Стресс , дистресс, стрессоустойчивость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (1871-1945) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response).
Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье (1907-1982) в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Г. Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.
Целью данной работы является рассмотрение понятий: стресс, дистресс, стрессоустойчивость.

Содержание работы

Введение. 2
Стресс и дистресс. 3
Виды стресса. 7
Фазы развития стресса. Влияние стресса на организм человека. 10
Факторы, влияющие на развитие стресса. 12
Последствия стресса. 14
Способы реагирования на стресс. 15
Стрессоустойчивость. 16
Профилактика и способы борьбы со стрессом. 18
Заключение. 24
Список литературы. 26

Файлы: 1 файл

Реферат стресс.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

      Особенность психологического стресса заключается в том, что этот вид стресса может развиваться под воздействием не только реальных, но и вероятностных событий, которые еще не произошли, но могут произойти в будущем, вызывая тревогу и страх у человека. Например, если во время полета на самолете человек испытал удушье, то одна мысль о предстоящем полете может вызвать у него

сильную эмоциональную  реакцию. Таким образом, на развитие психологического стресса влияет множество  личностных факторов, важнейшими из которых являются:

- эмоциональная стабильность личности;

- локус контроля личности;

- опыт преодоления подобных стрессовых ситуаций в прошлом;

- особенности мышления, влияющие на восприятие стрессовой ситуации;

- готовность человека обратиться за социальной поддержкой и др.

Фазы  развития стресса. Влияние стресса  на организм человека.

 

 Концепция биологического стресса выделяет три фазы развития стресса:

  1. Реакция тревоги. Организм  меняет  свои  характеристики,  будучи

подвергнут  стрессу.   Но   сопротивление его недостаточно,  и  если  стрессор сильный  (тяжелые ожоги,  крайне  высокие и крайне низкие температуры), может наступить смерть.

  1. Фаза сопротивления. Если   действие   стрессора   совместимо   с

возможностями  адаптации,  организм  сопротивляется  ему.  Признаки  реакции

тревоги практически  исчезают, уровень сопротивления  поднимается  значительно

выше обычного.

  1. Фаза истощения. После длительного действия  стрессора,  к которому

органики  приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной  энергии.

Вновь появляются  признаки  реакции тревоги,  но  теперь  они необратимы,  и

индивид погибает.

     Кровотечения  и  другие  стрессоры  могут  быть  переносимы  в  течение

ограниченного  срока.   После   первоначальной  реакции   тревоги   организм

адаптируется  и  оказывает  сопротивление, причем продолжительность  периода

сопротивления зависит от  врожденной приспособляемости  организма и  от силы

стрессора. В конце  концов, наступает истощение.

     Мы до  сих пор  точно не знаем,  что именно  истощается,  но  ясно, что не

только запасы  калорий: ведь в период  сопротивления  продолжается нормальный

прием  пищи.  Поскольку   наступила  адаптация,  а  энергетические   ресурсы

поступают  в  неограниченном  количестве, можно  ожидать,  что  сопротивление

будет  продолжаться  как  угодно  долго.  Но  подобно  неодушевленной машине,

которая  постепенно  изнашивается даже без  дефицита  топлива,  человеческая

машина тоже становится жертвой износа и амортизации.

      Эти три фазы напоминают стадии  человеческой  жизни:  детство  (с  присущей  этому  возрасту  низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на  раздражители), зрелость (когда происходит  адаптация  к  наиболее   частым  воздействиям  и увеличивается сопротивляемость)  и  старость (с необратимой  потерей  приспособляемости  и постепенным одряхлением), заканчивающаяся  смертью.

После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление. Однако если стрессор оказался слишком сильным или врожденная приспособляемость организма недостаточна, наступает истощение, могущее привести к болезни и даже летальному исходу. Г. Селье считает, что каждому человеку присущ определенный уровень некой адаптационной энергии (связанной с биологическими, эндокринными особенностями организма) и поэтому к одной и той же ситуации одному человеку приспособиться легко, а другому подчас невозможно, т.е. у каждого свои стрессоры.

 Стрессовые ситуации по-разному действуют на людей: одних сильный стресс мобилизирует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти. Если у первых во время стресса эффективность деятельности возрастает до определенного предела («стресс льва»), то у других она сразу падает («стресс кролика»). Так, некоторые учащиеся в ситуации экзамена чувствуют приток сил, повышение тонуса, которые ведут к обостренному восприятию, позволяют вспомнить лишь мельком слышанную информацию; другие же от волнения забывают даже то, что хорошо знают, «мямлят» и могут даже упасть в обморок.

        Непрерывная череда стрессов может быть опасной для здоровья. Тогда резко ломаются нормальные механизмы саморегуляции и формируются хронические, порой неизлечимые болезни. Развиваются неврозы, нарушения сна, снижается иммунитет, возникают сердечно-сосудистые заболевания, поражения желудочно-кишечного тракта. Это цена за слишком сильные переживания. Медики все чаще говорят о том, что многие болезни имеют так называемое психосоматическое происхождение – к ним относятся язва, бронхиальная астма, гипертония и др. При этих болезнях наблюдаются поражения физических органов, но вызваны они психологическими причинами, чаще всего стрессом, а точнее – неумением к нему адаптироваться.

Факторы, влияющие на развитие стресса.

 

      Рассмотрим факторы, влияющие на развитие стрессов, и подробней остановимся на факторах социальной природы и условиях труда. Врождённые особенности организма и ранний детский опыт:

- генетическая предрасположенность  (реакции людей на те или  иные факторы на       30-40% определяются генами),

- характер протекания  беременности у матери (стрессы  беременной женщины повышают  вероятность развития стресса  у ребёнка),

- тип высшей нервной  деятельности,

- ранний детский опыт (психотравмирующий опыт первых  семи лет жизни осложняет протекание  стрессовых реакций на протяжении следующей жизни),

- родительские сценарии (сценарий поведения усваивается  в детстве, когда родители, испытывая  стрессы, конфликтуют на глазах  ребёнка – об этом писал  Э. Бёрн).

      Характер человека и личностные особенности влияют на степень вовлечённости в стрессы. Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу. Открытые, доброжелательные, обладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы.

      Из психологических факторов большое значение имеет повышенная акцентуированность личности, так как в условиях эмоционального стресса они       обладают большей уязвимостью.

      К другим личностным особенностям, утяжеляющим последствия психогенных травм, психологи относят: нейротизм, повышенную агрессивность, хроническую тревожность, склонность к мотивационным конфликтам и конфликтам интимно-личностного характера. Особую «группу риска» составляют люди, сочетающие в себе повышенную сензитивность, тревожность и импульсивность.

      Многие исследователи отмечают, что большее влияние на характер реакций, которые демонстрирует человек в условиях эмоционального стресса, оказывает структура самооценки личности. Т.е. «негативная самооценка» у лиц с тенденцией к самообвинению, наоборот, усиливает стресс, который, в свою очередь, усиливает неуверенность в своих способностях и возможностях.

      Адаптация к стрессовым условиям достоверно лучше осуществляется у лиц, для которых была характерна высокая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избегания неудач. В то же время не следует забывать о физиологической цене успеха: активные, честолюбивые, нетерпеливые, беспокойные, ориентированные на успех люди больше подвержены стрессу, чем люди с низким уровнем притязаний, не претендующие на высокое положение в обществе и высокий денежный доход.

      Существует мнение, что верующие люди легче переносят стресс, чем атеисты. Одним из важнейших мотивов религиозности является стремление людей искать в религии поддержку и утешение со стороны высших сил, что помогает им переносить жизненные стрессы.

      Уровень сензитивности (чувствительности) человека имеет небольшое значение при биологическом стрессе, но чрезвычайно важен при стрессе психическом.

      Мы подошли к факторам социальной среды. К факторам социально-производственной природы, влияющим на устойчивость индивидуума к психоэмоциональному стрессу, относятся:

- социальные перемены,

- повышенная ответственность за  работу,

- значительное преобладание интеллектуального  труда,

- постоянный дефицит времени,

- хроническая усталость,

- нарушение режима труда и  отдыха,

- падение личного престижа,

- отсутствие элементов творчества  на работе,

- длительные ожидания в процессе  работы,

- частая смена рабочего стереотипа,

- ночные смены и недостаток  свободного времени для удовлетворения  

личных потребностей, сокращение времени  сна,

- нерациональное и несбалансированное  питание,

- курение и систематическое  употребление алкоголя.

Последствия стресса.

 

        По данным новых исследований подтверждено наличие связи между эмоциональным состоянием и возникновением болезней. В одном из исследований пять тысяч больных сообщили, какие события в их жизни предшествовали физическому заболеванию: смерть супруга, развод, брак, смена местожительства, потеря работы или уход на пенсию, т.е. в большинстве случаев имели место драматические жизненные ситуации. В дальнейшем исследовании психологи пришли к выводу, что преодоление жизненных кризисов, особенно когда способы этого преодоления неудачны, может снизить сопротивляемость болезням.

       Длительный стресс и, связанная с ним гормональная перестройка, приводят к:

  1. инсультам;
  2. заболеваниям желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка  и 12-типерстной кишки, нарушения аппетита, запоры или диарея и т. д.);
  3. нарушениям сна (бессонница, сонливость);
  4. синдрому хронической усталости, ухудшению памяти, снижению концентрации;
  5. неврозам, депрессивным состояниям;
  6. головным болям, головокружению;
  7. снижению иммунитета;
  8. импотенции и другим расстройствам в сексуальной сфере;
  9. бронхиальной астме;
  10. повышению уровня «плохого» холестерина, что приводит к атеросклерозу;
  11. ускорению старения, резкому ухудшению волос, кожи и ногтей;
  12. появлению сердечно-сосудистых заболеваний, таких как гипертония, гипотония, приступы учащенного сердцебиения, приступы стенокардии и др.;
  13. возникновению некоторых кожных заболеваний, например, экземы;

       Хронический стресс, особенно, у негативно настроенных людей, повышает риск инсулинорезистентности, предшествующей развитию сахарного диабета 2 типа. Абсолютно новым является предположение о влиянии стресса на развитие онкологических процессов, медициной это еще не доказано, но в исследовании психологов было замечено, что раком чаще болеют люди, подверженные длительным депрессиям.

      Стресс влияет на возникновение так называемых психосоматических заболеваний. Причиной их появления является не нарушение функций какого-либо органа или системы, а длительное воздействие психогенных факторов. Перечисленные выше заболевания в данном случае являются психосоматическими, хотя большинство их могут развиваться и по другим причинам.

Способы реагирования на стресс.

 

Выбор правильного способа  реагирования на стрессоры является одним из главных моментов, обеспечивающих гомеостаз (равновесие) организма. В некоторых случаях имеет смысл что-то «пропустить мимо ушей», а иногда нужно «принять вызов». Есть такое мудрое высказывание: «Господи, дай мне терпения принять то, что я в не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; дай мне мудрость научиться отличать одно от другого» (Рейнольд Нейборо).

Как ни парадоксально  это звучит, для счастья человеку требуется определенный уровень  стресса – он различен для разных людей. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, чисто растительной жизни. Люди нуждаются в чем-то большем, чем просто пища, одежда и жилье. Однако люди, беззаветно преданные своему идеалу и готовые посвятить свою жизнь совершенствованию в выбранной области, также встречаются нечасто. Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он ни выбрал. Кто не сумеет изучить себя, тот будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перегрузкой.

Г. Селье утверждает, что  мы не должны – да  и не можем  – избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующее отношение к жизни.

Итак, стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно. По мнению Г. Селье, для сохранения душевного  равновесия человеку нужна какая-то цель в жизни, которую он считает высокой, и гордость, что он трудиться ради ее достижения. Правильный выбор ближайших и дальних целей, способность адаптироваться к изменяющейся ситуации, переопределять ближние цели в случае непреодолимых трудностей для их достижения – важное условие здорового существования человека. Отдаленная цель освещает путь в течение всей жизни. Наличие отдаленной цели – например, поиск смысла жизни, стремление достичь совершенства, постичь истину – поможет преодолеть разочарование и дистресс при крушении сиюминутных потребностей. Вы провалились на экзамене? Вас ограбили? Падение курса национальной валюты разорило вашу семью? Но ведь это мелочи по сравнению с вашей отдаленной целью, и они не могут сломить вас: ваш путь – дальше и выше….

Информация о работе Стресс , дистресс, стрессоустойчивость