Стили руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:00, контрольная работа

Описание работы

Стиль руководства - это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными, не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях. Поиск и использование оптимального стиля руководства призваны способствовать повышению достижений и удовлетворенности работников.
Cтиль руководства является важным ориентиром в решении задач повышения эффективности руководства.

Файлы: 1 файл

Психология управления.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)


1.                           Стили руководства

 

 

Стиль руководства - это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными, не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях. Поиск и использование оптимального стиля руководства призваны способствовать повышению достижений и удовлетворенности работников.

 

Cтиль руководства является важным ориентиром в решении задач повышения эффективности руководства.

 

Определить стиль руководства можно 2-я способами:

 

1. Посредством выяснения особенностей индивидуального стиля руководства, который использует начальник по отношению к подчиненным.

 

2. С помощью теоретической разработки комплекса типичных требований к поведению руководителя, направленных на интеграцию сотрудников и их использование в процессе достижения целей организации.

 

 

Выделяется три "классических" стиля руководства:

 

1. директивный;

 

2. коллегиальный;

 

3. попустительский.

 

Авторитарный стиль. Принятие руководителем всех решений, а так же слабый интерес к работнику как личности. Руководитель управляет подчиненными в силу своей легитимной власти, вытекающей из иерархической организации предприятия. Он ожидает от подчиненных соответствующего поведения. Руководитель сам, без обоснования перед подчиненными, определяет цели, распределяет задания и строго контролирует их выполнение. Он убежден в том, что лучше понимает цели организации и пути их достижения, более компетентен по сравнению с подчиненными, хотя на деле это бывает совсем не так. Решения начальника имеют характер приказов, которые должны беспрекословно выполняться подчиненными. Статусные символы поддерживают властную позицию руководителя. Он вознаграждает и наказывает сотрудников по собственному усмотрению, без каких-либо твердо установленных и известным всем критериев. Сотрудникам предоставляется лишь необходимый минимум информации об общем состоянии дел.

 

Характерные формы внешнего проявления:

 

- авторитарному руководителю чаще присущи суровое выражение лица;

 

- резкий, неприветливый, приказной тон;

 

- отделение себя от группы.

 

Демократический стиль. Стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям. Руководитель совместно с сотрудниками согласовывает цели организации и индивидуальные пожелания членов группы, распределяет работу. При оценке работников он руководствуется объективными, известными всем критериями, оказывает подчиненным необходимую помощь, стремясь повысить их возможности самостоятельно решать производственные задачи. Такого руководителя отличают самокритичность, общительность, самоконтроль и ровные отношения с подчиненными.

 

Характерные формы внешнего проявления:

 

- руководителю больше свойственны общительность, доброжелательность;

 

- распоряжения в форме просьбы или рекомендации;

 

- преобладание в речи "мы" над "я".

 

Попустительский стиль. Руководитель, избравший такой стиль, обычно предоставляет полную свободу действий своим подчиненным, пуская их работу на самотек. Он приветлив в общении с сотрудниками, но играет пассивную роль, не проявляет инициативы. Необходимую информацию он дает сотрудникам лишь по их просьбе. В группе отсутствует всякое структурирование труда, сколько-нибудь четкое распределение заданий, прав и обязанностей. Руководитель избегает как позитивных, так и негативных оценок сотрудников, регулирования групповых отношений. В крайнем выражении попустительский стиль означает отсутствие руководства, поскольку руководитель полностью устраняется от своей управленческой роли.

 

Характерные формы внешнего проявления:

 

- безучастный вид руководителя, стремление быть незаметным;

 

- заискивающий тон при обращении с сотрудниками.

 

 

Современный подход. Дальнейшее развитие в современной литературе получило представление как о демократическом (кооперативный стиль), так и об авторитарном стиле руководства. В последние десятилетия, согласно уточненным представлениям, авторитарный стиль может быть эффективным при решении однообразных, рутинных задач. Применение этого стиля вполне оправдано в случае: большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их преимущественно на материальную систему мотивации.

 

                                            Авторитарный стиль.

 

Эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя:

 

- высокой ответственности;

 

- строгого самоконтроля;

 

- широкого предвидения;

 

- развитой способности принятия решения.

 

При этом предполагается, что подчиненные, которые рассматриваются как исполнители приказов, должны быть послушными. При этом работник старается не проявлять инициативы, боится ответственности и желает, чтобы им руководили. Он может хорошо работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении. Для эффективности авторитарного стиля необходимо, чтобы подчиненные: признавали начальника единственной руководящей инстанцией и ориентировались только на него, строго исполняли его распоряжения; отказывались от реализации контрольных прав по отношению к руководителю. Авторитарный стиль имеет свои сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление, позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в не сложившихся, конфликтных группах. Этот стиль имеет тенденцию быть эффективным при рутинных работах, а также в условиях низкого профессионального уровня и организационной мотивации сотрудников. Недостатки авторитарного стиля: ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчиненных, а также опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя. При этом стиле руководства мотивация подчиненных существенно ограничивается тем, что руководитель социально отделяет себя, дает малоинтересную работу и угрозой наказаний порождает у подчиненных страх. В такой ситуации у работников обычно формируется индифферентное, а то и вовсе негативное отношение к руководителю, в целом к предприятию. Из-за чинимых начальником препятствий в получении полной и достоверной информации подчиненные вынуждены добывать ее неформальным путем, что часто ведет к ее искажению, распространению различного рода слухов и сплетен, негативно влияющих на атмосферу в коллективе.

 

Модификация авторитарного стиля.

 

Различные модификации авторитарного стиля руководства выражены в классификации, согласно которой они, в зависимости от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных, делятся на:

 

1. Патриархальный стиль руководства. Строится на основе представлений об организации как одной большой семье. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с "детьми" и их мотивацию через личную зависимость.

 

2. Харизматический стиль руководства. Основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Данный стиль близок к патриархальному, однако авторитет харизматического руководителя более высок и имеет персональный характер.

 

3. Автократический стиль руководства. Менее распространен и менее проявляется в крупных организациях. Руководитель-автократ использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения высшего руководителя.

 

4. Бюрократический стиль руководства. Характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между начальником и подчиненными, представляет собой крайнюю форму структурирования и регламентирования поведения сотрудников с помощью детального разделения труда, многочисленных должностных инструкций, четко описывающих, кто, что и как должен делать.

 

                                     Коллегиальный стиль.

 

При коллегиальном стиле руководства производственная активность формируется в результате взаимодействия руководителя и подчиненных. Этот стиль может эффективно использоваться при решении задач творческого содержания. Он предполагает близость образовательного уровня начальника и подчиненных, а также преимущественно нематериальную мотивационную структуру сотрудников. К коллегиальному стилю наиболее склонны уверенные в себе руководители, чаще всего достаточно зрелого возраста, с высоким уровнем образования, не опасающиеся за свой авторитет и должность, умеющие ценить способности и предложения подчиненных и их мнение о себе, ожидающие от работников конструктивных творческих решений и высоких моральных качеств. Использование коллегиального стиля предъявляет к руководителю следующие требования:

 

- открытость, доверие к сотрудникам;

 

- отказ от личных привилегий;

 

- способность и желание делегировать полномочия;

 

- контроль по результатам.

 

При коллегиальном стиле сотрудники рассматриваются как партнеры, которые могут решать задания в основном самостоятельно. Последующие разработки привели к обоснованию двух новых стилей, во многом близких автократическому и демократическому.

 

 

                           "Многомерные" стили управления

 

В современных условиях успех дела предопределяется не только личной ориентацией руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и прочее. В условиях несложных, четко сформулированных задач для выполнения работы достаточно простых указаний, поэтому одновременно руководитель может быть автократом, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания - далеко не одно и то же: первое люди могут воспринимать с пониманием, а против второй на законном основании возмутятся и откажутся работать. Стиль управления, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умерено благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склоны делать то, что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет. Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя и улучшает отношения с подчиненными.

 

В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагаются четыре стиля управления:

 

- стиль поддержки (ориентированный на человеческие отношения);

 

- инструментальный стиль (сотрудники стремятся к самостоятельности);

 

- стиль "достижение" (сотрудники стремятся к результату);

 

- стиль, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений.

 

В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя "перебарщивать", так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.

 

В зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления:

 

- руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации;

 

- руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение;

 

- руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение;

 

- руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение;

 

- руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

 

 

2.                                                                   Функции руководителя

 

Функции руководителя - это те составляющие и направляющие, которые обеспечивают целостную жизнь подчиненного именно как работника, именно как управляемого сотрудника.  Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных системах управления. Говоря о функциях руководителя, мы характеризуем основные выполняемые им обязанности, в частности: выработку и принятие управленческих решений; организацию; регулирование и корригирование; учет и контроль; сбор и преобразование информации. Современные исследования берут за основу классификации функций уже не отдельные циклы управления производством, а всю структуру деятельности руководителя в коллективе. При этом функции руководителя рассматриваются не только в рамках его административной роли, но также учитываются его социальные, социально-психологические и воспитательные обязанности. К перечисленным функциям можно добавить организаторскую деятельность, которая заключается в интеграции личностей в коллектив и коммуникации, состоящей в установлении горизонтальных связей внутри коллектива и внешних вертикальных связей с вышестоящими организационными структурами. Еще выделяют педагогическую функцию руководителя (воспитание и обучение), а также экспериментально-консультативную, представительскую и психотерапевтическую. Причем функции управления коллективами осуществляются не отдельно друг от друга и последовательно, а параллельно и одновременно. Основные функции руководителя:

 

1. Административно-организационные

 

Руководитель, в соответствии с официально предоставленными ему правами и обязанностями, должен объединять индивидуальные действия членов коллектива в единую общую силу:

 

§ распределять обязанности между сотрудниками;

 

§ контролировать процесс выполнения заданий;

 

§ оценивать результат и нести ответственность за деятельность отдельных сотрудников и всей группы перед вышестоящими инстанциями.

 

2. Стратегические, связанные с постановкой целей, выбором методов их достижения

 

Реализация этих функций позволяет проявить творческий потенциал руководителя, находчивость, выдержку, способность выдвигать новые идеи. В структуру стратегических функций включается способность к прогнозированию, предвидению конечного результата, к оперативной переработке больших объемов информации, поступающей от подчиненных и вышестоящих инстанций, результатов деятельности коллектива. Руководитель должен также накапливать в своей памяти большой объем профессиональной информации.

 

К функциям данного вида добавляется также планирование как важнейшее проявление прогнозирования. Планирование должно определять конкретные задачи, время и средства их решения и отвечать на такие вопросы:

Информация о работе Стили руководства