Стресс: способы профилактики и преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Причины и признаки стрессового напряжения. Основные способы борьбы со стрессом и методы его профилактики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
1. Основные причины возникновения стресса……………………………..…4
2. Причины и признаки стрессового напряжения……………………….…..10
3. Способы борьбы со стрессом………………………………………….……13
4. Методы профилактики стресса………………………………………….....17
Заключение………………………………………………………………………20
Практические задания…………………………………………………..…….…21
Список литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

психология и педагогика кр.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

    Если  нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

    Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая "переделка" дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

    Очень часто люди при возвращении домой  переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему - наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений.

    Если  мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал  начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у нас начинается острый стресс. Для начала нужно  собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе "СТОП!", чтобы  резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, свой метод. И тогда в критической ситуации, которая может  возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

    Теперь  рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма  на стрессовые ситуации. То есть, как  можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной причины - таких причин всегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся ситуации.

    Наиболее  оправдавшим себя методом аутоанализа  личного стресса является дневник  стрессов. Метод этот несложный, однако требующий терпения. В течение  нескольких недель - по возможности  ежедневно - необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда и что произошло.

    Анализ  записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события  или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно  повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут  быть причиной возникновения стресса.

    Полезно записывать свои ощущения сразу при  наступлении острого стресса, чтобы  потом  в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.

    Если  мы пролистаем собственные записи и попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечное напряжение, "неуспокаивающиеся ноги" (не сидится на месте) ощущение внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.

    Проанализировав записи, можно определить, в какое  время дня чаще всего наступает  недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С  помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Можно ли жить без стресса? Нет, без стресса  жить невозможно и даже вредно. Значительно  труднее попытаться решить проблему: «Как жить в условиях стресса?» Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор – враг, наносящий  страшные удары по самым жизненно важным органам.

    Стресс  дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

    Одним из факторов стресса является эмоциональная  напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной  системы человека. К примеру, при  экспериментальных исследованиях  в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

    Каждый  человек по-разному реагирует  на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.  
 
 
 

    Практическое  задание

    Каждый  из персонажей борется со стрессом.

    Указать, какой из трех стратегией он пользуется; решает проблему; изменяет своё отношение к ней или смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею? Обосновать свой выбор.

    А. Мужчина попал в автомобильную  катастрофу и получил травму шеи. Он утверждает, что в результате этого несчастного случая стал лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.

    Б. Начальник крайне низко оценил работу своего подчиненного. Сотрудник подумал  о том, чтобы уволиться, перейти  в другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал последний вариант.   

    А) Мужчина научился приспосабливаться к стрессору (травма шеи), смирился с проблемой и существует с ним.

      Находит успокоение – сравнивая  собственную боль с чужой, тем  самым понимая этих людей (принцип «а другому гораздо хуже») и чем  позволяет себе стойко и спокойно отреагировать на неудачу.

    Б) Сотрудник, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, (желание уволиться) досада из-за того, что его работа была оценена начальником не по достоинству.

    Возникла  стрессовая ситуация, которая имеет  актуальность для сотрудника. Осталась потребность удовлетворения отрицательных  эмоций. Следовательно, он выбрал первую стратегию и нашел путь для  её реализации, а именно решением проблемы, явилось обжалование несправедливости начальника.

    2. Студентка два месяца интенсивно работала над курсовой работой. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на день. Студентка, услышав об этом, почувствовала, что ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.

    А. Опишите 2–3 метода, которые помогут студентке справиться с гневом. Обоснуйте свой ответ.

    Б. Каким, на ваш взгляд, должно быть оптимальное поведение студентки в этой ситуации. Аргументируйте свой ответ.

    А.  1. Постараться студентке расслабиться. Расслабить напряженные мышцы, и почувствовать, как меняется эмоциональное состояние. Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха. 

        2. Предложить решение. Сказать преподавателю, что понимаете его и предложить решение. Обычно мы взрываемся, когда чувствуем, что загнаны в угол и выхода нет. Но, как известно, даже когда вас съели – у вас, по крайней, мере 2 выхода. Сконцентрируйте свое внимание на возможных решениях проблемы, и предложите человеку пару вариантов. Два-три варианта лучше, чем один, так как у вашего оппонента возникает ощущение свободы выбора. Используйте магическое слово – «давайте…». «А давайте попробуем вот что..» – значение творческой инициативы для эффективного управления гневом трудно переоценить.

    3.  Может преподавателю подпортили настроение и студентка попалась под горячую руку и стала «козлом отпущения» .  И чтобы не усугубить ситуацию студентке лучше подойти в другое время.

     Б. На мой взгляд оптимальное поведение  студентки в данной ситуации это  объяснить причину задержки сдачи работы и предложить преподавателю какое либо решение. Тем самым она поведет себя правильно. И не будет причин для провоцирование конфликтной ситуации между ней и преподавателем. 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Бурбо Л. Эмоции, чувства и прощение. М., 2001.

    2. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. СПб.,1989. 

    3. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте//Собр. соч.: В 6т.             М., 1982                                                                   

  1. Гринберг Дж. Управление стрессом М., 2006.
  2. Изард К. Психология эмоций: пер. с англ. СПб., 2000.
  3. Китаев-Смык Л.А. Психология и концепция стресса // Хрестоматия по психологии. М., 1987.
  4. Маклаков А.Г. – «Общая психология», СПБ, 2003 – 592с. (Глава 19).

    8. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992.2. Столяренко. Основы психологии, 1998.

    9. Стресс жизни: Сборник. Л. М. Попова, И. В. Соколов. (Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней). - СПБ, 1999 –384с.

    10. Рогоа Е.И. Эмоции и воля. – М., 2000. – 240 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Стресс: способы профилактики и преодоления