Структура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:32, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить движущие силы и механизмы развития личности.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
- Определить сущность, содержание и специфику процесса развития личности.
- Выявить индивидуальные свойства человека.
- Определить эффективные пути развития личности человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…...2
1.Личность. Определение, характеристика…........................……..……..3
2.Структура личности……………………………………………..……….5
3.Условия и движущие силы психического развития личности ………12
Заключение………………………………………………………….……….20
Список литературы………………………………………………….……...22

Файлы: 1 файл

Структура личности - реферат.docx

— 53.90 Кб (Скачать файл)

Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, хотя дошкольники в доступных  для них формах занимаются учебной  и трудовой деятельностью. В школьном возрасте ведущим видом деятельности становится учение. С возрастом повышается роль трудовой деятельности. Да и сама учеба претерпевает существенные изменения. В течение 10—11-летнего периода  обучения в школе изменяются его  содержание и характер, с каждым годом повышаются требования к ученику, все большую роль играет самостоятельная, творческая сторона учебной деятельности.

В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия как следствие, во-первых, индивидуальных вариантов условий  жизни, деятельности и воспитания и, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частности, в типологических свойствах нервной системы). Конкретные условия жизни весьма разнообразны, так же как и индивидуальные особенности  личности. Поэтому можно говорить о том, что возрастные характеристики, хотя и существуют как достаточно типичные для данного возраста, время  от времени подвергаются пересмотру в связи с так называемой акселерацией (ускорением) развития. Это связано  с изменением условий жизни, увеличением  объема информации, получаемой ребенком, и др.

Все это делает характеристику возрастных особенностей условной и  неустойчивой, хотя возрастные особенности  существуют как наиболее типичные, характерные особенности возраста, указывающие на общее направление  развития. Но возраст не есть абсолютная, неизменная категория. Понятие возраста, возрастных границ и особенностей имеет не абсолютное, а относительное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В системной детерминации развития личности выделяют три следующих  момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни  как источник развития личности и  совместная деятельность как основание  осуществления жизни личности в  социальном мире. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области  изучения личности. Представления об индивидных предпосылках развития личности и их преобразовании в ходе ее развития остаются на уровне рассуждений. При изучении общества как источника развития личности неизменно встают вопросы о ее социотипических проявлениях, ее социальной позиции в обществе, механизмах социализации и регуляции ее социального поведения, развития в социогенезе. Решение данных вопросов немыслимо без обращения к социальной, исторической, возрастной, педагогической, экологической психологии и этнопсихологии. В свою очередь каждая из этих дисциплин рискует «не увидеть за деревьями леса» и свести, например, «личность» к «роли» или смешать «социальный характер» с «индивидуальным характером», принять периодизацию развития психики за периодизацию развития личности в том случае, если другие детерминанты не будут находиться хотя бы на периферии исследования этих областей психологической науки. Разработка представлений о социально-историческом образе жизни как источнике развития личности помогает решить вопросы, что присваивается, приобщается личностью в процессе ее движения в системе социальных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, каково содержание приобретенных в этой системе черт и установок личности.

И при анализе индивидных предпосылок, и при исследовании социально-исторического образа жизни  как источника развития личности постоянно следует учитывать, что  речь идет о биогенетических, социогенетических  и персогенетических ориентациях в психологии личности, которые в контексте историко-эволюционного подхода и системной схемы детерминации развития личности перестают быть параллельными линиями изучения личности. С самого момента движения человека в обществе эти «предпосылки» начинают активно участвовать в жизни той или иной эволюционирующей системы, влиять на ее развитие, трансформироваться из предпосылок в результате ее развития, использоваться личностью как средства достижения ее целей.

Особенно остро эта  проблема встает при изучении индивидуальности личности в персоногенезе как продолжении в жизни человека биогенеза и социогенеза. Индивидуальность личности, ее творчество, характер, способности, поступки и деяния наиболее выражение проявляются в проблемно-конфликтных ситуациях, увеличивая потенциальные возможности развития культуры.

При изучении индивидуальности личности в центре оказываются вопросы  о том, ради чего живет человек, какова мотивация его развития, каким  закономерностям подчиняется его  жизненный путь. Над решением этих вопросов работают помимо общих психологов представители возрастной, педагогической, социальной, этнической и организационной  психологии, клинической психологии, психиатрии, то есть тех отраслей психологии, перед которыми стоит задача психологической  помощи личности и её частной и профессиональной жизни.

Выделенные ориентиры  рассмотрения психологии личности выступают  как основа для изучения сложной  сети взаимоотношений между природой, обществом и личностью. Они также  позволяют обозначить точки приложения усилий разных отраслей психологии, занимающихся изучением многообразных проявлений личности. Главное же значение этих ориентиров заключается в том, что  они дают возможность представить  разрозненные факты, методы и закономерности в контексте психологии личности как самостоятельного направления  психологической науки и сферы  профессиональной практики.

 

 

 

Список литературы:

  1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1999.
  2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во Казан. университета, 2000. - 238 с.
  3. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль, 2006.
  4. Кан - Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2005.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1999.
  6. Мейли Р.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256 с.
  7. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2-х книгах - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1998.
  9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2007.

 

 

 


Информация о работе Структура личности