Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 12:33, реферат
Общее образование — первый уровень образования — не профессиональное и не специальное образование.[1] В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей. Иногда, дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно. В России и некоторых других странах, три уровня — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.
Виды образования в современной россии
Общее образование — первый уровень образования — не профессиональное и не специальное образование.[1] В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей. Иногда, дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно. В России и некоторых других странах, три уровня — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.
Структура
общего образования
Дошкольное
образование
Дошкольное
образование — обеспечение
Начальное общее образование
Основная
статья: Начальное общее образование
Начальное общее образование — это первая ступень общего образования у детей в России, и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка.[2]
Основное
общее образование
Основное
общее образование — вторая ступень
общего образования в России и
в большинстве других стран, целями
которого является создание условий
для становления и формирования
личности обучающегося, развитие его
склонностей и интересов. Основное
общее образование является необходимым
этапом для получения среднего (полного)
общего образования и начального
профессионального образования.
Среднее (полное)
общее образование
Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих cпособностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является обязательным и общедоступным. Среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования.[2] Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее полное общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11-том). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных вузов. Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в вуз.
Дополнительное образование детей
Основная
статья: Дополнительное образование
детей
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.[4]. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
[править]
Права и обязанности
Основная
статья: Право на образование
Всеобщая
декларация прав человека от 10 декабря
1948 года декларирует доступность
и бесплатность общего образования:
«образование должно быть бесплатным
по меньшей мере в том, что касается начального
и общего образования». В некоторых странах,
включая Россию, это положение закреплено
в Конституции (см. ст. 43 Конституции России,
ст. 112 Конституции Латвии).
В настоящее время, в некоторых странах (например, в России), общее образование является не только правом, но и обязанностью граждан.
[править]
Организация
Общее образование
даётся в рамках государственных, муниципaльных,
а также частных организаций. В некоторых
странах, создание частных организаций
в сфере общего образования запрещено,
в других, как в России, большинство из
уровней подлежит лицензированию.
Практически во всех странах общее образование, по крайней мере до основного уровня включительно, можно получить бесплатно. Обычно, в рамках социальной политики государств, происходит поддержка всей структуры общего образования.
[править]
Стандарты
качества среднего образования
В отличие
от высшее образование, стандарты которого
носят международный характер (Болонский
процесс), качество среднего образования,
стандарты подготовки школьников и учебных
программ - разрабатываются на государственном
уровне в каждой отдельной стране. Единой
международной стандартизации в среднем
образовании практически нет: есть только
общие требования к продолжительности
обучения в школе (не менее 12 лет) и необходимости
введения государственных экзаменов для
выпускников школ. В одних странах школьники
сдают 6 экзаменов (Великобритания, Франция),
в других 12 (Швейцария). В большинстве стран
цикл обучения в школе составляет 12 лет,
но в Германии, Австрии среднее образование
предусматривает 13-летнее обучение. В
России цикл обучения короче - всего 11
лет и количество государственных экзаменов
самое небольшое - всего 4.
Образование - стратегически важное направление государственной политики. Поэтому, несмотря на отсутствие международных стандартов в части среднего образования, международные организации (ОЭСР, ЮНЕСКО, ООН и другие) считают крайне важным отслеживать изменения, происходящие в сфере среднего образования как на мировом уровне, так и на национальных, для чего проводят собственные исследования. Самым авторитетным таким исследованием является PISA (Programme for International Student Assessment). Согласно этому международному исследованию качества среднего образования, в среднем по ОЭСР качество подготовки школьников снижается (с 500 баллов в 2000 году до 493 баллов в 2009). Самое лучшее среднее образование, согласно рейтингу PISA, в Корее, Китае и Сингапуре. Из европейских стран список возглавляют Финляндия и Нидерланды. Россия из 65 стран, участвующих в рейтинге качества среднего образования в 2009 году, заняла 51 место, оказавшись позади Турции и Объединенных Арабских Эмиратов.