Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.1. Структура деятельности………………….………………………………….4
1.2. Профессиональная деятельность
и предпосылки её успешности………...6
Заключение………..……………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………………..14
Введение
Большинство авторов в психологической
готовности личности к профессиональной
деятельности выделяют следующие компоненты:
образ структуры действия, общее психофизическое
состояние, психологическую направленность
личности на выполнение необходимых действий
и другие. Все названные характеристики
определялись авторами в контексте логически
и рационально обусловленной психологической
готовности личности к профессиональной
деятельности, оставляя за пределами проблемы
так называемые бессознательные психологические
структуры. Кроме того, на сегодня недостаточно
разработан такой показатель психологической
готовности на успех в предстоящей служебной
деятельности. Актуальность. Успех относится
к числу тех понятий, реальный жизненный
смысл которых отчетливо представляется
обыденному сознанию. Однако его психологическое
содержание далеко не очевидно в силу
многовариантности смыслов и отношений,
проявляющихся в его семантике. Установка
на успех, чувство удовлетворенности от
достижения поставленной цели, приобретение
престижа и статуса являются значимыми
элементами эмоциональной саморегуляции
и самоотношения человека, которые непосредственно
влияют на его психологическое состояние,
являются стимулами для совершенствования
личности.
1.1. Структура
деятельности
В теории деятельности А.Н. Леонтьева
предложена структурное строение деятельности,
которое предполагает выделение
собственно деятельности, действий, операций.
Среди компонентов деятельности
выделяют:
— мотивы, побуждающие субъект
к деятельности;
— цели как прогнозируемые
результаты этой деятельности, достигаемые
посредством действий;
— операции, с помощью
которых деятельность реализуется
в зависимости от условий этой
реализации
Действия — процесс взаимодействия
с каким – либо предметом, который характеризуется
тем, что в нем достигается заранее определенная
цель. С. Л. Рубинштейн писал, что действие,
совершаемое человеком, не является совершенно
изолированным актом: "оно включается
в более обширное целое деятельности данной
личности и лишь в связи с ней может быть
понято".
Могут быть выделены
следующие составные части действия:
— принятие решения;
— реализация;
— контроль и коррекция.
При этом в принятии решения
происходит увязывание образа ситуации,
образа действия, интегральной и дифференциальной
программ. Реализация и контроль осуществляются
циклически. В каждом из них происходит
использование как усвоенных, так и индивидуально
выработанных средств и орудий. Виды действий:
управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные,
перцептивные, мнемические, умственные,
коммуникативные. Операция (лат. operatio —
действие) — исполнительная единица деятельности
человека, соотносимая с задачей и с предметными
условиями ее реализации. Операции, при
помощи которых человек достигает своих
целей, являются результатом овладения
общественно выработанными способами
действий. В качестве операций рассматривались,
прежде всего, врожденные или рано сформированные
перцептивные, мнестические и интеллектуальные
акты. Та или иная деятельность может начать
играть решающую роль в психологических
новообразованиях, возникающих в ходе
онтогенетического развития человека.
Такая деятельность получила обозначение
"ведущая деятельность". Ведущая
деятельность — деятельность, при реализации
которой происходит возникновение и формирование
основных психологических новообразований
человека на той или иной ступени его развития
и закладываются основы для перехода к
новой ведущей деятельности. Виды: непосредственное
общение младенца со взрослыми; предметно
– манипулятивная деятельность в раннем
детстве; сюжетно – ролевая игра дошкольного
возраста; учебная деятельность школьников;
профессионально – учебная деятельность
юности . А.Н.Леонтьев выделил 3 признака
ведущей деятельности:
1) в рамках ведущей
деятельности возникают и дифференцируются
новые виды деятельности (например,
ребёнок начинает учиться играя)
2) в ведущей деятельности
формируются и перестраиваются
отдельные психические функции
(в игре, к примеру, появляется
творческое воображение)
3) от неё зависят наблюдаемые
в это время изменения личности (в той
же игре ребёнок осваивает нормы поведения
взрослых людей, взаимоотношения которые
он производит в игровой ситуации, у него
формируются этические представления
– начинается развитие морального сознания).
Схематически структура деятельности
может быть представлена в таком виде
(31): П (потребность) – деятельность – М
(мотив , предмет потребности) - Д (действия)
– Ц (цель) - У (условия достижения цели)
– ОП (операция – особая сторона действия). Как
показали исследования российских психологов
(А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.)
протекание и развитие различных психических
процессов существенно зависят от содержания
и структуры деятельности, от её мотивов,
целей и средств осуществления. В ходе
исторического развития изменяются содержание
и технические средства деятельности
человека, что определяет и формирование
его сознания. Профессиональная сфера
является одной из основных сфер жизнедеятельности
человека, многие авторы отмечают её как
ведущую область самореализации личности:
К.А.Альбуханова-Славская, Л.А. Коростылева,
А.К.Маркова (36), Н.С. Пряжников; Л. Росс;
Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко (58), О.С. Советова
.
1.2. Профессиональная
деятельность и предпосылки её
успешности.
Среди многообразных видов
социальной деятельности личности особое
место занимает профессиональная деятельность.
Человек как субъект деятельности
большую часть своей жизни
посвящает профессиональному виду
труда, как главному направлению
становления человеческой сущности.
Н.В.Самоукина даёт описание структуры
профессиональной деятельности: термин
"профессия" происходит из латинского
и французского языков и имеет примерно
такое значение: говорить публично, объявлять,
заставлять. Профессия понимается как
общность, как область приложения сил,
как деятельность и область проявления
личности. Профессионал может преобразовывать
свою профессиональную деятельность,
внося в неё творческие элементы, расширяя
область приложения своих сил, придумывая
новые средства, приёмы работы. Профессия
как трудовая деятельность имеет свою
структуру. Н.В. Самоукина описывает её
таким образом:
- заданные цели, представления о результате труда;
- заданный предмет (исходный материал – не обязательно вещь, но и ситуация неопределённости, любая система, например, социальная, знаковая, художественно - эстетическая и др.);
- система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различаются между собой);
- система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);
- система прав;
- производственная среда, предметные и социальные условия труда.
И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий
пишут, что самоопределение, как профессиональное,
так и личностное, становятся центральным
новообразованием ранней юности. Личностные
изменения, происходящие в ходе профессиональной
деятельности, приводят к становлению
личности как субъекта деятельности. Э.Ф.Зеер
под профессиональным становлением субъекта
понимает движение личности в ходе профессионального
труда. Профессиональное становление
субъекта развёрнуто во времени и охватывает
период от начала формирования профессиональных
намерений до финиша, который заканчивает
активную профессиональную деятельность. Е.А.Климов
предлагает возможную группировку фаз
жизненного пути профессионала, выделяя
следующие фазы: оптации, адепта, адаптации,
интернала, мастерства, авторитета, наставничества.
Фазы развития профессионала:
Фаза оптанта или
оптации. В данном периоде человек
стоит перед проблемой выбора
профессии или вынужденной переменой
профессии и осуществляет свой
выбор. Данная проблема может
вставать и перед подростками,
и будущими выпускниками средней
школы, и профессионалами. Эта
фаза завершается формированием
реалистического представления
о мире труда и своего места
в нём, появлением профессионального
плана. Фаза адепта или профессиональной
подготовки. По мере многолетней профессиональной
подготовки у субъекта учебно–профессиональной
деятельности происходят существенные
изменения в самосознании, в направленности,
информированности, умелости. Фаза адаптации
молодого специалиста к работе. Имеются
различия в социальных, деятельностных
нормах учебного заведения и производственного
коллектива. В связи с этим специалист
должен понять, почувствовать новые нормы,
регулирующие его поведение, образ жизни,
манеры, внешний облик, освоить "технологические"
тонкости профессии и должен научиться
соответствовать этим нормам. Профессионал
должен адаптироваться к работе. Фаза
интернала. На данном этапе развития профессионал
приобретает значительный профессиональный
опыт, имеет профессиональную направленность,
способен самостоятельно выполнять основные
профессиональные функции на данном трудовом
посту. Профессионал на данном этапе своего
развития характаризуется состоявшимся
"вхождением в профессию". Фаза мастерства.
Данная фаза включает характеристики
последующих за нею фаз: авторитета, наставничества.
Субъект деятельности способен решать
самые сложные профессиональные задачи.
Мастер отличается от других специальными
качествами, умениями или универсализмом,
широкой ориентированностью в своей профессиональной
области. Он выработал индивидуальный
стиль деятельности, стабильно получает
хорошие результаты деятельности. Фаза
авторитета. Профессионал является мастером
своего дела. Профессиональная деятельность
характеризуется высокой успешностью.
Несмотря на свой биологический возраст,
он успешно решает профессионально - производственные
задачи, опираясь на высокий уровень профессионализма,
умелость, организаторские способности.
Фаза наставничества. Авторитетный мастер
своего дела в каждой профессии имеет
единомышленников, учеников, которые перенимают
его опыт, следуют ему. Жизнь профессионала,
несмотря на его биологический возраст,
имеет определённую перспективу, смысл
в связи с передачей опыта молодым профессионалам,
отслеживанием их успехов, посильным включением
в их дела. Выделенная учёным фазовость
в профессиональном развитии субъекта
позволяет более дифференцированно представить
жизненный путь профессионала как определённого
рода целостность. Н.В.Самоукина говорит,
что на всех этапах развития человека
как профессионала он действует в условиях
двух групп факторов: объективных и субъективных,
причём теоретически необходимо чтобы
система объективных профессиональных
требований находилась в соответствии,
взаимной сообразности с субъективными
особенностями и возможностями человека-профессионала. Объективные
факторы – это требования, нормы и ограничения,
выдвигаемые со стороны профессии к его
труду и наличию у него определённых свойств
и особенностей (профессиональных знаний,
умений, навыков, профессионально значимых
качеств). Субъективные факторы – это
имеющиеся у данного работника задатки
и способности, индивидуально-психологические
свойства и особенности, его мотивация
и уровень притязаний, а также самооценка,
которая интересует Нас наиболее всего
в данном исследовании. Рассмотрим точки
зрения некоторых авторов на предпосылки
успешности профессиональной деятельности.
Б.М. Теплов говорил, что успешность профессиональной
деятельности зависит от индивидуальных
способностей человека, описывая их таким
образом: "Способностями можно называть
лишь такие индивидуально - психологические
особенности, которые имеют отношение
к успешности выполнения той или другой
деятельности. Однако, не отдельные способности
как таковые непосредственно определяют
возможность успешного выполнения какой-нибудь
деятельности, а лишь своеобразное сочетание
этих способностей, которое характеризует
данную личность ", но он делал оговорку:
"одной из важнейших особенностей психики
человека является возможность чрезвычайно
широкой компенсации одних свойств другими,
вследствие чего относительная слабость
какой-нибудь одной способности вовсе
не исключает возможности успешного выполнения
даже такой деятельности, которая наиболее
тесно связана с этой способностью. Недостающая
способность может быть в очень широких
пределах компенсирована другими, высокоразвитыми
у данного человека... От одаренности зависит
не успех в выполнении деятельности, а
только возможность достижения этого
успеха. Даже ограничиваясь психологической
стороной вопроса, мы должны сказать, что
для успешного выполнения всякой деятельности
требуется не только одаренность, т. е.
наличие соответствующего сочетания способностей,
но и обладание необходимыми навыками
и умениями. Одаренность не является единственным
фактором, определяющим выбор деятельности,
как не является она и единственным фактором,
определяющим успешность выполнения деятельности".
У каждого человека существует также свой,
индивидуальный стиль профессиональной
деятельности, влияющий на её успешность
или неуспешность. Е.А Климов считает,
что под индивидуальным стилем следует
понимать всю систему отличительных признаков
деятельности данного человека, обусловленных
особенностями его личности: "…индивидуальный
стиль есть индивидуально-своеобразная
система психологических средств, которым
сознательно или стихийно прибегает человек
в целях наилучшего уравновешивания своей
(типологически обусловленной) индивидуальности
с предметными, внешними условиями деятельности…Среди
особенностей такого рода, составляющих
ядро индивидуального стиля, всегда оказываются
две их категории: особенности, благоприятствующие
успеху в данной обстановке («А»), и особенности,
противодействующие успеху («Б»). При этом
следует подчеркнуть чисто функциональный
характер этого деления, т. е. одна и та
же особенность деятельности может оказаться
в одном случае в категории «А», в другом
— в категории «Б» в зависимости от характера
объективных требований. Предпочтение
однообразных неторопливых движений у
инертных окажется в категории «А», например,
при ручной полировке изделия, и в категории
«Б», если стоит задача срочно и часто
менять характер движений, например при
удержании равновесия на неустойчивой
опоре... Формирование индивидуального
стиля продвигает личность на все более
высокие уровни осуществления деятельности,
а значит, и способствует обоснованной
реализации принципа «от каждого по способностям».
Представляя нам сам термин успеха в профессиональной
деятельности, Н.В.Самоукина высказывается
о нём следующим, вполне соответствующим
Нашему пониманию, образом: "Успех в
профессиональной деятельности проявляется
прежде всего в достижении работником
значимой цели и преодолении или преобразовании
условий, препятствующих достижению этой
цели ". Н.А. Лаврова, анализируя влияние
личностных особенностей на успешность
профессиональной деятельности в системе
«человек – человек» показала в своём
исследовании, что требования, выдвигаемые
авторами, как определяющие для успешной
профессиональной деятельности, более
чем разнообразны. Ею выявлено, что субъект
трудовой деятельности как личность характеризуется
определённой специфической совокупностью
устойчивости личностных образований,
в которую входят: мотивы, установки, иерархическая
система сложившихся субъективных отношений,
направленность, способы поведения и реагирования,
характерологические особенности и другие
структуры, определяющие своеобразие
его индивидуально- психологических проявлений
в профессиональной деятельности. Мы принимаем
утверждения всех вышеприведённых авторов
по данной теме, так как они не противоречат
друг другу, а, скорее, дополняют друг друга,
способствуя лучшему пониманию факторов,
от которых может зависеть успех в профессиональной
деятельности. Таким образом становится
видно, что успех в профессиональной деятельности
может быть вызван различными причинами.
Заключение.
Структура деятельности имеет
такие главные элементы как цель
–мотив – способ - результат. Для достижения
успеха важен каждый из перечисленных
элементов. С чисто внешней точки зрения
о степени успешности деятельности в целом
судят по результатам, а через них и о действующей
личности. Наиболее распространенной,
но далеко неполной характеристикой результата
деятельности является его оценка с точки
зрения наличия или отсутствия ошибочных
действий, которые либо приводят, либо
не приводят к достижению цели. Проблема
несовпадения цели и результата деятельности
связана с невозможностью учесть в целеполагании
все реальные последствия, которые порождает
осуществление конкретной цели. С точки
зрения деятельностного подхода, успех
– это максимальное совпадение цели и
результата. С точки зрения личностного
подхода, успех – удовлетворенность человека
достигнутыми результатами Удовлетворенность-неудовлетворенность
характеризует, как личность реализует
себя в жизни, «цену» (трудность) деятельности
и общения, и представляющее собой форму
обратной связи личности со способами
ее объективации в жизни. Притязания, достижения
и удовлетворенность человека достигнутыми
результатами имеют четкое соотношение,
зависящее от его индивидуальных особенностей. Успех
определяется как деятельность, приводящая
к поставленной цели наикратчайшим путем
и приносящая человеку максимальное удовлетворение,
и предполагающая гармонию между личными
и общественными интересами.
Список литературы
- Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // Психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом "Бахрах", 2009г.
- Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А.. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена// Психосемантика// Психологический журнал , 2003 г., т.24, №1, с.91-103
- Климов Е.А.. Введение в психологию труда. М., 2008 г.
- Климов Е.А.. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М. , 2010 г.
- Коростылева Л.А.. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. С-пб.: Изд-во Спб. унив-та , 2010 г.
- Лаврова Н.А.. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек»/ Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития./ Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции под ред. Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2003 г.
- Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2010 г.
- Маркова А.К.. Психология профессионализма. - М., 2009 г.
- Немов Р.С. Психология. М.:Владос, 2008 г.
- Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс, 2001
- Пряжников Н.С.. Психологический смысл труда: учебное пособие к курсу "Психология труда и инженерная психология". М.:Изд. Институт практической психологии. Воронеж: НПО, МОДЕК , 2007 г.
- Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 2009 г.