Стресс и основные фазы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать.
Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции.

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 30.16 Кб (Скачать файл)

 

    1. Стресс и основные фазы его развития

В переводе с английского  языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее  воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово  «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать.

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово  «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое  воздействие, а слово «стресс» - реакцию  не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции.

Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб  на отсутствие четких определений, а  в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В  кратком Оксфордском словаре  – пять определений стресса, среди  них есть следующие: побуждающая  и принуждающая сила; усилие или  большая затрата энергии; силы, оказывающие  воздействие на организм.

Селье выделил три стадии стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания.

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress – истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий.

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический  стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек  оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и  опыта, как угрожающую, трудную. В  свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается  тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется  с задачей, не успевает принимать  верные решения в требуемом темпе  при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды  и т.д., когда человек в течение  длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При  этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства.

Но какие бы определения  не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция  организма, имеющая независимо от причины  стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и  биохимическом) звене стресса, чтобы  понять каким образом психические  переживания, эмоциональные реакции  переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.

Возникающее при стрессе  сложные физиологические и биохимические  сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства».

Эта реакция мгновенно  включалась у наших предков при  малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него.

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет  стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех  компонентов психической деятельности,  в том числе эмоциональных.  Он пишет,  что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности  в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению  деятельности».

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости  обращает свое  внимание  П.Б. Зильберман,  говоря о том,  что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие  адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и,  на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости,  понимая под ней «..интегративное свойство   личности,  характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума,  которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».

Таким образом, стрессоустойчивость  – это самооценка способности  и возможности преодоления экстремальной  ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных  структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных  определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с  функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

Итак, стресс – это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой  частью нашей жизни. Избежать его  в условиях нашего существования  невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям  в будущем. Каждый человек имеет  свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.

 

2. Приёмы противостояния  деструктивному стрессу

 

Как уже ранее отмечалось, коммуникативная сфера, межличностные  и социальные отношения играют важнейшую  роль в жизнедеятельности молодого человека. Рассмотрение проявлений психологического стресса в общении представляет собой относительно новую, интереснейшую  сферу исследования в психологической  науке и практике.

Важнейшую значимость имеет  позитивное мышление, которое позволяет  жить настоящим и без страха смотреть в будущее, а также не зацикливаться  на своих проблемах и недостатках. Каждое событие имеет и отрицательный, и положительный полюса, которые  в большинстве случаев оценивает  сам человек. Один и тот же факт в различных ситуациях может  быть истолкован как позитивно, так  и негативно.

Достаточно успешной считается  позиция, когда достоинства стоят  на первом месте и первоначально  замечаются положительные стороны  какого-либо вопроса. Если стремиться выделить негативные явления, то ситуация может оказаться безнадежной для какого-то решения. Навыки позитивного мышления полезно развивать с улучшения адекватности (если необходимо повышение) собственной самооценки.

Релаксационные психотехники

Релаксационные технологии являются эффективным средством  помощи во время острого внезапного стресса, а также данные навыки оказываются  необходимыми в целях профилактики хронического долговременного дистресса. Релаксация противоположна по эмоциональному знаку напряжению и особенно полезна в периоды особой по интенсивности деятельности. Существует огромное количество разнообразных релаксационных психа-технологий, описанных в психологической литературе (частично она дана в списке используемой в пособии литературе).

Среди них можно выделить:

1) Технологии глубокой  релаксации, цель которых заключается  в максимально полном расслаблении  за достаточно длительный период  времени;

2) Технологии активизирующей  релаксации за относительно короткий  временной период;

3) Технологии, основанные  на методах аутотренинга;

4)Технологии, использующие  в качестве релаксационных механизмов  телесные прикосновения, элементы  массажа.

Большую роль в выборе той  или иной релаксационной технологии играет индивидуальная предпочтительность ведущих анализаторов, воспринимающих информацию, а также особенности  эмоционально волевых процессов, процессов  воображения и образного мышления. Как показывает психологическая  практика, наиболее распространенными  вариантами релаксации являются те, которые  основаны на сочетании функциональной релаксационной музыки и голоса ведущего (возможно, записанного на аудио– или  видеокассету).

3. Задание

Укажите правильный ответ, обоснуйте его:

  1. Разъясняя сущность стресса, следует исходить из того, что это психическое состояние представляет собой один из режимов, в котором может  протекать наша жизнь и работа. Следует привести одно из наиболее распространённых определений стресса, предложенное  Гансом Селье.  Дальнейший анализ этого сложного психического явления предполагает рассмотрения разных стадий его развития. Далее следует рассмотреть причины, вызывающие стресс, подчеркнув что его возникновение зависит исключительно от  перегрузок,  вызываемых различного рода причинами, стресс генами.  Важно отметить, что состояние стресса наступает не сразу, оно имеет свою динамику, этапы развития, высшим из которых является  деструктивный стресс. Нужно рассмотреть основные уровни проявления деструктивного стресса: физико-химический, физиологический, психологический…

2.  В этом вопросе рассматриваются способы самозащиты от стресса, характер которых определяется структурой самого стресса.  Следует раскрыть методы противостояния стрессу на физическом, эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Важно показать необходимость использования различных систем психофизического саморегулирования. В заключение следует обосновать мысль, что наилучшим способом борьбы с тяжёлыми последствиями стресса  является его профилактика, заблаговременное предупреждение, выработка и следование не стрессовому стилю жизни, соблюдение его основных характеристик. Не менее важно видеть и те угрозы, совокупность которых характеризуется как стрессовый образ жизни.  

 

Ответ «1»,т.к. Если организм не получает нужные резервы, он страдает, тем самым страдание это и есть стресс.

Стресс связан с неожиданностью и острой ситуацией, т.к. организм получает шок от неожиданных действий, или  острых ситуаций, а шок это –  стресс. Способность каждого идти на риск, это опасность для организма - что вызывает стресс.

Избежать стресс можно, если позитивно мыслить, жить настоящим  и без страха смотреть в будущее, а также не заострять большого внимания на своих проблемах и  недостатках.

 

Заключение

Итак, мы выяснили, что стресс – это психофизическая реакция  на стрессоры или стрессовые раздражители. Что стресс бывает четырёх типов: дистресс, т.е. плохой стресс, социальный стресс или внешние события, физический стресс или изменение функций организма (например, учащение сердцебиения), психологический стресс или эмоциональная реакция (например, раздражение).

 Теперь можно сказать,  что устойчивость человека к  возникновению различных форм  стрессовых реакций определяется  прежде всего индивидуально-психологическими  особенностями и мотивационной  ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие  далеко не всегда оказывает  отрицательное влияние на эффективность  выполняемой деятельности. В противном  случае вообще было бы невозможно  успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий.  Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни “стрессовой этиологии” - сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния - весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний.

Также я знаю, что стресс это не только вредно, но и полезно. Некоторой категории людей даже необходимо испытывать стрессогенные ситуации. И самое главное, в том, что мы испытываем стресс, виноваты мы сами. До тех пор, пока мы не изменим свою когнитивную оценку мы будем страдать от стресса, он будет загонять нас в угол и медленно убивать. А ведь мы сами можем загнать все стрессы в уголок и забыть о его существовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Информация о работе Стресс и основные фазы его развития