Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: выяснить что такое психика и её структура, исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики.

Содержание работы

Введение
1. Общее понятие о психике
2. Структура психики
3. Соотношение сознания и бессознательного
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 31.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Психология

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение           3

1. Общее понятие о психике        5

2. Структура психики         7

3. Соотношение сознания  и бессознательного     10

Заключение          13

Литература           14 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Существенное отличие  человека от животных состоит в его  способности рассуждать и мыслить  абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это  связано со сферой человеческого  сознания.

Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается  как в нашей стране, так и  за рубежом. И в настоящее время  возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

Часто, совершив определенный поступок, человек, не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и  чувства, определяет направление наших  мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения  человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного.

Понятие сознания является одним из центральных в психологии. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах.

Несмотря на множество  публикаций, в истории психологической  науки сознание и бессознательное  явились труднейшими проблемами, которые до сих пор не удалось  решить ни с материалистических, ни с идеалистических позиций. 

Цель данной работы: выяснить что такое психика и её структура, исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общее понятие о психике.

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной  действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность  организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует  анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается  в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для  регуляции взаимодействия организма  с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ - целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими  целями. Наиболее общим свойством  психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией - регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно  выработанными знаниями. Психика, как  отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики  является сознание человека, которое  возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано  с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают  у различных людей своеобразно.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе  говоря, психика - это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх? Я”).

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура психики

Многие исследователи  акцентируют внимание на системности, целостности и нерасчленённости психики как её фундаментальном  свойстве. Всё многообразие психических  явлений в психологии принято  разделять на психические процессы, психические состояния и психические  свойства. Эти формы тесно связаны  между собой. Их выделение определено методической необходимостью систематизировать  изучение такого сложного объекта, как  психическая жизнь человека. Таким  образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о  психике, чем структуру самой  психики.

Понятие «психический процесс» подчёркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относятся  когнитивные, мотивационные и эмоциональные.

  1. Когнитивные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Ощущение и восприятие делают возможным отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств и представляют собой уровень чувственного познания окружающего мира. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия формируется целостный образ окружающего мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой продукт рационального познания объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщённым процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.
  2. Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя эту деятельность. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходят целеполагание и принятие решений.
  3. Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.

Психические состояния характеризуют  статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное  постоянство психического явления  во времени. По уровню динамичности они  занимают промежуточную позицию  между процессами и свойствами. Подобно  психическим процессам психические  состояния можно разделить на когнитивные (сомнение и т.д.), мотивационно-волевые (уверенность и т.д.) и эмоциональные (счастье и т.д.). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными. К ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния.

Психические свойства —  это наиболее устойчивые психические  явления, закрепленные в структуре  личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с  миром. К основным группам психических  свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические  свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта. Темперамент является наиболее общей  динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере  общей активности человека и его  эмоциональности. Свойства характера  определяют типичный для данного  человека способ поведения в жизненных  ситуациях, систему отношений к  себе и окружающим людям. Способностями  называют индивидуально-психологические  особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся  и проявляющиеся в деятельности. Психические процессы, состояния  и свойства представляют собой неразрывное  неделимое единство, образуя целостность  психической жизни человека. Категорией, интегрирующей все психические  проявления и факты в сложную, но единую систему, является «личность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Соотношение сознания и бессознательного

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения  объективных устойчивых свойств  и закономерностей окружающего  мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Термин «сознание» введен в русский язык Н.М. Карамзиным как калька с латинского conscientia, которое и означает сознание. Сознание — это знание, построенное  на основе использования языка и  существующее в знаковой форме. Следовательно, для того чтобы что-то ясно осознать, необходимо это что-то представить  в той знаковой форме, которой  обладает данный предмет.

Сознание является условием, регулятором и результатом протекания психологического процесса. Сознательное тесно связано с бессознательным.

Бессознательное отличается от сознательного тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями  субъекта, его отношениями к миру. Поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.

Бессознательное – это  форма психического отражения, в  которых образование действительности, отношение к ней субъекта выступает  как нерасчлененное целое и человек  не отдает себе отчета в происходящем.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его  словами – вербализировать. Выделяют:

1.  подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;

2. собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное  – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые  сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Человек может прийти в  конфликт с многочисленными социальными  запретами, в случае конфликта у  него нарастает внутренняя напряженность  и в коре головного мозга возникают  изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно, прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания.

Для исключения такого болезнетворного  влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем  самым разрядить очаг возбуждения  и нормализовать психическое  состояние человека. Только такое  сознание устраняет травмирующее воздействие "неприемлемой" идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал  указанную зависимость и включил  ее в основу терапевтической практики "психоанализа".

Психоанализ включает поиск  скрытых очагов в коре мозга, возникающих  при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод  информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с  новой значимостью, ликвидацию очага  возбуждения, нормализацию психического состояния человека.

Информация о работе Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного