Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:56, реферат
В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать.
Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции.
В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать.
Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции.
Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре – пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.
Селье выделил три стадии стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания.
Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress – истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий.
В последние годы отмечают
условность полного разделения физиологического
и психического стресса. Физиологический
стресс связан с реальным раздражителем.
Психологический стресс характерен
тем, что во время него человек
оценивает предстоящую ситуацию
на основе индивидуальных знаний и
опыта, как угрожающую, трудную. В
свою очередь психологический стресс
делится на информационный и эмоциональный.
Информационный стресс развивается
тогда, когда возникает информационная
перегрузка, т.е. человек не справляется
с задачей, не успевает принимать
верные решения в требуемом темпе
при высокой степени
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства.
Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.
Возникающее при стрессе
сложные физиологические и
Эта реакция мгновенно
включалась у наших предков при
малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной
быстротой мобилизацию сил
Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности».
На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».
Таким образом, стрессоустойчивость
– это самооценка способности
и возможности преодоления
Как следует из приведенных
определений
Итак, стресс – это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.
2. Приёмы противостояния деструктивному стрессу
Как уже ранее отмечалось, коммуникативная сфера, межличностные и социальные отношения играют важнейшую роль в жизнедеятельности молодого человека. Рассмотрение проявлений психологического стресса в общении представляет собой относительно новую, интереснейшую сферу исследования в психологической науке и практике.
Важнейшую значимость имеет
позитивное мышление, которое позволяет
жить настоящим и без страха смотреть
в будущее, а также не зацикливаться
на своих проблемах и недостатках.
Каждое событие имеет и отрицательный,
и положительный полюса, которые
в большинстве случаев
Достаточно успешной считается позиция, когда достоинства стоят на первом месте и первоначально замечаются положительные стороны какого-либо вопроса. Если стремиться выделить негативные явления, то ситуация может оказаться безнадежной для какого-то решения. Навыки позитивного мышления полезно развивать с улучшения адекватности (если необходимо повышение) собственной самооценки.
Релаксационные психотехники
Релаксационные технологии являются эффективным средством помощи во время острого внезапного стресса, а также данные навыки оказываются необходимыми в целях профилактики хронического долговременного дистресса. Релаксация противоположна по эмоциональному знаку напряжению и особенно полезна в периоды особой по интенсивности деятельности. Существует огромное количество разнообразных релаксационных психа-технологий, описанных в психологической литературе (частично она дана в списке используемой в пособии литературе).
Среди них можно выделить:
1) Технологии глубокой
релаксации, цель которых заключается
в максимально полном
2) Технологии активизирующей
релаксации за относительно
3) Технологии, основанные на методах аутотренинга;
4)Технологии, использующие
в качестве релаксационных
Большую роль в выборе той
или иной релаксационной технологии
играет индивидуальная предпочтительность
ведущих анализаторов, воспринимающих
информацию, а также особенности
эмоционально волевых процессов, процессов
воображения и образного
3. Задание
Укажите правильный ответ, обоснуйте его:
2. В этом вопросе рассматриваются способы самозащиты от стресса, характер которых определяется структурой самого стресса. Следует раскрыть методы противостояния стрессу на физическом, эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Важно показать необходимость использования различных систем психофизического саморегулирования. В заключение следует обосновать мысль, что наилучшим способом борьбы с тяжёлыми последствиями стресса является его профилактика, заблаговременное предупреждение, выработка и следование не стрессовому стилю жизни, соблюдение его основных характеристик. Не менее важно видеть и те угрозы, совокупность которых характеризуется как стрессовый образ жизни.
Ответ «1»,т.к. Если организм не получает нужные резервы, он страдает, тем самым страдание это и есть стресс.
Стресс связан с неожиданностью и острой ситуацией, т.к. организм получает шок от неожиданных действий, или острых ситуаций, а шок это – стресс. Способность каждого идти на риск, это опасность для организма - что вызывает стресс.
Избежать стресс можно, если позитивно мыслить, жить настоящим и без страха смотреть в будущее, а также не заострять большого внимания на своих проблемах и недостатках.
Заключение
Итак, мы выяснили, что стресс – это психофизическая реакция на стрессоры или стрессовые раздражители. Что стресс бывает четырёх типов: дистресс, т.е. плохой стресс, социальный стресс или внешние события, физический стресс или изменение функций организма (например, учащение сердцебиения), психологический стресс или эмоциональная реакция (например, раздражение).
Теперь можно сказать,
что устойчивость человека к
возникновению различных форм
стрессовых реакций
Также я знаю, что стресс это не только вредно, но и полезно. Некоторой категории людей даже необходимо испытывать стрессогенные ситуации. И самое главное, в том, что мы испытываем стресс, виноваты мы сами. До тех пор, пока мы не изменим свою когнитивную оценку мы будем страдать от стресса, он будет загонять нас в угол и медленно убивать. А ведь мы сами можем загнать все стрессы в уголок и забыть о его существовании.
Литература