Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 14:43, реферат
Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу). И межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).
Введение
С древнейших времен человек задумывался о своей природе, и том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований.
В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится.
Потребности, интересы, идеалы, установки и ценности личности определяют, что хочет человек, его способности - что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть - каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение.
Тесно связанный с направленностью личности,
характер человека вместе с тем имеет своей
предпосылкой его темперамент. Темперамент
взрослого человека связан с типом нервной системы,
последний хотя и определяется наследственностью,
но не является абсолютно неизменным. С возрастом,
а также под воздействием систематических тренировок,
воспитания, жизненных обстоятельств
Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой, по мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».
Достаточно условно многообразие общения можно свести к двум основным видам. К первому относятся контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих задач. Такое общение можно назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают по отношению друг к другу в рамках тех или иных социально принятых и профессионально раскрываемых ролей.
Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решить задачи какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа симпатия и антипатия, доверие и недоверие, уважение и презрение.
В настоящее время уже не приходится
доказывать, что межличностное общение
- совершенно необходимое условие бытия людей,
что без него невозможно полноценное формирование
у человека ни одной психической функции
или психического процесса, ни одного блока психических свойств,
личности в целом.
Поскольку общение - это взаимодействие
людей и поскольку в нем всегда развертывается
взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те
или иные взаимоотношения, имеет место определенное
взаимообращение (в смысле поведения,
выбираемого участвующими в общении людей
по отношению друг к другу). И межличностное
общение оказывается таким процессом,
которые при условии, если мы хотим постичь
его суть, должен рассматриваться как
система человек - человек во всей многоаспектной
динамике ее функционирования (в качестве
других видов общения могут быть названы:
общение личности с различными общностями
людей, общение этих общностей между собой).
Общение
Общение- это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с партнерами.
Необходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей.
Барьеры непонимания. Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят» до него. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды.
В сущности, каждому человеку есть, что защищать от воздействия. Коммуникация - это влияние; следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире того, кому она адресована. Между тем не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, его образ мыслей, его отношения с другими людьми, его душевное спокойствие. Естественно, что человек будет защищаться от такой информации, и будет делать это твердо и решительно.
Интересное и оригинальное понимание механизмов, которые создают барьеры, предложил выдающийся психолог Б.Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения или суггестии, самым мощным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека. Об этом он писал так: «Хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо их встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от неумолимого действия речи.
Именно контрсуггестия и является главной причиной возникновения тех барьеров, которые появляются на пути коммуникации.
Б.Ф.Поршнев выделил три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание и авторитет - это защита от источника коммуникации, а непонимание - от самого себя.
Избегание. Подразумевается избегание источников воздействия, уклонение от контактов с партнером. Со стороны эта «защита» очень хорошо прослеживается - человек невнимателен, не слушает, «пропускает мимо ушей», не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора. Таким образом, самый простой способ защиты от воздействия - избежать соприкосновения с источником этого воздействия.
Авторитет. Действия авторитета как вида контрсуггестии заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Понятно, что, только учитывая характер формирования представлений об авторитете у собеседника, можно надеяться на реальную эффективность общения.
Непонимание. Далеко не всегда имеется возможность определить источник информации как опасный, чужой или неавторитетный и, таким образом, защититься от нежелательного воздействия. Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить и от людей, которым мы, в общем, и в целом доверяем. В таком случае защитой будет своеобразное непонимание самого сообщения.
Во многих ситуациях барьеры непонимания могут сослужить человеку плохую службу, когда ничего угрожающего или опасного в воздействии нет, а ложное срабатывание сигнализации приводит к тому, что нужная информация не воспринимается.
Стиль общения
Для всех людей важно уметь общаться, таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Но для многих людей умение «донести» свое мнение, точку зрения, свои знания до партнера - еще и необходимая часть их профессии. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации, важно знать способы преодоления психологических барьеров.
В общении всегда участвует, по крайней мере, двое людей. Каждый человек одновременно и воздействует, и подвергается воздействию. В этом случае, слушающий - пассивная сторона, а говорящий - активная.
Между тем эффективность общения - дело общее: и говорящий, и слушающий могут внести свой вклад в повышение эффективности общения.
Каждому человеку присущ свой стиль общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Стиль общения зависит от очень разных составляющих - жизненного опыта, отношения к людям, а также от того, какое общение наиболее предпочтительнее в обществе, в котором живут определенные люди. Вместе с тем стиль общения оказывает огромное влияние на жизнь человека, формирует его отношение к людям, способы решения проблем и в итоге его личность.
Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим. Стиль общения - это большая готовность человека к той или иной ситуации. Существует три основных стиля общения: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный - деловыми, а гуманистический - межличностными. Стиль общения - это скорее предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций.
Темперамент
Темперамент (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Темперамент - качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания. целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые регулируют динамику психической деятельности в целом;
характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.
Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.
Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность. Импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.