Стандартными техниками
решения конфликта являются следующие:
- уход — отказ от претензий:
- сглаживание — избежание точек разногласия;
- поиск компромиссов — торговля по точкам разногласия с целью достижения компромисса. Подход характеризуется лозунгом «дать и взять взамен»;
- силовое давление — выделение одной точки зрения за счет других. Подход характеризуется конкуренцией и отношением «победитель — проигравший»;
- конфронтация — открытое обсуждение, ориентированное на решение проблем. Подход заставляет участников конструктивно работать с разногласиями.
Значительную часть
стрессов мы получаем в результате
конфликтов, порожденных различными
производственными ситуациями. При
этом в любом случае оказывается
затронутой «вертикаль» деловых
отношений: руководитель-подчиненный.
Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые
управленческой психологией, развернуты
как бы два «фронта»: руководителям, в
чьи обязанности вменяется снижать уровень
стресса у сотрудников, и подчиненным,
которым предлагается беречься от стрессов
самим и не служить стрессодателями для
других.
Чтобы минимизировать уровень
стрессов в коллективе, не снижая при
этом производительности, руководитель
должен прислушаться к следующим рекомендациям:
- Почаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий-важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
- Не пренебрегать «бюрократией», т.е. четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратить массу мелких конфликтов и взаимных обид.
- Не раздражаться, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
- Как можно чаще демонстрировать свое доверие и поддержку подчиненным.
- Использовать стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
- При неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
- Не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
- Запретить себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
- Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускать из виду правил конструктивной и этичной критики.
- Периодически задумываться о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.
Выполнение руководителями
этих несложных в принципе рекомендаций
может весьма существенно повлиять на уровень
стрессов в коллективе.
Одновременно в тех
же целях шаг навстречу начальникам
предлагается сделать и подчиненным.
Людям, страдающим от стрессов на работе,
обычно предлагают примерно такой перечень
методов минимизации стрессов.
- Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров.
- Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся - вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
- Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.
- Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий,... если только вам позволят освободиться от части старых.
- Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.
- Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть
заведомая противоречивость предъявляемых требований (вам, к примеру, поручили составить важный отчет, но и не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге, пострадает дело, а не вы лично.
- При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10—15-минутных пери<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: