Структура ценностных ориентаций студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3

Глава I

1. Понятие “ценностные ориентации” в психологии ………………… 5


1.1. Изучение ценностных ориентаций в философии и социологии …11


1.2.Ценностные ориентации как предмет психологии ……………….19



Глава II

2. Организация и результаты эмпирического исследования и структуры ценностных ориентаций студентов. ……………………………….. 23

Заключение ……………………………………………………………… 26


Список использованной литературы …………………………………. 28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

ГОУ ВПО «Курский государственный университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

Структура ценностных ориентаций студентов. 

   

Выполнил:

 студент  3 курса

                                                     факультета ПиП

                                                                   специальность психология

                                                   

                                                      Белов А.С. 

Проверил: доцент, кандидат психологических наук

Лобков Игорь Сергеевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курск, 2011

Содержание 

Введение …………………………………………………………………… 3  

Глава I   

  1. Понятие “ценностные ориентации” в психологии ………………… 5
 
 

  • 1.1. Изучение  ценностных ориентаций в философии  и социологии …11  
     

  • 1.2.Ценностные  ориентации как предмет психологии  ……………….19   
     
     
    • Глава II  

    1. Организация и результаты эмпирического исследования и структуры ценностных ориентаций студентов.  ……………………………….. 23
     

      Заключение  ……………………………………………………………… 26 
       

         Список использованной литературы  …………………………………. 28 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Введение 

         Изучение  личности позволяет выявить специфику  её формирования, даёт возможность  определить отношение человека к  окружающему миру, деятельности, другим людям, выявить, что движет человеком в выборе жизненного пути. При этом особенно важны знания свойств личности в учебных заведениях, где педагог не сможет построить свою работу без сведений о личности обучаемого.

         Важнейшей характеристикой личности является её направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Направленность личности определяется идеалами, убеждениями и ценностными ориентациями, способствующими формированию мировоззрения человека.

         Изучение  одной из составляющих направленности и мировоззрения личности — ценностных ориентации - позволяет выявить возникновение  и развитие жизненных перспектив человека, их особенности у представителей определённых возрастных групп людей.

         Ценностные  ориентации, являясь одним из центральных  личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к  социальной действительности и в  этом своем качестве определяют широкую  мотивацию его поведения и  оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентации с направленностью личности. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни".

         Ценностные  ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной  или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

         Особенное значение имеет изучение ценностных ориентации юношеского возраста, так как именно в этот период формируется мировоззрение, происходит становление личности. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава I 

    1. Понятие “ценностные ориентации в психологии”

    Ценностные ориентации — этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; а так же основания, по которым личность или группа "выстраивает" воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости. Понятно, что ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия. Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом обусловливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения. В социальной психологии групп ценностные ориентации напрямую связаны с проблематикой групповой сплоченности, выражающейся, прежде всего, в степени проявления такого социально-психологического феномена межличностных отношений, как ценностно-ориентационное единство. В целом ряде экспериментальных исследований, выполненных в основном в рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений (А. В. Петровский) однозначно показано, что в группах разного уровня социально-психологического развития частота совпадения позиций, мнений, точек зрения членов сообщества по поводу значимых обстоятельств жизнедеятельности группы не просто различно, но и нередко имеет прямо противоположные основания. Если в группах высокого уровня социально-психологического развития подобное совпадение не связано с нивелировкой мнений и не мешает полноценному личностному самоопределению индивида в группе, то в корпоративных группировках ситуация, как правило, обратная. Что касается диффузных сообществ, то здесь чаще всего можно наблюдать самый широкий разброс позиций, порой и прямопротивоположных. Для экспериментального исследования уровня ценностно-ориентационного единства в конкретных контактных группах создана и широко применяется в отечественной социальной психологии специальная методика определения степени ценностно-ориентационного единства.

    Вполне  понятно, что вопрос о ценностных ориентациях как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей. По замечанию Г. М. Андреевой, "хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно обозначить некоторые принципы. Важнейшим из них является признание различной значимости разных целей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например, о добре, зле, счастье и т. п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений".

    Хотя  было бы явно неверным сводить ценности даже малой группы к механической "сумме ценностей" ее членов, тем  не менее система индивидуальных ценностей каждого из них в  известной (а если речь идет о высокозначимых, с точки зрения идеальной представленности в сознании других членов сообщества, то и в достаточно существенной) степени проявляется как на уровне собственно ценностных ориентаций, так и динамических процессов в группе.

    Как показано в исследованиях отечественных  психологов, личностные ценности и  ценностные ориентации индивида тесно  связаны с его целями и видением собственных жизненных перспектив. Так, в частности, Е. И. Головаха отмечает: "Планируя свое будущее, намечая конкретные события — планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями. Избирательная направленность на эти ценности отражается в иерархии ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию. Их предмет — определенная сфера жизнедеятельности, линия поведения, рассчитанная на период времени, который заранее трудно установить для непосредственной реализации ожиданий, соответствующих сложившейся иерархии ценностей". В данной связи стоит особо отметить, что индивидуальные ценностные ориентации играют роль механизма, повышающего "фрустрационную толерантность" личности, поскольку "если жизненные цели и планы не реализуются, наличие ценностных регуляторов обеспечивает устойчивость личности в момент “кризиса нереализованности”". С другой стороны, "если ... намеченные цели достигнуты и утрачивают побудительную силу, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей. Это механизм — по мнению Е. И. Головахи — действует при устойчивой структуре ценностного сознания человека, когда у него сформирована достаточно четкая иерархия ценностных ориентаций, и он может с уверенностью сказать, что главное для него, например, творческая работа, затем — семейное счастье, полноценный досуг, здоровье и т. д. Тогда создаются предпосылки для согласования жизненных целей в соответствии с приоритетами, определяемыми иерархией ценностных ориентаций".

    Вполне  понятно, что индивид (во всяком случае, психически нормальный и действующий  не по принуждению) практически в  каждой из своих групп членства стремится  обеспечить реализацию тех или иных своих жизненных целей, обусловленных ценностными ориентациями. Не менее очевидно, что адекватно оценивающий собственные потребности и условия среды индивид будет соотносить специфику конкретной группы членства с конкретными потребностями и в зависимости от этого строить свое взаимодействие с партнерами как в предметно-деятельностной, так и в ценностной сферах. Однако, как считают некоторые зарубежные социальные психологи, существуют универсальные ценностные ориентации личности, связанные с социальным взаимодействием, определяющие доминирующую поведенческую стратегию индивида практически в любом контактном сообществе.

    На основе анализа поведенческих стратегий, избираемых испытуемыми, участвовавшими в многочисленных экспериментах, построенных  на играх с ненулевой суммой, таких  как "Дилемма заключенного" и "Дальнобойщики", Мак-Клинток и Либранд пришли к выводу о том, что "индивиды, как правило, демонстрируют одну из трех ценностных ориентаций, или стратегий во взаимодействии с другими людьми.

    Сотрудничающие индивиды заинтересованы в максимизации совместных вознаграждений, получаемых обоими, собой и партнером.

    Соперничающие индивиды ориентированы на максимизацию своих собственных выигрышей в сравнении с выигрышами партнера. Они стремятся превзойти своего партнера.

    Индивидуалисты ориентированы на максимизацию своих собственных выигрышей, не заботясь о выигрышах или проигрышах партнера".

    Понятно, что если гипотеза о трех типах  ценностных ориентаций, связанных с  социальным взаимодействием, и верна, то как собственно личностные ценностные ориентации, так и связанные с ними поведенческие стратегии подвержены влиянию группы. При этом в группах низкого уровня развития будут наиболее часто и отчетливо проявляться доминантные поведенческие стратегии, обусловленные индивидуальными ценностными ориентациями членов, в то время как в группах высокого уровня развития на первый план в этом отношении выходят именно групповые ценности и нормы.

    С точки  зрения социально-психологической  практики, ценностные ориентации каждой конкретной группы представляют бесспорный интерес в собственно содержательном плане, прежде всего, для определения просоциальной либо асоциальной направленности данного сообщества. И все же наиболее значима проблема групповых ценностных ориентаций именно при определении уровня развития группы и, в частности, такого его показателя, как уровень групповой сплоченности.

    Впервые мысль о возможности использования  показателя сходства ценностных ориентаций членов сообщества для оценки уровня групповой сплоченности сформулировал  Т. Ньюком. Он выдвинул новую идею, "...а именно идею необходимости возникновения сходных ориентаций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям". При этом, как отмечает Г. М. Андреева, "несомненная продуктивность этой идеи, к сожалению, оказалась девальвированной, поскольку дальнейшее ее развитие попало в жесткую схему теории поля. Развитие сходных ориентаций, т. е. достижение согласия, мыслилось как снятие напряжения в поле действия индивидов, причем снятие это осуществляется на основе определенных эмоциональных реакций индивидов".

    Следующий принципиальный шаг в изучении ценностно-ориентационного  единства как показателя уровня групповой  сплоченности и социально-психологической  зрелости группы связан с концепцией деятельностного опосредования  А. В. Петровского. По мнению Г. М. Андреевой, "существенным моментом при этом выступает то обстоятельство, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как, скажем, это было у Ньюкома), но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентаций членов группы, но и как воплощение этого сходства в практических действиях членов группы. При такой интерпретации сплоченности обязателен третий шаг в анализе, т. е. переход от установления единства ценностных ориентаций к еще более высокому уровню единства — единства целей групповой деятельности как выражения сплоченности".

    Практический социальный психолог при решении вопроса об уровне социально-психологического развития конкретной группы или организации должен помнить, что степень межличностной сплоченности является одним из определяющих показателей того, с каким типом общности он имеет дело. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  • 1.1. Изучение ценностных ориентаций в философии и социологии 
     
     
  •      Ценностные  ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

         Рассматривая  проблему ценностных ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: «... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни. Профессиональные ценности - это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости».

         Ценностные  ориентации - сложный социально-психологический  феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл  и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру. Вершина ее -ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. З.И. Файнбург отмечает "чрезвычайную сложность системы ценностных ориентации личности... сложность ее детерминации, многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере. Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре".

    Смысловые образования предельного обобщения  превращаются в ценности, и человек  сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию "ценность". Это понятие рассматривается в разных науках: аксиологии, философии, социологии, биологии, психологии, педагогике. В ценностях сконденсированы опыт и результат познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущее. Ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность. Сократ, считающийся основателем этики, первым из философов античности пытался найти ответ на вопрос о том, что такое благо, добродетель и красота сами по себе, вне зависимости от поступков или вещей, которые обозначаются этими понятиями. По его мнению, знание, достигаемое посредством определения этих основных жизненных ценностей, лежит в основе нравственного поведения. С точки зрения Сократа, благо определяется как таковое при соответствии его поставленной человеком цели. Как отмечает Г. П. Выжлецов, «введение Сократом принципа целесообразности, общего для блага и красоты, возводит их из оценочных понятий («хорошее», «прекрасное») в ранг идеальных ценностей».

         Аристотель, рассматривая в «Большой этике» отдельные  виды благ, впервые вводит термин «ценимое». Он выделяет ценимые («божественные», такие как душа, ум) и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу) блага, а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые могут использоваться как для добра, так и для зла. Таким образом, в отличие от Сократа, у Аристотеля, по его собственным словам, «благо может быть целью и может не быть целью». 

         Понятие "ценность" в его психологической  трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые у разных психологов обозначаются разными понятиями: Н.Ф. Добрынин называет их "значимостью"; А.И. Божович -"жизненной позицией"; А.Н. Леонтьев -"значением" и "личностным смыслом"; В.Н. Мясищев - "психологическими отношениями".

         Ценность  внутренне освещает всю жизнь  человека, наполняет ее простотой  и гармонией, что ведет к подлинной  свободе - свободе от колебаний и страхов, свободе творческих и профессиональных возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна в зависимости от возраста и среды существования личности.

         Так С. С. Бубнова, в результате теоретического анализа классификаций основных типов ценностей, выделила три иерархических уровня в системе ценностных ориентации личности, соответствующие трем уровням ее изучения.

         1) Наиболее обобщенные, абстрактные  ценности: духовные, социальные, материальные. Духовные ценности в свою очередь дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и др., социальные - на ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности и т.д.;

    1. Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и т.д.;
    2. Характерные способы поведения личности как средства реализации и закрепления ценностей-свойств;

         Наиболее  распространенной в настоящее время  является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Ценность Рокич определяет как "устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования". Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

         общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

         все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;

         ценности  организованы в системы;

         истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

         влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

         Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения  в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования  с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например: честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка - терминальных и инструментальных ценностей:

         Терминальные  ценности:

         активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

         здоровье (физическое и психическое);

         интересная  работа (в отношении военнослужащих служба);

         красота (переживание прекрасного в природе  и в искусстве);

         любовь (духовная и физическая близость с  любимым человеком);

         материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

         наличие хороших и верных друзей;

         общественное  признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

         познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

         свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

         счастливая  семейная жизнь;

         творчество (возможность творческой деятельности);

         уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений);

         жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

         продуктивная  жизнь (максимально полное использование  своих возможностей, сил и способностей);

         развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

         развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

         счастье других (благосостояние, развитие и  совершенствование других людей, всего  народа, человечества в целом).

         Инструментальные  ценности:

         аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

         воспитанность (хорошие манеры);

         высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

         жизнерадостность (чувство юмора);

         исполнительность (дисциплинированность);

         независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

         непримиримость  к недостаткам в себе и других;

         образованность (широта знаний, высокая общая культура);

         ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

         рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

         самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

         смелость  в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

         твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

         терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

         широта  взглядов (умение понять чужую точку  зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

         честность (правдивость, искренность);

         эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); чуткость (заботливость).

         Это деление соответствует традиционному  делению на ценности-цели и ценности-средства.

         Масштабные  исследования, проведенные Рокичем  с помощью этого метода на общенациональной американской выборке, позволили выявить и проанализировать связь декларируемой значимости (ранга) различных ценностей с такими переменными, как пол, возраст, социальное положение, доход, образование, расовая принадлежность, политические убеждения. Результаты исследования других авторов показали связь ценностей с некоторыми личностными особенностями, а также их культурную специфику. В 80-е годы С. Шварц (S.Schwartz) и В. Билски (W.Bilsky) предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной, чем у Рокича, классификации ценностей и разработали свою диагностическую методику.

         У нас в стране незадолго до выхода в свет основных монографий Рокича по проблеме ценностей была создана  исследовательская группа по изучению ценностных ориентации. Методика Рокича уже в 70-е гг. адаптирована А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В А. Ядовым в СССР. В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен - отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам. Популярности этой методики способствовало и то, что исследование Г. И. Саганенко, сравнивавшей различные стандартизированные методы изучения ценностей, показало, что по надежности и устойчивости прямое ранжирование списков превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из ценностей и уступает только методу парного сравнения, который технически приемлем лишь для очень небольших списков ценностей. В другом методическом исследовании были выявлены ощутимые недостатки "закрытых" списков (велика доля случайных ответов, подсказанных списком и не выражающих собственных ценностей опрашиваемых). Однако использование "открытых" вопросов имеет не меньше недостатков: ответы относятся и к личным ценностям (любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным запросам (квартира). Кроме того, здесь гораздо сильнее влияние таких ситуативных факторов, как, например, пол испытуемого. Таким образом, хотя метод прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает другим методам, реально использующимся при изучении ценностных представлений.

         Получила  известность и диспозиционная концепция личности В. А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентации заняло одно из центральных мест. Именно в понятиях ценностных ориентации интерпретировались результаты по методике Рокича при проведении отечественных исследований.

         Анализируя  иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и  т.д.

         Таким образом, развитие ценностных ориентации тесно связано с развитием  направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал, "что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает  общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого". И далее: "Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни".

         В зависимости от того, какие ценности человек ставит на первое место в  структуре ценностных ориентации личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны ценностных ориентации может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации молодёжи соответствуют общественному эталону, насколько адекватны цели и средства воспитания и обучения в определённом учебном заведении.

         Таким образом, теоретические концепции  второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рассматриваемые как важнейший функциональный компонент структуры личности, становятся, тем самым, предметом анализа общей психологии.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  • 1.2.Ценностные ориентации как предмет психологии   
  • Под ценностными ориентациями понимается существенная сторона тезауруса, а именно: направленность субъекта (личности, группы, сообщества) на цели, осознаваемые им позитивно значимыми (благими, правильными, высокими и т. п.) в соответствии с принятыми в обществе (сообществе) образцами и имеющимся жизненным опытом и индивидуальными предпочтениями. Такая направленность представляет собой совокупность устойчивых мотивов, лежащих в основе ориентации субъекта в социальной среде и его оценок ситуаций. Она может осознаваться в разной степени, выражаться в фактах поведения, веры, знания и иметь форму стереотипа, суждения, проекта (программы), идеала, мировоззрения. При этом из направленности на признаваемые позитивными жизненные цели не следует автоматически активных действий субъекта по их достижению в реальной действительности.

    Исследование  ценностных ориентаций в России велось с середины 1960-х годов, когда появились  теоретические работы психолога  Б. Г. Ананьева, социологов А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова и др., а также эмпирические исследования, крупнейшим из которых стало социологическое и социально-психологическое исследование ценностных ориентаций рабочих (в том числе и молодых), выполненное ленинградскими учеными под руководством В. А. Ядова в начале 1970-х годов. В советское время изучение ценностных ориентаций молодежи в значительной мере было направлено на выявление их соответствия коммунистическому идеалу, социалистическому образу жизни. В период перестройки (1985–1991 гг.) поле проблем заметно расширилось за счет исследований неформальных молодежных объединений (фактически это был путь к переходу к изучению молодежных субкультур). Наконец в последние 15 лет ценностные ориентации российской молодежи стали исследоваться немалым числом отдельных ученых и научных коллективов. Ситуация смены общественного строя и «переоценки ценностей» в масштабе целой страны подтолкнула ученых к осмыслению трансформаций ценностных ориентаций россиян. Большое научное значение имеет крупное исследование динамики ценностных ориентаций россиян, проведенное под руководством Н. И. Лапина. В последние 15 лет в России проведены десятки эмпирических исследований, защищены несколько сотен диссертаций по проблемам ценностных ориентаций молодежи. Правда, нередко масштабы таких исследований, их методическая корректность и возможности сопоставления данных остаются предметом критики.

    Мы рассмотрим тенденции изменений в ценностных ориентациях студенческой молодежи, которые зафиксированы на эмпирическом уровне. Однако для начала установим, в чем теоретический смысл исследования ценностных ориентаций, в чем суть ценностного аспекта молодежных исследований. 

    На современных  российских исследователей ценностей  и ценностных ориентаций немалую  роль оказали работы О. Г Дробницкого, в последнее время заметны следы подходов, принятых в свое время классиками Чикагской социологической школы. В ходе исследования ценностей как теоретической проблемы ученые разных стран, представители различных научных школ высказали немало оригинальных идей, позволяющих говорить о достаточно высоком уровне ее разработки. Развитие теории ценностей ожидается в направлении уточнений, которые вносит в нее сама жизнь, а именно ситуация переходного периода и рождения нового типа цивилизации — информационной, и в направлении применения к исследованию новых научных методов, формирующихся в последнее время. В ряде случаев необходимо заново пройти путь самых общих рассуждений, чтобы определиться с исходными позициями эмпирического исследования.

    Специфика гуманитарного знания, предполагает, что используемая в нем терминология подчиняется по ряду параметров другим правилам в сравнении с терминологией так называемых точных наук. Здесь возможна многозначность терминов и, более того, историческая изменчивость их содержания, поэтому оказывается существенной история их возникновения и понимания разными научными школами. В сущности, в большинстве случаев в гуманитарном знании ученый имеет дело вовсе не с терминами, а с концептами, то есть со словами, в которых помимо некоего содержания присутствует еще и возникающий в сознании образ, который, в свою очередь, вызывает ту или иную эмоциональную реакцию. Концепты, в отличие от терминов, трудно перевести на другой язык, они несут отпечатки истории языка и культуры, что приводит к сложностям в понимании гуманитарных концепций, созданных в разных странах: одни и те же концепты в них редко бывают абсолютно идентичными.

    В новых  европейских языках два значения ценности – как стоимости и  как значимости – обычно разведены. Так, во французском языке есть слово prix – цена, ценность (в значении стоимости) и есть слово valeur, впервые зафиксированное в текстах 1080 г. В английском — сходно: price и value (valuables), в немецком – Kostbarkeit (предмет) и Wert (понятие). Хотя английское value и немецкое Wert могут сопрягаться со значением «стоимость», но обычно не в прямом, а в переносном смысле. И все же вряд ли тезис Фридриха Ницше о «переоценке ценностей» означает то же самое, что такой же лозунг означал у Диогена. А тот же лозунг, произнесенный на русском языке и воспринятый русским культурным тезаурусом (упорядоченной совокупностью социокультурных ориентаций), означает нечто третье. Подчеркнем, что даже самые подробные разъяснения их значений в первоисточниках не могут отменить того факта, что «ценность» — не термин, а концепт, так что на эмоциональном, почти не осознаваемом уровне представитель русской культуры вкладывает в это слово некий дополнительный смысл, определяемый историей его бытования в российской среде.

    И сегодня  оно по-прежнему тесно связано  с понятием цены, платы. Насыщение  его инородным, пришедшим из западной философии содержанием происходит без опоры на собственную научную  традицию его истолкования, которая  начала складываться совсем недавно, поэтому  в концепциях отечественных ученых-гуманитариев оно легко воспринимает смыслы, которые предлагают различные западные научные школы.

    Тем не менее, можно выделить некий общий  смысл, который соединяет исходное понимание ценности в русской  культуре, насчитывающее много веков, и в какой-то мере его научные интерпретации, появившиеся в последние десятилетия: ценность — это все то, что дороже денег. Если это вещь, то за нее не жалко отдать запрашиваемые деньги. Если это люди (родители, родственники, друзья, любимые, герои, кумиры и т. д.) или понятия (Родина, свобода, дружба, любовь, молодость, здоровье, искусство, наука и т. д.), то и в этом случае они относятся к ценностям, если воспринимаются как бесценные, то есть более значимые, чем любые деньги. Наконец, если сами деньги воспринимаются как ценность, они тоже становятся бесценными — утрачивают количественную сторону. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Глава II  

    1. Организация и результаты эмпирического  исследования и структуры  ценностных ориентаций студентов.

         За  основу исследования взята методика определения ценностных ориентации М.Рокича, адаптированная российскими психологами для проведения исследований в нашей стране. Для исследования была выбрана группа терминальных ценностей из методики Рокича, так как она в большей мере даёт возможность получить необходимые данные о системе ценностей студента как личности, его интереса к учебной и будущей профессиональной деятельности, отношению испытуемого к таким институтам как семья и общество, взаимоотношениях в коллективе. Методика исследования включает перечисление в произвольном порядке 15-ти терминальных ценностей жизни. Каждую из них испытуемый должен оценить по пятибалльной системе с точки зрения её значимости для него как цели жизни. Внутри предложенного набора ценностей в зависимости от высоты полученного балла условно выделяются 3 группы:

    1. «наиболее важные ценности» (занявшие первые 5 мест);
    2. «важные ценности» (занявшие вторые 5 мест);
    3. «менее важные ценности» (занявшие последние 5 мест).

         Цель: выявить динамику развития и особенности ценностных ориентаций.

         Задачи  работы:

    1. Изучить особенности ценностных ориентации студентов.
    2. Провести сравнительный анализ результатов полученных исследований;
     
     

         Студентам был предложен следующий список жизненно важных ценностей:

    • хорошие и верные друзья;
    • счастливая семейная жизнь;
    • активная жизненная позиция;
    • материальная обеспеченность;
    • общественное признание;
    • здоровье;
    • любовь;
    • уверенность в себе;
    • познание;
    • самостоятельность;
    • творчество;
    • равенство;
    • красота;
    • независимость.

         Помимо  оценки 15-ти ценностей студентам предлагалось определить для себя самую важную ценность в жизни. На основании этого предполагалось проанализировать степень профессиональной и социальной сформированности личности студентов.

         Обработка данных всего эксперимента производилась  путём вычисления среднего балла для каждой ценности. Анализ и интерпретация результатов исследований проводилась путём сравнения анкетных данных. Полученные данные представлены в анкетах-таблицах.

         Проведённая экспериментальная работа показала следующие результаты. 

         Наиболее важными ценностными ориентациями студентов первого курса являются:

         уверенность в себе (4,76 балла);

         здоровье (4,71 балла);

         хорошие и верные друзья (4,61 балла);

         самостоятельность (4,50 балла);

         Важными ценностными ориентациями  студентов являются:

         познание (4,34 балла);

         активная  жизненная позиция (4,34 балла);

         счастливая  семейная жизнь (4,13 балла);

         независимость (4,13 балла);

         любовь (4,03 балла).

         Наименее  важными ценностными ориентациями являются:

         общественное  признание (4,00 балла);

         материальная  обеспеченность (3,84 балла);

         красота (3,82 балла);

         равенство (3,61 балла);

      творчество (3,58 балла). 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

         Заключение 

         Таким образом, можно сделать вывод  о том, что ценностные ориентации являются сложным психологическим  феноменом, характеризующим направленность личности, а также являются нераздельной частностью системы отношений личности. Ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека, указывают на степень формирования личности в сложный период перехода от юности к зрелому возрасту.

         Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

         Ценностные  ориентации - это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом человека, совокупностью  его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного  человека, от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов.

         Основное содержание ценностных ориентации - нравственные убеждения человека, глубокие постоянные привязанности человека, принципы его поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.

         Устойчивая  и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации обусловливает такие  качества человека как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентации -признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственного воздействия объекта стремления на потребность.

         Ценность - понятие, указывающее на культурное, общественное и личностное значение явлений и факторов действительности, вследствие этого система ценностей личности образует внутренний стержень культуры, взаимосвязанный с потребностями и интересами тех или иных социальных общностей, которые в свою очередь, оказывают влияние на социальные интересы и потребности, выступающие важнейшим стимулом социального действия поведения человека. В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентации с более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентации личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко. Ценности, предлагаемые обществом, личность усваивает избирательно. На формирование ценностных ориентации оказывают влияние не только социальные факторы, но и некоторые характеристики самого индивида, его личностные особенности. Система ценностных ориентации не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванные различными процессами, происходящими в жизни страны и рамках учебного заведения. 

      Список  использованной литературы: 

      Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006. С. 22, 57.

    Лапин Н. И., Беляева  Л. А. (отв. ред.) Динамика ценностей населения реформируемой России М.: Эдиториал УРСС, 1996.

    Риккерт Г. Науки  о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.  

    Психология: Словарь  под ред. А.В. Петровского / М., 1999. 

    Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие  для студентов вузов. /М. "Академия", Раритет, 1997.

     


    Информация о работе Структура ценностных ориентаций студентов