека.

    Итак, урок литературы сегодня должен стать гибким, ярким, эмоциональным, наглядным, креативным, интригующим. Лишь в этом случае можно надеяться на отклик в душах ребят. «Привести в чувство» современного школьника только чтением художественного текста на уроке очень сложно. Нужны разного рода «завлекушки»: яркие зрительные образы, музыка, не оставляющая равнодушным, фрагменты кинофильмов и т.п. Сейчас всё это можно сделать с помощью ИКТ. Тогда текст (а он властелин урока литературы) сможет произвести эффект чудотворящей иконы, тогда, возможно, произойдёт пробуждение души ангельской или, хотя бы, появятся ростки чистых душ.

 К сожалению,  в нынешней школьной практике  использование ИКТ становится самоцелью. Думаю, не стоит много рассуждать об этой негативной стороне преподавания: всегда есть те, кто слепо следует инструкциям, а есть те, кто любит детей и свой предмет. Конечно, хочется относить себя к последним. Презентации, видеофрагменты - ряд звуковых и зрительных образов - лишь средство достижения цели учителя. Иногда они просто необходимы. Например, на заключительном уроке в 9 классе по поэзии А.С.Пушкина « И свет во тьме светит» мы сопоставляли стихотворение А.С. Пушкина «Вакхическая песня» с рассказом Т.Толстой «Смотри на обороте». На этапе композиционного анализа текста А.Пушкина работали с интерактивной доской (так удобнее «делить» текст на части). Аналитическая часть урока прошла быстрее, чем обычно, освободилось время для итогового хорового исполнения стихотворения, именно этот вид деятельности направлен на усиление эмоциональной сферы. Совместное декламационное чтение приносит удовольствие так же, как хоровое пение.

Когда же на уроке мы говорили о путешествии по Равенне героини рассказа Т.Толстой, то презентация с иллюстрациями была просто необходима!. Если уж героиня рассказа, разглядывая наяву мозаичные фрески, никак не могла разгадать причину восхищения отца («Дочка! Ничего прекраснее (смотри на обороте) я в своей жизни не видел!»), то мы, не имеющие никакого представления об этой культуре, не смогли бы создать в своём воображении те удивительные картины. Но и здесь «не картинки ради картинок». Потрясение ждало детей в финале рассказа (он, как и автор, название текста, не был дан в первом, домашнем чтении детям). Девятиклассники предлагали разные версии «последнего аккорда». Но даже самые красивые и неожиданные их предположения затмил авторский текст: сияние красоты дарил людям слепой человек. Этот неожиданный финал стал «прозрением» для многих, умеющих чувствовать. Усиливал эти впечатления видеоряд фресок и органная музыка И.С. Баха. Равнодушных на уроке не было.

Сейчас много  говорится о формировании и развитии УУД, очевидно, и методики преподавания всех предметов должны унифицироваться. Есть сомнения в полезности такого подхода. Предметы искусства – особые и, возможно, единственные, способные развивать воображение, творческие способности, формировать личность, пробуждать душу. Хочется верить, что в профессии  учителя главное в созидательности, а не в технологичности.

  Литература.

1.История Красоты  /под редакцией Умберто Эко; перевод с итал.  А. А. Сабашниковой. – М.: Слово, 2006.

2.Выготскиий  Л. С.  Психология развития ребёнка.  – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. –с. 250 – 252.

3. Исаченкова Н. В. «Сравнительный  анализ художественного текста  на уроках литературы. Методическое  пособие. – СПб. : «Паритет», 2003.

5. Программы литературного образования. 5 – 9 классы./ под редакцией члена – корреспондента РАО, профессора В. Г. Маранцмана. – М. : «Просвещение, 2005.

6. Усов Ю. Н. В мире экранных искусств.- М.: SvR –Аргус, 1995.

7. Шамрей Л. В.  Образный диалог времен как принцип и способ изучения художественной культуры. – НИРО, Нижний Новгород, 1993.


Информация о работе Статья о развитии эмоционального интеллекта