Структура личности в отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Личность чаще всего определяют как человека в контексте его социальных, приобретенных качеств. К числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены. К понятию «личность» тесно примыкают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность – это социальное лицо, «личина» человека.

Файлы: 1 файл

Структура личности в отечественной психологии.docx

— 18.27 Кб (Скачать файл)

Личность чаще всего определяют как человека в контексте его  социальных, приобретенных качеств. К числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены. К понятию «личность» тесно примыкают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность – это социальное лицо, «личина» человека. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Личность – высшее интегральное понятие, система отношений человека к окружающей действительности (В.Н. Мясищев).

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся  в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).

Личность – совокупность внутренних условий, через которые  преломляются все внешние воздествия (Рубинштейн).

Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в  деятельности, в поведении (Ганзен).

И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные  в нем социально значимые черты.

Б.Г. Ананьев: личность –  субъект общественного поведения  и коммуникации.

А.В. Петровский: личность –  человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.

К.К. Платонов: личность –  человек как носитель сознания.

Б.Д. Парыгин: личность – это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

В психологии личность изучается  разными отраслями психологической  науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого  поведения. Многоплановость поведения  требует, в свою очередь, разноуровневого психологического анализа.

Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской  психологии можно выделить, по меньшей  мере, четыре доминирующие теории личности:

    1917-1936 гг. - личность  как профиль психологических  черт;

    1936-1950 гг. - личность  как опыт человека;

    1950-1962 гг. - личность  как темперамент и возраст;

    1962-1970 гг. - личность  как совокупность отношений, проявляющихся  в направленности

Другой известный советский  психолог А.В. Петровский тоже говорил  о существовании в отечественной  психологии разных подходов к пониманию  личности в разные исторические отрезки  времени.

    Период 50-60-х гг. характеризуется так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека».

    К концу 70-х  гг. ориентация на структурный  подход к проблеме личности  сменяется тенденцией применения  системного (или структурно-системного) подхода, требующего выделения  системообразующих признаков личности.

Сегодня в отечественной  психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при  этом отсутствует более или менее  общепринятая концепция личности.

Концепция личности А. Г. Ковалева

Личность в трудах А. Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических  свойств.

Психологические процессы составляют фундамент психической жизни  человека. Психические процессы формируют  психические состояния, которые  характеризуют функциональный уровень  психической деятельности. До образования  устойчивых психических свойств  состояния характеризуют развивающуюся  личность ребенка в целом (ребенок  капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может  укрепиться и определить некоторые  особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т.д.).

Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих  на фоне психических состояний. Психические  свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. В свою очередь уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические  свойства определенным образом связываются  друг с другом и образуются сложные  структуры.

А. Г. Ковалев выделяет в  структуре личности следующие подструктуры:

    • темперамент (структуру природных свойств);
    • направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);
    • способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Автор отмечает, что «выделение этих структур в какой-то мере условно, так как одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние  на проявление способностей. Однако –  продолжает он – следует различать  эти структуры как относительно автономные, поскольку при наличии  одних и тех же свойств, например, направленности люди могут разниться  друг от друга по способностям, темпераменту и характеру».

Все эти структуры возникают  из взаимосвязи психических свойств  личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям  вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются  друг с другом в соответствии с  требованиями деятельности.


Информация о работе Структура личности в отечественной психологии