Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:36, контрольная работа
Рассматриваются составляющие структуры характера и дается общая характеристика. В широком смысле характером называют некую целостную совокупность, обозначающую скрытую за различными проявлениями человеческого Я природу личности.
Введение
1. Структура характера
2. Связь характера с другими качествами индивидуальности
3. «Я-концепция»
4. Самооценка, саморегуляция, настойчивость, воля.
5. Базовые ориентации человека: на себя, на предмет, на процесс деятельности, на других людей.
ПЛАН
Введение
1. Структура характера
2. Связь характера
с другими качествами
3. «Я-концепция»
4. Самооценка,
саморегуляция, настойчивость,
5. Базовые ориентации человека: на себя, на предмет, на процесс деятельности, на других людей.
Введение
В широком смысле
характером называют некую
Говоря о характере, подчеркивают, что он не есть что-то готовое, сразу данное от природы, но определяется совокупностью воздействующих на индивидуума в процессе развития внешних факторов, и, в конечном счете, сознательными усилиями человека по формированию у себя нужных свойств. И. П. Павлов (1951а) уделял важное значение разграничению понятий "тип нервной системы", "темперамент" и "характер":
"тип есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности — генотип, характер же есть смесь прирожденных наклонностей, влечений привитыми в течение жизни под влиянием жизненных впечатлений"
1.Структура характера
С позиций формальной теории индивидуальности к основным измерениям характера, образующим его структуру относят: 1) Я – концепцию; 2) Я – симптомокомплекс черт; 3) Я – система ориентаций.
Представим структуру характера в виде таблицы:
Структура характера:
представления о себе
Образ Я
представление о других
самоотношение
Самооценка
самопрезентация
саморегуляция
черт (расположение)
на себя: мотивы самореализации
поведения - на других: мотивы взаимодействия
2. Связь характера с другими качествами индивидуальности.
Характер человеческой личности всегда многогранен. В нем могут быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться «белой вороной»), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае, при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности («беликовское», по А.П.Чехову, «как бы чего не вышло») и т.д. Разумеется, не всякий человек, у которого в характере доминирует трусость, продемонстрирует структуру характера, подобную охарактеризованной выше, включая все перечисленные черты. В разных жизненных обстоятельствах она может быть существенно преобразована и даже может включать качества, казалось бы, противоположные доминирующему (к примеру, трус может быть наглым). Однако общая тенденция к проявлению именно такого комплекса качеств характера для трусливого человека будет преобладать.
Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые. Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характеров выделять определенные их типы, наделенные общими чертами.
Цельность характера не исключает полностью его противоречивости: доброта иногда вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора — с ответственностью.
Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь и другими особенностями направленности личности. Один добродушный и веселый человек может быть высоконравственным и порядочным, а другой, тоже добродушный и веселый, но при этом не брезгующий никакими, в том числе и нечистоплотными, поступками для достижения своих целей.
Проявляясь в действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в совместную деятельность, характер оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей.
При этом характер зависит от того, как относится человек (на основе уже ранее сложившихся его особенностей) к своим неудачам и удачам, к общественному мнению и ряду других обстоятельств. Так, люди, обучающиеся в том же классе школы или работающие на равном положении в той же бригаде, приобретают разные черты характера в зависимости от того, справляются ли они с делом. Одних успех окрыляет и побуждает работать или учиться еще лучше, другие склонны «почивать на лаврах»; одних неудача угнетает, в других пробуждает «боевой дух».
У каждой личности существует принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т. д. в единое целое. Этот центр образует ядро человеческой личности и в различных психологических теориях называется ``самость'', ``Я-концепция'', ``самосознание'' и т. д. В зарубежной психологии наибольшее распространение получил термин ``Я-концепция''.
``Я-концепция'' - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.
``Я-концепция'' включает в себя три компонента:
1) когнитивный компонент - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т. д.;
2) эмоционально-оценочный компонент - переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.
3) поведенческий компонент - действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.
Возможность развивать систему представлений о себе (``Я-концепцию'') у человека возникает на основе способности к рефлексии, то есть благодаря самонаблюдению, самоанализу.
Когнитивный компонент
В феноменологической теории личности К. Роджерса ``Я-концепция'' включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, по нашему мнению, мы должны быть и хотели бы быть. В связи с этим в психологии в качестве когнитивной составляющей выделяют две формы ``Я-концепции'' -- реальную и идеальную.
Понятие реальная ``Я-концепция'' совсем не предполагает, что эта концепция реалистична, главное - это представление личности о себе, о том, ``какой я есть''.
``Я -- идеальное'' - это представление личности о своих желаниях: ``каким бы я хотел бы быть''. В ``Я-идеальном'' отражаются признаки, которые человек хотел бы иметь, которые ценит и к которым стремится.
Эмоционально-оценочный компонент
Эмоционально-оценочный компонент является ядром «Я-концепции», к нему относят самооценку, уровень притязаний, самоотношение.
Степень адекватности ``Я-концепции'' связана с адекватностью самооценки личности.
Самооценка личности -- это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
От самооценки личности зависят ее отношения с окружающими людьми, ее креативность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.
Исходной точкой отчета самооценки является социальное взаимодействие: отношения с другими людьми в процессе деятельности и общения. Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют отработать собственную оценку. В дальнейшем уже сложившаяся оценка ``Я'' постоянно сопоставляется личностью с тем, что она видит в других людях. При укреплении самооценки личность, как правило, ориентируются на некоторую референтную группу.
Референтная группа -- это реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируются в своем поведении и самооценке.
Сложившаяся у индивида самооценка может быть как адекватной (человек правильно оценивает себя), так и неадекватной (завышенной или заниженной), что влияет на уровень притязаний личности.
Уровень притязаний личности - степень трудности целей, к которым человек стремится и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным.
На уровень притязаний личности оказывают влияние как динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, так и динамика удач и неудач на всем жизненном пути. Уровень притязаний может быть адекватным: человек выбирает цели, которые соответствуют его способностям, умениям и возможностям, либо неадекватным - завышенным или заниженным. Завышенный уровень притязаний, когда человек ставят перед собой слишком сложные, нереализуемые цели, является результатом завышенной самооценки личности. Заниженный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой легковыполнимые цели, - результат заниженной самооценки личности.
Определяющим компонентом ``Я--концепции'' является самоуважение.
Самоуважение -- обобщенное отношение личности к самой себе, характеризующееся отношением действительных её достижений к уровню её притязаний.
У. Джемс предложил следующую формулу самоуважения: самоуважение = успех / притязания. Таким образом, самоуважение личности прямо пропорционально количеству достигнутых ей успехов и обратно пропорционально уровню притязаний. Для высокого уровня самоуважения характерно следующее: чем выше притязания, тем большими должны быть достижения человека. Отсюда следует, что для повышения самоуважения можно идти двумя путями: в одном случае необходимо приложить максимум усилий и добиваться успеха (что является трудной задачей), в другом - человек может снижать уровень притязаний и тогда, даже при самых скромных успехах, самоуважение не будет потеряно.
Высокий уровень самоуважения создает у личности чувство комфорта, стимулирует развитие её уровня притязаний. Низкий уровень самоуважения, напротив, приводит к острой неудовлетворенности собой, провоцирует неврозы и депрессию, но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Так, в самооценках интеллектуального развитых, у творческих людей остро осознается расхождение между теми свойствами, которыми они обладают, и теми, которыми бы они хотели обладать. Отсюда проистекает недовольство собой, побуждающее человека повышать свой уровень притязаний, ставить перед собой более сложные задачи, стремиться к самоусовершенствованию или, выражаясь термином У. Маслоу, к самоактуализации.
Возможность построения адекватной ``Я-концепции'' у человека складывается на основе критичности сознания.
4. Самооценка,
саморегуляция, настойчивость,
Самооценка
Самооценка преимущественно связана с третьей, социальной ипостасью «Я» отражая в системе субъективных значений воплощение личности в людях, В то же время, самооценку можно рассматривать как интегратор всех трех основных компонентов Я-образа: физического, психологического и социального.
Происходящее в процессе дифференциации индивидуальности разведение и последующее соотнесение между собой параметров различных уровней охватывает все основные составляющие характера. Экспериментально показано, что самооценка с возрастом становится все более дифференцированной. Школьникам седьмого класса, старшеклассникам и студентам вечерних курсов в возрасте около тридцати лет предложили оценить себя по сорока характеристикам, используя шестибалльную шкалу от "совершенно верно", что оценивалось в шесть баллов до "совершенно неверно" (1 балл). Утверждения охватывали пять областей — физические качества, уровень достижений, интеллектуальное развитие, межличностное общение и социальную ответственность. Анализ индивидуальных вариаций выявил тенденцию к их увеличению с возрастом. То есть младшие оценивали свою компетентность во всех пяти областях более ровно. Возможно, что дифференциация самооценки связана с увеличением у старших когнитивной сложности, то есть, в данном случае, способности оценивать разные стороны своего Я, используя более разнообразные стратегии.