Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 09:16, контрольная работа

Описание работы

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общее понятие о психике. 5
2. Структура психики 7
3. Соотношение сознания и бессознательного 11
Заключение 14
Литература 15
Практическое задание 16

Файлы: 1 файл

20.10.13.20.26.18_Ilina (1).docx

— 31.23 Кб (Скачать файл)

1.подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;

2.собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное  – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые  сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Человек может прийти в  конфликт с многочисленными социальными  запретами, в случае конфликта у  него нарастает внутренняя напряженность  и в коре головного мозга возникают  изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно, прежде всего осознать сам  конфликт и его причины, но осознавание  невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются  из области сознания.

Для исключения такого болезнетворного  влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем  самым разрядить очаг возбуждения  и нормализовать психическое  состояние человека. Только такое  сознание устраняет травмирующее воздействие "неприемлемой" идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал  указанную зависимость и включил  ее в основу терапевтической практики "психоанализа".

Психоанализ включает поиск  скрытых очагов в коре мозга, возникающих  при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод  информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека.

Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую  власть над своими поступками и повышая  уверенность в своих силах.

Выделяют  следующие формы бессознательного:

1.психические явления, возникающие во сне (сновидения)

2.ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реальными раздражителями (подпороговый раздражитель)

3.движения, бывшие в прошлом сознательными, но в результате многократными повторениями автоматизировавшиеся

4.патологические явления, возникающие в психике больного человека (бред, галлюцинации).

Соотношение бессознательного и сознательное в психике человека решалось по-разному. Психологи, опирающиеся  на философию идеализма, отдают преобладающее  место бессознательному. Они отрицают возможность разумного логического  познания, признают основным видом  познания инстинкт, веру.

Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в  их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Психика человека – качественно  более высокий уровень, чем психика  животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в  силу необходимости осуществления  совместных действий для добывания  пищи при резком изменении условий  жизни первобыт6ного человека.

Сознание – это высший уровень развития психического отражения, связанный с использованием речи, присуще только человеку.

Но в психике человека не только сознательные процессы, но и  процессы которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Они противостоят сознанию, но в  то же время находятся в неотрывной связи с ним.

Обобщая проанализированные в данной работе литературные данные, можно сделать следующие выводы.

Сущность сознания, как  высшей формы развития психики, психического отражения принято видеть в способности  человека к абстрактному вербальному  мышлению, орудием и средством  которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества.

Необходимо учитывать значительное, часто решающее влияние бессознательного на принятие решения, при совершении определенных действий. Сознание находится в неотрывной связи с бессознательным.

 

 

 

 

 

Литература

1.Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания, вопросы психологии, 2009.

2.Зигмунд Фрейд. Психология бессознательного. Сборник произведений./Сост. М.Г. Ярошевский/, М.: Просвещение.

3. «Основы психология» - Л.Д.Столяренко Ростов-на-Дону. «Феникс» 2010

4.http://ru. wikipedia.org/wiki/Подсознание.

5. http://ru. wikipedia.org/wiki/Сознание (психология).

 

 

Практическое  задание

Тема 1. Психология как наука.  Методы психологии.

К какому научному направлению принадлежат психологи, больше всего интересующиеся тем, как  именно человек перерабатывает информацию?

B. Когнитивной психологии.

Раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования.

Когнитивная психология во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием  информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у  человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику  в виде устройства с фиксированной  способностью к преобразованию сигналов.

 

 


Информация о работе Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного