Стресс и причины его возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Стресс - это тот механизм, с помощью которого осуществляется адаптация нашего организма к окружающим нас условиям. Есть, конечно, и отрицательные стороны этого явления, они проявляются в виде психосоматических заболеваний или сложных последствий психотравмирующих ситуаций. [5, c. 142]
Впервые в научный оборот этот термин ввел канадский врач Ганс Селье (р. 1907) в своей книге «Стресс и дистресс», опубликованной в 1936 г. Здесь он дал следующее определение этому понятию:

Содержание работы

1. Стресс и причины его возникновения 3
2. Формы представления унифицированных текстов документов 9
3. Приведите образец справки 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Организация делопр. и перс. мен-т Вариант 22.docx

— 37.85 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

1. Стресс и причины его возникновения 3

2. Формы представления унифицированных текстов документов 9

3. Приведите образец справки 11

Список  литературы 12

 

 

 

 

 

  1. Стресс и причины его возникновения

 

Стресс - это тот механизм, с помощью  которого осуществляется адаптация нашего организма к окружающим нас условиям. Есть, конечно, и отрицательные стороны этого явления, они проявляются в виде психосоматических заболеваний или сложных последствий психотравмирующих ситуаций. [5, c. 142]

Впервые в научный оборот этот термин ввел канадский врач Ганс Селье (р. 1907) в своей книге «Стресс  и дистресс», опубликованной в 1936 г. Здесь он дал следующее определение  этому понятию:

«Стресс — это особый ответ организма на любое, предъявляемое  ему требование, это напряжение организма, направленное на преодоление возникших  трудностей и приспособление к возросшим  требованиям».

С тех пор это явление  стало предметом тщательных научных  исследований, особенно со стороны  психологов и медиков. В результате к настоящему времени широко утвердилось  мнение, что человеческий организм может работать в двух основных режимах:

  1. в режиме стресса, т.е. в режиме мобилизации, активизации, напряжения и даже перенапряжения своих сил, психологических и физических;
  2. в режиме обычном, т.е. спокойном, не требующем напряжения, а тем более перенапряжения. [3, c. 212]

Естественно, что следующим  вопросом, возникшим после уяснения сущности стресса, стал вопрос о его причинах, источниках, стрессогенных факторах.

В поисках ответа на этот вопрос учёные установили следующее:

  1. появление стресса не зависит от работы в пределах нормы, как и от отдыха без излишеств, также как и от таких факторов как погода или возраст;
  2. стресс зависит исключительно от перегрузок, перенапряжения; причем, они могут быть разовыми, но острыми, вызываемыми такими мощными стрессогенными причинами как, например, смерть близкого человека, распад семьи, увольнение с работы и т.п.; но могут быть и не столь острыми, но хронически повторяющимися, следующими друг за другом в виде, например, недостатка какой-либо важной информации, тревоги, связанной, например, с возможным увольнением с работы и т.п.

Возникновение стрессовой ситуации в жизни человека проявляется по-разному. Но все эти проявления сводятся к реакциям трех видов:

  1. психологические, выражающиеся в появлении чувства тревоги, беспокойства, уныния, тоски и т.п.;
  2. физиологические, связанные с повышением кровяного давления, учащением дыхания и пульса, напряжением мышц и т.д.;
  3. физико-химические, приводящие к усиленной выработке организмом таких веществ как адреналин, гидрокартизон, активизирующих деятельность всех систем организма.

Конечно, все эти изменения  совершаются в организме не сразу, не в один миг. Стрессовое состояние  имеет свою динамику, свои этапы  развития, роста. Обычно выделяют три  основных этапа развития стресса:

  1. начальный этап связан прежде всего с упомянутыми выше психологическими проявлениями в виде чувств беспокойства, нервного напряжения, часто вызванного ожиданием важного события, его затягиванием, недостатком информации о нём и т.п.;
  2. на втором этапе происходит уже комплексная, всесторонняя перестройка организма, его приспособление к вновь возникшим требованиям, мобилизация всех его духовных и физических сил; это основная фаза сопротивления организма стрессогенным факторам;
  3. и наконец, в случае затягивания стрессовой ситуации наступает третья фаза — истощения сил организма, его заболевания, фаза дистресса. Она наступает тогда, когда ресурсов организма не хватило для обеспечения его перестройки в соответствии с возникшими новыми требованиями внешней среды.

Это как раз и есть тот самый деструктивный стресс, который имеет для человека особо тяжкие последствия. [3, c. 213]

Являясь завершающим этапом в развитии стрессовой ситуации, деструктивный  стресс сам в свою очередь имеет  внутренние уровни, механизмы развития:

  1. на физико-химическом уровне он проявляется в полном истощении в организме запасов адреналина, вместо которого он, чтобы выжить, начинает производить его эрзац, неравноценный заменитель в виде гидрокартизона; который, однако, не может в полной мере заменить адреналин, а его длительное использование ведёт к ослаблению защитных сил организма, иммунной системы, т.е. к синдрому иммуннодефицита, сходному с эффектом СПИДА; в итоге жизнеспособность организма снижается, дорога для проникновения различного рода инфекций ко всем системам организма оказывается открытой;
  2. в результате на физиологическом и соматическом (телесном) уровнях возникают серьёзные функциональные изменения, болезни органов пищеварения (язва желудка), нервной системы (бессонница), кожные заболевания, сердечно-сосудистые болезни в виде инфарктов и инсультов; следствием дистресса может быть даже рак, как это убедительно доказано проведённой физиологами серией опытов над крысами;
  3. на психологическом уровне проявления тяжелого стресса выражаются в ухудшении памяти, способности концентрации внимания, повышенной возбудимости, чрезмерном убыстрении речи, увеличении числа ошибок в работе, утрате чувства юмора, усилении пристрастия к алкогольным напиткам и курению, а также в потере вкуса к еде. [3, c. 215]

Сообщество людей можно считать  «успешным видом» с эволюционной точки зрения, и мы можем позволить  себе испытывать стрессы и использовать их для своего же блага. [4, 5]

Однако, причины стрессоустойчивости  у всех людей индивидуальны. Американские эксперты по стрессу Сандра Гремлинг и Стивен Ауэрбах отмечают: «Если в ситуации заключено нечто, являющееся, по вашему мнению, потенциальной угрозой для вашего достоинства или физиологического благополучия, то вы, столкнувшись с этой ситуацией, наверняка испытаете тревогу и стресс». Ключевыми словами здесь являются «по вашему мнению», так как, сколько существует людей на Земле, столько будет мнений, а значит, тревога и стресс вызываются и внешними факторами, и вашим мнением об этих факторах. [5, c. 142]

Отсюда ясно, насколько  важно для любого человека, особенно руководителя, обнаружив у себя те или иные признаки чрезмерного стрессового  напряжения, грамотно использовать методы самозащиты от возможных тяжёлых  последствий деструктивного стресса. [3, c. 215]

Здесь прежде всего нужно  уяснить некоторые исходные правила  регулирования стрессовых ситуаций. Их можно свести к следующим:

  1. к стрессогенным факторам, вызываемым ими перегрузкам нельзя привыкнуть. Так, невозможно привыкнуть к мелочным придиркам начальства, постоянным ссорам с коллегами по работе, также как невозможно не замечать чрезмерного шума или непосильной работы;
  2. не следует рассчитывать и на то, что в результате проведения каких-то противострессовых мероприятий можно добиться полного устранения их из жизни, ибо они её неразлучные спутники. Более того, они придают ей тот неповторимый вкус, аромат, который и создаёт прелесть жизни. Жизнь без напряжения, стрессов, конфликтов возможна только... на кладбище. Если в вашей жизни нет стрессов, конфликтов, шутят психологи, проверьте, есть ли у вас пульс.

Поэтому противодействие стрессам имеет своей целью не абсолютное их устранение, а лишь ослабление — насколько это возможно — их деструктивных последствий.

С учётом этих исходных правил и нужно противостоять стрессам, используя разнообразные физические и психологические приёмы:

  1. на физическом уровне это прежде всего такие элементарные приёмы как ежедневные часовые прогулки на свежем воздухе, занятия тем или иным любимым видом спорта, недопущение излишнего переутомления, разумное ограничение деловых поездок и встреч;
  2. на эмоциональном уровне повышению стрессоустойчивости способствует посещение театров, концертов, художественных выставок, кроме того, полезно научиться при столкновении со стрессогенными факторами переключать внимание на эмоционально более приятную для вас тему, например , на воспоминания об отдыхе на море, в горах и т.п., весьма полезно слушать классическую музыку, особенно Моцарта, Чайковского, Дунаевского, рекомендуется также чаще смотреть на цветы, избегать в окружающих интерьерах красного цвета и больше использовать голубой и зелёный;
  3. на интеллектуальном уровне, продумывая цели своей жизни, следует ставить перед собой такие задачи, чтобы не надорваться при их достижении. Эти цели и задачи необязательно должны быть великими; они должны быть реальными, соответствующими вашим способностям и возможностям. Но поставив перед собой реальную цель, следует настойчиво, систематически добиваться её исполнения, чтобы потом не пришлось сожалеть об упущенных возможностях.

Для этого нужно научиться постоянно поддерживать в себе достаточно высокий жизненный тонус, используя для этого по мере возможности комплексную систему психофизического саморегулирования.

Система психофизического саморегулирования (СПС) исходит из утвердившегося в  современной психологии представления  об органическом, нерасторжимом единстве в человеческом организме его  психических и физических начал  и представляет собой метод управления собственным организмом на основе использования  комплекса упражнений для оздоровления нервной системы и других внутренних органов, одновременно и души, и тела, повышения их общего жизненного тонуса. [3, c. 216]

Метод достаточно прост и  представляет совокупность команд, которые  человек отдает сам себе. Для его  использования нужно начать с  принятия определённой позы: сев на стул, нужно опустить голову, немного  подать туловище вперёд, руки положить на колени и прикрыть глаза; иначе  говоря, нужно принять позу извозчика, ожидающего седока. Затем следует  отдать себе следующие мысленные  команды в виде следующих коротких фраз:

«Я совершенно спокоен» — сказать  один раз.

 «Моя правая рука тяжёлая»  — повторить шесть раз.

«Я совершенно спокоен» — сказать  один раз.

«Моя левая рука тёплая» —  повторить шесть раз.

«Я совершенно спокоен» — сказать  один раз.

«Моя сердце бьётся ровно и спокойно»  — повторить шесть раз.

«Я совершенно спокоен» — сказать один раз.

«Моё дыхание — ровное и спокойное» — повторить шесть раз.

«Мне легко дышится» — сказать  один раз.

«Моё солнечное сплетение излучает тепло» — повторить шесть раз.

«Я совершенно спокоен» — сказать  один раз.

«Мой лоб приятно прохладен» — повторить шесть раз.

В завершение указанного комплекса  упражнений нужно сжать кулаки, потянуться, расслабиться, разжать кулаки и раскрыть глаза. [3, c. 217]

 

 

 

  1. Формы представления унифицированных текстов документов

 

Унифицированный текст документа  может быть представлен в виде связного текста, анкеты, таблицы или  в виде соединения этих форм. [1, c. 140]

Связный текст — это текст, суть которого неизменно повторяется в ряде документов; он содержит грамматически согласованную информацию об управленческих действиях. Связный текст применяется при составлении всех видов писем, правил, положений, уставов, распорядительных документов. Связный текст может быть составлен на основе трафарета, содержащего постоянную информацию с пробелами для внесения переменной информации, зависящей от конкретной ситуации.

Анкета — форма представления унифицированного текста, в которой дается изложение словесной или цифровой информации при описании объекта по определенному набору признаков. Постоянной информацией в анкете являются обобщенные наименования признаков, а переменной — их конкретные характеристики. Постоянная информация представлена в виде наименований показателей, предусматривающих однозначные ответы, содержащие переменную информацию. При построении анкеты постоянная информация выражается существительными в именительном падеже или словосочетаниями, в которых опорным словом является имя существительное, например, «структурное подразделение». [3, c. 13]

Анкетные тексты применяются в  организационно-распорядительной, финансовой, учетной документации. Составление текста документа в виде анкеты используется при изложении цифровой или словесной информации о нескольких сходных объектах по определенному набору признаков. [2, c. 106]

 

 

 

Постоянная информация

Переменная информация

Фамилия

 

Имя

 

Отчество

 

Дата и место рождения

 

Семейное положение

 

Гражданство

 

Адрес

 

Телефон

 

Образование

 

Рис. 1. Пример анкетного текста

 

В таблице постоянная информация представлена в виде обобщенных показателей и  вносится в заголовки граф, переменная информация представлена в словесной  форме и вносится в заголовки  строк. Графы таблицы должны быть пронумерованы, если она имеет размер более одной страницы. На последующих  страницах печатаются номера граф.

Заголовки граф пишутся с прописной  буквы, а подзаголовки — со строчной, если они грамматически подчинены  стоящему над ними заголовку, и с  прописной, если грамматически не подчинены  ему. Точки в заголовках и подзаголовках  граф не проставляются. [3, c. 13]

Таблица используется при изложении цифровой или словесной информации о нескольких объектах по ряду признаков. [2, c. 107]

 

Заголовок строк

Заголовок граф

Подзаголовки граф

1

2

3

4

5

6

Подзаголовки строк

         
           
           
           
           

Информация о работе Стресс и причины его возникновения