Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:13, реферат
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие - печалят, третьи возмущают и т.д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называются процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.
Введение 3
Стресс. Основные понятия. 4
Реакция человека на стресс. 5
Способы борьбы со стрессом. 9
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Черты характера, поведения, помогающие преодолевать стрессоры:
- умение управлять собственным временем;
- умение равномерно распределять нагрузки, «планировать дела»;
- умение работать в коллективе, не брать всю работу на себя, считая, что другие сделают ее хуже;
- умение определить приоритеты при выполнении дел;
- умение рационально распределять ресурсы (финансовые, людские);
- не делать или стараться не делать несколько дел одновременно;
- умение использовать перерывы в работе для отдыха или переключения на другие проблемы уверенность в себе;
- наличие социальных навыков общения, управления конфликтами.
- умение все делать вовремя, не оставлять мелкие дела на «потом»;
- умение распределить обязанности по дому между членами семьи;
- умение планировать домашнюю работу;
- умение ставить конкретные достижимые, реальные цели и научиться «поощрять себя» за их выполнение.
- навыки межличностного общения;
- уверенность (но не самоуверенность) в поведении;
-профессиональная компетентность;
- честность и трудолюбие и пр.
Важным стрессовым фактором может оказаться не один фактор или событие, а комплекс сложных, взаимопереплетающихся и взаимосвязанных факторов, которые в совокупности формируют уровень социальной адаптации человека -- то есть его способность сохранять равновесие и иметь достойное качество жизни и здоровья.
Примером может служить
Что может помочь определить случаи, когда может быть применен метод «прямого действия» на стрессор ?
- Оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, относящихся к межличностным отношениям, необходимо также учитывать последствия, которые могут быть следствием изменения этих отношений. Прямые действия, направленные на устранение источника стресса без соответствующих навыков, могут обернуться весьма неадекватным решением проблемы.
- Оценить, в чем причина стрессовой ситуации. В неумении выполнить или в незнании? Спросите себя: «Во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор?» Например, в присутствии всех ли лиц возникает неловкость публичного выступления, или только в присутствии конкретных лиц. При недостатке навыков выполнения -- надо научиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам определения проблем и принятия решений, методам общения), а при недостатке знаний - научиться, что надо делать.
К стрессорам неуправляемым, неподвластным нашему поведению можно отнести ситуации, условия, людей и их поведение, которые мы не в состоянии изменить, но которые для нас являются факторами стрессовой ситуации. Например, «неудобно стоящий пассажир», «вечно обгоняющие водители», «очереди», «толчея на перроне» и т.п.
Стресс это неотъемлемая часть любой жизни человека. Стресс способствует формированию многих процессов, в частности, процессу адаптации. Стресс не всегда приводит к негативным последствиям. Существует два вида стресса, один из которых положительный, другой – отрицательный. В большинстве случаев, человек сам может справиться с последствиями стрессовой ситуации.
Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика. Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание. Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех. Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом, наверное, сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны.
1. Рутман Э.М. «Как преодолеть стресс»,
М.: ТОО «ТП», 1998. 118 с
2. Кижаев-Смык Л.А. «Психология стресса»,
М.: «Наука», 1983. 272 с
3. Как победить стресс / Авт.-сост. Н.В. Белов.
– М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. 96с
4. Короленко Ц. Психофизиология человека
в экстремальных условиях – СПб., 2002 –
272 с
5. Леонова А., Костикова Д. На грани стресса//В
мире науки. – М.,
2004 – 34-39 с
6. Мертон Р. Социальная структура и аномия//
Социология преступности – М., 1966 – 368
с
7. Немов Р. Психология – М., 1994 – 572 с
8. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей,
потерявших работу//Психологический журнал
- М., 1992. Т. 13. No 1
9. Пергаменщик Л. Список Робинзона – Минск,
1996 – 152 с
10. Селье Г. Стресс жизни – СПб, 1994 – 274
с
11. Селье Г. Стресс без дистресса – М., 1982
– 390 с
12. Устимов Д. Информационный стресс – Казань,
2006 – 90-91 с