Стратегия выбора профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:34, реферат

Описание работы

В социологии профессия - это особого рода деятельность человека (имеющая рыночную стоимость), которой человек занимается постоянно с целью получения устойчивого дохода. Выбор профессии значит очень много в жизни любого человека. Осуществляя этот выбор, он фактически решает свою дальнейшую судьбу, определяет, каковы его интересы, какого он желает добиться статуса и какие роли готов или не готов принять. В этом реферате я хочу показать, какие факторы влияют на выбор профессии и как этот выбор влияет на нашу жизнь.

Содержание работы

Введение. 3
Социальный статус. 4
Социальная роль. 5
Влияние профессии. 8
Стратегия. 9
Заключение: 12
Список литературы. 13

Файлы: 1 файл

Психология профессионального самоопределения..doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Московский экономический  институт

 

Факультет психологии

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В социологии профессия - это особого  рода деятельность человека (имеющая рыночную стоимость), которой человек занимается постоянно с целью получения устойчивого дохода. Выбор профессии значит очень много в жизни любого человека. Осуществляя этот выбор, он фактически решает свою дальнейшую судьбу, определяет, каковы его интересы, какого он желает добиться статуса и какие роли готов или не готов принять. В этом реферате я хочу показать, какие факторы влияют на выбор профессии и как этот выбор влияет на нашу жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный статус.

В первую очередь, давайте обратимся к понятию статуса. Социальный статус – это позиция, занимаемая человеком в обществе в соответствии с полом, возрастом, происхождением, профессией, национальностью и так далее.

Статус в целом  может зависеть от разных факторов: начиная с возраста и заканчивая величиной заработной платы. Но статус бывает приписанным, то есть данным нам от рождения. Он зависит от возраста, пола, расы и так далее. И статус бывает достигаемым, то есть человек, обучаясь, работая, достигает определенного положения в обществе. Пожалуй, можно сказать, что достигаемый статус зависит от способностей человека и его активности в исполнении поставленных им задач, которая, в свою очередь, возникает из желания принадлежать к той или иной референтной группе. И здесь немалую роль начинает играть выбор профессии, как способа достижения определенного статуса.

Сегодня, пожалуй, очень многие люди при выборе профессии  руководствуются, в первую очередь, тем, насколько престижной и прибыльной она будет. Хотя, конечно, взгляды  при этом могут сильно различаться. Например, человек может считать, что очень престижно быть учителем в школе, но мы знаем, что эту профессию, к сожалению, трудно назвать прибыльной. Впрочем, есть немало тех, кто уверен, что престижна та профессия, которая прибыльна. По моему мнению, профессия ученого в любой сфере должна быть престижной, хотя, разумеется, быть директором крупного предприятия тоже очень престижно. Однако в современной России быть директором крупного предприятия еще и прибыльно, тогда как работа ученого далеко не всегда может принести ему значительный доход. И в таких случаях нередко решающую роль играет именно возможность получения большой прибыли, которая, в свою очередь, позволит человеку отнести себя к более высокому слою в обществе, добиться более высокого статуса. С другой стороны, занятие определенного социального статуса предполагает выполнение определенных социальных ролей.

Социальная роль.

Социальная роль – это функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего  определенный социальный статус.

Существует также  понятие множественности ролей  – оно связано с тем, что  каждый человек в своей жизни  исполняет довольно много различных  ролей. К примеру, тот же директор предприятия является не только начальником  своих подчиненных, но и, скажем, мужем и отцом вне работы, человеком с определенным достатком, входящим в общественные организации, и так далее. Как руководитель фирмы, он несет ответственность за то, что происходит на предприятии, а также за своих подчиненных; он должен выполнять какие-то обязанности, связанные непосредственно с ведением дел. Возвращаясь после работы домой, он становится членом своей семьи и должен уделить внимание жене и детям, возможно, сделать какую-то работу по дому. Подобные совмещения могут привести к ролевому стрессу – ситуации, когда ролевые обязанности превосходят возможности человека.

 

И мне кажется, что это тоже необходимо учитывать, когда думаешь о том, чему хочешь посвятить свою жизнь. Профессия  сама по себе является социальной ролью, которая определяется общим разделением труда в обществе. Но с другой стороны, любая профессия, в конце концов, приводит человека к какому-то статусу, который требует выполнения определенных ролей – совсем избежать этих обязанностей невозможно. Но стоит избегать выбора пути, который, в конечном счете, приведет к ролевому стрессу, и это человек сделать может.

 

Далеко не самое  последнее место в выборе профессии  занимают интересы человека. Если выбрать  престижную и прибыльную профессию, сфера которой, впрочем, совсем не интересна человеку, исполнение обязанностей вскоре превратится почти в пытку, а сам человек не будет работать эффективно, с трудом будет справляться с исполнением ожидаемых от него ролей и вряд ли достигнет желаемого статуса.

 

Кроме того, на выбор  человеком профессии оказывает влияние его вторичная социализация. Человек ориентируется на некоторые референтные группы. На него влияют школа, а затем институт, раскрывая возможности выбора и потенциальные преимущества и недостатки той или иной профессии. Сверстники и члены других значимых групп, в которые может входить человек, выражают свои мнения о разных специальностях, и эти мнения весьма важны для человека. Средства массовой информации также воздействуют на человека, представляя какие-то профессии более престижными, а какие-то – менее.

 

В том, что касается выбора профессии, очень интересно  исследование М.Розенберга, приведенное  И.Коном в книге «Социологическая психология». Розенберг провел опрос  среди студентов и по результатам  этого опроса разделил опрошенных на три типа. Первый тип – «податливые» - те, кто считает наиболее важными «возможность работать с людьми» и «возможность быть полезным». Второй тип – «агрессивные» - выдвигают на первый план возможность заработать много денег и социальный престиж. И третий тип – «отрешенные» - те, кто хочет быть «свободным от надзора», иметь оригинальный и творческий труд. При таком делении для «податливых» характерны преимущественно профессии, связанные с общественной деятельностью, работой с кадрами, преподаванием. Для «агрессивных» - торговля, реклама, юриспруденция, бизнес, а «отрешенные» предпочтут естественные науки, искусство. Впрочем, как отмечает сам Кон, эта типология довольно условна. Я, например, затрудняюсь отнести себя к какому-то одному типу. Однако исследование Розенберга показывает, что выбор профессии, когда человек имеет возможность выбора, зависит от ценностной ориентации человека.

 

Чтобы проиллюстрировать  свою точку зрения, приведу в пример себя саму. Если не брать тот возраст, когда мои представления о работе и различных профессиях были очень расплывчатыми, а потому выбор специальности выглядел весьма комичным, то очень долгое время я твердо намерена была стать бухгалтером. Объяснить это просто: я смотрела на маму, которая занимается бухгалтерией, и брала пример с нее. Тогда я плохо понимала, что означают слова «престиж», «прибыльность» и «мера ответственности». Для меня наибольшее значение имела моя семья, и я в первую очередь ориентировалась на суждения моих родителей и то, чему они посвятили жизнь.

 

Позднее, когда действительно стали  играть роль мои устремления и интересы, когда я примерно стала представлять себе, какое место в обществе я хотела бы занять, появилась и важность таких факторов в выборе моей будущей профессии, как престиж и прибыльность, а также мои действительные увлечения.

Приходя в школу, я нередко задумывалась о том, какой учитель мог бы получиться из меня. Но у меня не было определенной мысли о том, что именно я хотела бы преподавать, кроме того, как уже говорилось, работа учителя в России низкооплачиваемая. Таким образом, неопределенность моих интересов, отсутствие прибыльности и, к сожалению, престижа, привели к тому, что я не оказалась в педагогическом институте. Мне очень нравится писать (как, пожалуй, многим подросткам), и изредка у меня появлялась мысль о том, чтобы стать когда-нибудь писателем. Но, во-первых, я не могу писать на заказ, зная, что рукопись нужно сдать к определенному сроку. Я могу писать год, а могу пять лет – это зависит от того, как часто и насколько сильным возникает то, что называют вдохновением. Кроме того, пусть это далеко не самый важный фактор здесь, сегодня появляется множество различных книг и попасть в эту индустрию, казалось бы, несложно, но что, если моя карьера здесь не состоится? И насколько мне интересно все то, что я буду проходить в гуманитарном ВУЗе, если смогу поступить туда для получения соответствующего образования?

 

По всем этим причинам, в том, что  касается выделения Розенбергом  трех типов людей, как я уже  говорила, я затрудняюсь сказать, к какому типу я отнесла бы себя. Пожалуй, во мне сочетаются «отрешенный» и «агрессивный» типы и изредка примешивается «податливый».

Влияние профессии.

А теперь давайте взглянем на то, как  выбор профессии может повлиять на нашу жизнь. Как уже говорилось, профессия человека оказывает огромное влияние на его положение в социальной структуре общества. Профессии могут не только воздействовать на доход и престиж, но и ограничивать человека и даже его детей. Мы понимаем, что, имея низкий доход, человек, возможно, не сумеет дать своему ребенку то воспитание и образование, какое хотел бы дать, что, в свою очередь, приведет к ограничению выбора ребенка.

 

Приобретение профессии, по словам О.Шкаратана, «является одним из основных элементов социализации личности». И я едва ли могу не согласиться  с ним. Я уже говорила о  социальной роли человека. Специальные исследования показали, что выполнение той или иной роли может влиять на личностные качества человека. Пожалуй, особенно заметным является влияние на человека его профессиональной роли. И.Кон приводит в пример учителя: его поучающая манера поведения, выработанная в школе, часто видна и в сфере его личных отношений. Таким образом, можно утверждать, что выбор профессии во многом определяет стиль жизни человека.

 

Работа, следующая за определенным образованием, отчасти может стать фактором социальной мобильности (я имею в виду вертикальную социальную мобильность, подразумевающую под собой движение вверх или вниз по социоэкономической шкале), и здесь, мне кажется, также имеет значение выбор профессии. Конечно, не зря и Э.Гидденс, и О.Шкаратан говорили о том, что перейти из одного слоя в другой довольно сложно даже в так называемом открытом обществе, «обществе равных возможностей». Впрочем, я считаю, что далеко не все зависит только от различных объективных факторов (например, уровня экономического развития страны) – целеустремленный человек, пожалуй, выберет более перспективную профессию и будет более готов к достижению новых высот.

Стратегия.

Выбор будущей профессии - задача со многими неизвестными. От её решения  в жизни человека зависит очень многое. Выбор будущей профессии, бесспорно, требует определённой стратегии. Какие факторы нужно учесть при принятии решения, что предусмотреть? Начнём с анализа мотивов действий людей, т.е. того, чем люди руководствуются при выборе будущей профессии.

 

К сожалению очень часто решение  о выборе профессии принимается  людьми без серьезного обдумывания, не имея достаточного количества нужной информации о востребованности её на рынке труда. Во многих случаях полагаются на интуицию или чьё-то мнение, увлекаются лишь внешней стороной профессии.

 

Прежде всего, большинство молодых  людей хотят, чтобы профессия  была престижной и хорошо оплачиваемой. Чтобы профессия пользовалась признанием в обществе. Чтобы, став представителем этой профессии, они автоматически стали уважаемыми, состоятельными людьми. Однако следует иметь в виду, что не место красит человека, а человек место, и оплачивается не профессия, а профессиональные знания и навыки человека, его способность и умение работать. Кроме того, общественное признание профессий существенно меняется со временем. Меняется и спрос на «престижные» профессии на рынке труда. Уже сейчас ощущается его перенасыщенность молодыми специалистами с профессиями, связанными с финансами и правом. В то же время повышается спрос на инженерные профессии связанные с техникой и микроэлектроникой, организацией и управлением производством, специальности в области компьютерных технологий. Кроме того, во все времена пользовались уважением специальности в сфере обслуживания и сервиса, а также, рабочие и строительные профессии. Можно сказать с большой долей уверенности, что хорошему мастеру строителю, например, каменщику, кровельщику или штукатуру, не будет грозить никакая безработица и через десять лет.

 

Мало рациональными являются и  мотивы выбора профессии, связанные с доступностью обучения, а также, желаниями родителей или советами близких людей. Очень часто люди выбирают ту профессию, которую легче приобрести: поступают в то учебное заведение, которое поближе к дому, или в то, где конкурс поменьше, или в то, где работает знакомый, который может помочь при поступлении. Это может быть оправдано лишь в некоторых случаях Желание родителей, советы близких также не всегда могут быть хорошим подспорьем в выборе профессии. К сожалению, часто ваши родители знают мир профессий лишь немного лучше вас самих. Да и ваши профессиональные возможности не всегда учитывают. Ещё менее обоснованная причина выбора профессии связана с примерами других людей. Это бывает в тех случаях, если вы поступаете в учебное заведение за компанию с кем - нибудь. В этом случае Вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей или приятелей, а не с вашими собственными. Комментарии здесь излишни.

 

И так, попробуем составить план выбора профессии:

 

  1. Определяем что такое профессия и зачем она нужна.
  2. Соотносим статус и возможности.
  3. Определяем примерное направление профессиональной деятилности, тип мышления, конкретезировать направление профессиональной деятельности и соотнести полученные результаты.
  4. Ознакомиться с рейтингом профессий на современном рынке.

 

 

 

Безусловно, при выборе профессии  нужно учитывать условия труда. Но важно знать, что у вас будет  гораздо больше возможностей для  выбора условий труда, если вы будете профессионалом высокого класса, т.е. иметь хорошее профессиональное образование, высокую квалификацию, быть универсалами в своём деле.

 

Заключение:

Подводя итог, я хочу сказать, что, хотя на выбор человеком профессии  и оказывает влияние окружающий мир, решение все же принимает сам человек, ориентируясь на свои ценности и интересы. Впрочем, этот выбор имеет огромное значение в жизни человека, а потому, прежде чем принимать решение, нужно не спешить и обдумать его внимательно, чтобы не вспоминать потом об этом решении как о самой страшной ошибке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Бодров В.А. Психология профориентационной пригодности: Учебное пособие для вузов. М., 2001.
  2. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970. С.156-159.
  3. Исмагилова Р.С. Основы профессионального консультирования: Учебное пособие. М.; Воронеж, 2003.
  4. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб., 2003.

Информация о работе Стратегия выбора профессии