Структура характера. Формирование характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 01:13, контрольная работа

Описание работы

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых психологических черт и качеств личности, обусловливающих особенности его индивидуального "я", социального поведения и взаимодействия с другими людьми. Другими словами, под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, которая обусловливает типичные для человека способы поведения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...3
1.Общие сведения о характере………………………………………..4
1.1. Понятие «характера»……………………………………………...4
1.2. Структура характера………………………………………………5
1.3. Типы характера…………………………………………………...7
2. Формирование характера…………………………………………...8
2.1.Наследственность и характер…………………………………….10
2.2. Закономерности формирования характера …………………….10
2.3. Характер и темперамент…………………………………………12
2.4. Характер и деятельность………………………………………...13
2.5. Роль подражания в формировании характера………………….14
Заключение……………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………..16

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

б МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра  Социальных и гуманитарных дисциплин

 

 

 

          Контрольная работа по дисциплине:

     « Психология»

             Тема:  Структура характера. Формирование характера.

 

 

                  

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

                                                                       Группы  МНи - 11

Студент: Ф.И.О.Кукота.О.В.

Проверил:  Власова.Л.П.         Дата проверки: ______________         Оценка: ______________          Подпись ______________________                               Пермь 2014г                           

Оглавление

   Введение……………………………………………………………...3

1.Общие сведения о характере………………………………………..4

1.1. Понятие «характера»……………………………………………...4

1.2. Структура характера………………………………………………5

1.3. Типы характера…………………………………………………...7

2. Формирование характера…………………………………………...8

2.1.Наследственность и  характер…………………………………….10

2.2. Закономерности формирования характера …………………….10

2.3. Характер и темперамент…………………………………………12

2.4. Характер и деятельность………………………………………...13

2.5. Роль подражания в формировании характера………………….14

Заключение……………………………………………………………15

Список использованной литературы………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение    

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых психологических черт и качеств личности, обусловливающих особенности его индивидуального "я", социального поведения и взаимодействия с другими людьми. Другими словами, под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, которая обусловливает типичные для человека способы поведения.

Структура и содержание характера человека определяются динамическими свойствами его воли, особенностями проявления эмоциональной и интеллектуальной сферы, тесными взаимосвязями этих компонентов с направленностью личности. Динамические свойства воли характеризуются такими качествами, как решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициатива; эмоциональные проявления характеризуются порывистостью, впечатлительностью, инертностью, безразличием и т.п. Характерологическими чертами интеллектуальной сферы являются такие качества, как глубокомыслие, сообразительность, любознательность и др.

Но по отношению к окружающему миру человек может быть убежденным или беспринципным, по отношению к деятельности – активным или бездеятельным, по отношению к людям – общительным или замкнутым, а по отношению к самому себе – альтруистичным или эгоистичным. Формирование характера во многом предопределяется индивидуальным образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, происходит и становление соответствующего характера. Это связано с разными уровнями развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т.п.). Характер проявляется в манере поведения, привычках, поступках и действиях.

 

 

                                                                   

                                                                                                                          

 

 

 

1.Общие сведения о характере

1.1 Понятие «характера»

Характер (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда.

  Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной деятельности. В отличие от понятия "личность" понятие "характер" охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны его поведения.

Поведение человека не предопределяется врожденными инстинктами. Характер – мера уравновешенности внутреннего и внешнего мира, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности. Включая в себя природные задатки (тип высшей нервной деятельности, темперамент), характер определяет тип взаимодействия данного индивида с внешним миром.

Характер – социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром. В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется и в зрелом возрасте. В раскрытие сущности и типологии характера существенный вклад внесли 3. Фрейд и Э. Фромм.

До Фрейда характер представлялся как устойчивый образец поведения, присущий данному индивиду, как волевая особенность поведения. Фрейд развил теорию характера как систему стремлений индивида, обосновал динамическую концепцию характера. Фрейд утверждал, что характер индивида – это определенная направленность его жизненной энергии (либидо). Одна и та же внешне выраженная форма поведения может иметь различную мотивацию. Устойчивые способы поведения определяются устойчивой системой мотивации. ("При изучении характера, – заметил Бальзак, – имеешь дело с побуждающими человека силами".) [ М.И. Еникеев.стр.200]

Характер – это судьба, устойчивое личностное санкционирование своего поведения. Отсюда непреодолимое стремление людей "показать" характер.

 

Итак, характер – это система устойчивых, обобщенных способов поведения, обусловленная жизненной стратегией индивида.

 

Характер человека – обобщенный итог его жизнедеятельности в условиях определенной социальной среды. Человек вынужден вести себя в соответствии с внешними условиями. И наиболее устойчивые и значимые из них "выковывают" соответствующие черты характера индивида. Удачные и неудачные способы его поведения со временем обобщаются, стереотипизируются и выступают как особенности характера человека. Воспитание человека, формирование его характера – это отвержение одних форм поведения для закрепления других, наиболее приемлемых в данном социокультурном контексте.

Существенным качеством характера является сбалансированность его черт – цельность, устойчивость, уравновешенность.

Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период в жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения.

 

1.2.Структура характера

Определить структуру, или строение характера человека, – значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии.

В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манере поведения. Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера относятся к форме.

"В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Симптомокомплексы – системы взаимосвязанных психических свойств.

1. Черты, характеризующие  отношение человека к другим  людям, к коллективу, к обществу (общительность  чуткость отзывчивость, уважение к другим людям и противоположные им черты – замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).

2. Черты, показывающие отношение человека к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты – лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность).

3. Черты, показывающие, как  человек относится к самому  себе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность скромность и противоположные им – самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).

4. Черты, характеризующие  отношение человека к вещам(аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами)".

В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты поведения.К ним относятся:

а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность);

б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность);

в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость)."

Более четко можно определить основные синтетические свойства положительного характера. "Среди них выделяются следующие:

- Моральная воспитанность  характера. Она характеризует человека  со стороны направленности и формы поведения.

- Полнота характера. Она  свидетельствует о разносторонности  стремлении и увлечений человека, разнообразии деятельности такие  люди отличаются внутренним богатством  и активностью.

- Цельность характера. Это  единство психического склада  человека, согласованность его отношений  к различным сторонам действительности, отсутствие противоречий в стремлениях  и интересах, единство слова и  дела.

- Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения, которое во всех случаях соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности личности. О таком человеке можно заранее сказать, как он будет себя вести в тех или других условиях жизни.

- Сила характера. Это энергия, с какой человек преследует  поставленные перед собой цели, это способность страстно увлекаться  и развивать большое напряжение  сил при встрече с трудностями  и препятствиями, это умение преодолевать их.

- Твердость характера. Она  проявляется в последовательности  действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов  и принятых решений.

- Уравновешенность характера. Это наиболее оптимальное для  деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности н активности, выработанная ровность поведения".

Итак, характер – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств личности, определяющихся ее отношениями и проявляющихся в типичных для данной личности способах деятельности.

Характер является следствием отражения всей сложности жизненных впечатлений, формируется в процессе активного взаимодействия личности и среды.

Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимике, а также накладывает печать на внешний облик личности и отражается в типической позе.

Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни.

Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества.

На характер влияют потребности, интеллект и способности, воля, эмоции, направленность, темперамент.

1.3. Типы  характера

 

Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде – тип характера человека.

На этой основе нами выделяются следующие типы характеров:

1. Гармонически  целостный тип – отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает.

2. Тип внутренне  конфликтный, но внешне гармонически  согласованный со средой – отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями.

3. Конфликтный  тип с пониженной адаптацией  – отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания.

4. Вариативный  тип характера – внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности, свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения. Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна.

 

В основу типологической характерологии может быть положена и ведущая направленность личности.

  1. Научный человек. В чистом виде знает лишь одну страсть, страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия.

2. Экономический  человек. Это необязательно человек, связанный с производством. Самое главное то, что основным мотивом, определяющим самые различные сферы личности и характер ее бытия, является мотив полезности.

Информация о работе Структура характера. Формирование характера