Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 04:35, реферат
I. Введение.
Данная работа посвящена анализу стресса, причинам его возникновения, влиянию его на организм человека, а также изучению способов борьбы с ним.
I. Введение……………………………………………………...…....……..2
II. Основная часть:
1. Понятие стресса…………….…….………………………………..........3
2. Психологические признаки стресса………………………….….……..5
3. Причины возникновения стресса. Стрессовые ситуации…….………8
4. Способы и методы борьбы со стрессом………………………………12
III.Заключение………………….……………………………......………..15
IV.Список использованной литературы……………………………..….16
Реферат
Стрессы и стрессовые ситуации
Содержание
I. Введение……………………………………………………..
II. Основная часть:
1. Понятие стресса…………….…….………………………………..
2. Психологические признаки стресса………………………….….……..5
3. Причины возникновения стресса. Стрессовые ситуации…….………8
4. Способы и методы борьбы со стрессом………………………………12
III.Заключение………………….……………………
IV.Список использованной литературы……………………………..….16
I. Введение.
Данная работа посвящена анализу стресса, причинам его возникновения, влиянию его на организм человека, а также изучению способов борьбы с ним.
Понятие «стресс» уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, однако, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс – это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим – поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Автор теории стресса Ганс Селье считал, что стресс – это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Т.е. стресс – это универсальная реакция нашего мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия: болезни, выпускные экзамены, решающая подача в теннисном матче или важное деловое интервью.
Перечень стрессоров разнообразен: от простых, таких как температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др., до сложных психологических и социальных факторов: риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности.
Экспериментально установлено, что у людей, которые находится в состоянии страха или тревоги, в крови повышено содержание адреналина. Поэтому адреналин чаше называют аварийным гормоном или гормоном тревоги. Ганс Селье дал следующее определение стрессу: «Стресс — это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни».
Стресс является состоянием общего напряжения организма, возникающего у человека под действием чрезвычайного раздражителя. Например, на морозе мы дрожим, чтобы больше выделить тепла, на солнцепеке потеем, и испарение пота охлаждает нас. При беге предъявляются повышенные требования к мускулатуре, сердечно-сосудистой и дыхательной системам.
Реакцию стресса вызывают неблагоприятные факторы (стрессоры), и человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к новой для него ситуации. Затем наступает выравнивание или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней – это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникать различные физические или психические отклонения в состоянии здоровья.
Частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что в свою очередь, может стать причиной психосоматических заболеваний.
II. Основная часть.
1. Понятие стресса.
О стрессе говорят и пишут много, часто противоречиво. Что же такое стресс?
У стресса есть научное определение. Оно было введено в 1936 году канадским физиологом Г. Селье. Ученый определил стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование».
В середине века Селье изучал стрессы, вызванные большей частью физиологическими причинами, такими как: чрезмерная боль, шум, воздействие экстремальных температур, реакции организма на прием ряда лекарственных препаратов и т.п.
Но у наших современников понятие стресс ассоциируется только с психологическим дискомфортом и с психологическими причинами. Возможно, сейчас это стало более актуальным. И современному человеку, разумеется, неплохо бы всегда помнить, что любая сильная эмоция несет в себе потенциальную угрозу возникновения стресса. Это может быть даже банальное соревнование, где один обязательно выиграет, а другой обязательно проиграет. Причем, надо отметить, что стресс возможен у любой стороны, независимо от результата.
Стресс – (от английского stress – давление, нажим, напряжение) – в психологии, физиологии и медицине – состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта).
Стресс связан практически с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Основоположник учения о стрессе Г. Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни».
Каждый испытывал его, все говорят о нем, но мало кто задавался вопросом, что же такое стресс?
На этот вопрос словари и энциклопедии дают следующие ответы:
Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.
Стресс – это состояние повышенного нервного напряжения, вызываемое сильным воздействием.
Данные определения лаконичны и просты, но чтобы понять, что такое стресс вовсе не обязательно заглядывать в словари – достаточно посмотреть вокруг. Стресс – это все что нас окружает. Стресс – это наша жизнь. Можно ли жить без стресса?
Наука утверждает, что нельзя. Жизнь не терпит постоянства и стабильности, и, конечно же, именно она – главный источник стресса, поэтому полностью избавиться от стресса можно только с приходом смерти.
Итак, понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).
Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.
Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).
Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Эти факторы весьма важны при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.
Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые «стратегические» конфликты).
Еще Селье введением понятий «эустресс» и «дисстресс» дифференцировал понимание стресса. Эустресс – положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования.
Итак, стресс является универсальной реакцией живого организма и может оказывать на человека не только отрицательное, но и положительное влияние. Стресс – постоянный спутник нашей жизни, а в некоторых случаях (например, в спорте или при сдаче экзаменов) совершенно очевиден. Ответная реакция на стресс обостряет внимание, улучшает зрение, ускоряет реакцию, мобилизует силы организма на действие и может привести к облегчению течения многих заболеваний. Но эффекта от стресса можно ждать в тех случаях, если он не ведет к истощению организма, а только мобилизует его на борьбу с внешними отрицательными факторами. В состоянии стресса часто решения и действия каждого отдельного человека могут быть неадекватными и несостоятельными. Допускающий ошибку человек твердо уверен в своей правоте и зачастую не внемлет аргументированным возражениям. Когда утихает чрезмерное эмоциональное напряжение, ошибки становятся понятными.
2. Психологические признаки стресса.
Психологические признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса:
Эмоциональные признаки. Они проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности.
Депрессии. Обычно депрессия дает о себе знать появлением необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам. В стрессовой ситуации человек чувствует, что теряет контроль над некоторыми аспектами своей жизни. Симптомы ухудшения физического состояния организма и изменения поведения могут усиливаться во много раз.
Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать свое внимание, появляется ощущение потери контроля над собой и ситуацией. Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений.
Оборонительная позиция. Появление такого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе «быть сильным». Он не должен быть слабым, поддаваться влиянию стресса. Иногда такая позиция – не более чем игра на публику, а иногда – убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию. Многие люди стараются не поддаваться надвигающемуся стрессу. В самых простых ситуациях они становятся деспотичными, любое несогласие принимают как попытку унизить их достоинство и поколебать авторитет.
Несамостоятельность. Некоторые люди, оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают способность к выполнению своих функций. Начинается процесс деградации: они хотели бы остаться прежними – уверенными в себе и дееспособными, поэтому боятся осознать появление этого сигнала, а еще больше опасаются, что их несамостоятельность заметят окружающие. Чувство вины только усиливает стресс.
Возникают трудности с принятием решения и выполнением задуманного. Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях очень трудно принять решение, даже самое простое, а главное – его исполнить.
Таким образом, можно увидеть, что стресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.
3. Причины возникновения стресса. Стрессовые ситуации.
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс, можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.
Нередко различные неприятности приходят как раз тогда, когда человек их меньше всего ожидает – падают «как снег на голову». В результате – шок, растерянность, паника, гнев, взаимные обвинения. Человек оказывается не в состоянии эффективно противостоять трудностям. Откуда берутся стрессы?
Стрессовые ситуации редко бывают там, где совершенно ясно, как, что и зачем делать. Факторов срыва нет – всё предусмотрено. А там, где знаний недостаёт, есть сомнения, неуверенность, как правило, что-нибудь, да случается. Следом идёт эмоциональная реакция: нетерпимость, возмущение, недовольство, отчаяние, уныние, которые усугубляют дело. А можно ли по-другому?
Таким образом, причиной страданий является не сама ситуация, а восприятие её человеком через призму прошлого отрицательного опыта и эмоций. Интересно, что вредоносный механизм переживаний может продолжать работать независимо от того, продолжаются «неприятности» или нет. Например, человек, вспоминая нанесённое кем-то оскорбление, может избегать встреч и не иметь дел, а его обидчик уже давно раскаялся и готов возобновить дружбу и сотрудничество.
Итак, адекватность поведения
человека в сложной ситуации определяется:
во-первых, спокойствием; во-вторых, наличием
знаний и жизненного опыта.
Эти два фактора тесно связаны. Люди выходят из равновесия по незнанию, а это и приводит к привычке «распускать себя» - например, безудержно гневаться или унывать и расстраиваться по каждому поводу.