Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 19:43, отчет по практике
Структура психологической службы в пансионате
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………....4
1 Содержание практики.....................................................................................5
2. Социально-педагогическая деятельность психолога......................................6
Заключение…………………………………………………………………..…..9
Список используемых источников…………………………………………….10
Версия шаблона |
4.1 |
Филиал |
Самарский |
Вид работы |
Отчет по практике |
Название дисциплины |
Учебная практика по направлению подготовки (030300 - "Психология" - 2 недели) (4945) |
Тема |
Структура психологической службы в пансионате |
Фамилия студента |
Смородинов |
Имя студента |
Алексей |
Отчество студента |
Артурович |
№ контракта |
0392111400409003 |
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание |
|
Направление на практику |
|
Договор об организации и проведении практики |
|
Место прохождения практики (населенный пункт и наименование предприятия, организации, учреждения) |
ГБУСО "Похвистневский молодежный пансионат для инвалидов" |
Задание на практику |
Изучение организации социально-психологической службы |
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………………………………
1 Содержание практики......................
2. Социально-педагогическая деятельность
психолога.....................
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………….10
Приложения……………………………………………………
Я, Смородинов Алексей Артурович, студент II курса факультета психологии филиала Современной Гуманитарной Академии, проходил учебно-ознакомительную практику в ГБУСО «Похвистневский молодежный пансионат для инвалидов». Продолжительность практики – 2 недели, с 05.11.2012 по 18.11.2012 года.
Целью учебно-ознакомительной практики являлось изучение структуры и функций психологических служб, а также анализ работы психологической службы пансионата.
В ходе практики я выполнил следующие работы и задания:
Затруднений и проблем в процессе выполнения работ не возникло.
Учебная практика является будущей профессиональной
деятельностью студента. Место прохождение,
как правило, определяется руководителем. Основными
задачами практики студента:
• получение первого опыта в будущей профессии;
• знакомство с будущей деятельностью,
профессией;
• знакомство со спецификой будущей профессии;
• ознакомление с принципами организации,
работой в данной организации;
• ознакомление с деятельностью с законодательной
и исполнительной власти;
• с механизмом правового регулирования,
расширение профессионального кругозора.
Выпускник Бакалавр по направлению подготовки 030300 Психология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: в практической деятельности: анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья; предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности; выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности; распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации; формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром. В научно-исследовательской деятельности: участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии; изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; применение стандартизованных методик; обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения. В педагогической деятельности: преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; сбор и оформление учебных материалов; проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ; участие в проведении тестирования по итогам обучения; участие в учебно-методической работе в сфере общего образования; пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества. В организационно-управленческой деятельности: описание и анализ форм организации взаимодействий в трудовых коллективах; выявление проблем, затрудняющих функционирование организации; проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации; использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.
Структура психологической службы в пансионате может быть представлена в виде схемы (приложение А).
Психодиагностическая функция психолога состоит в измерении какого-либо качества, особенности человека, постановке диагноза на этой основе, сопоставлении результатов с результатами других испытуемых. С помощью психодиагностики психологи могут осуществлять контроль за формированием необходимых знаний у проживающих, оценивать умственное и личностное развитие проживающих в процессе быта, а также давать оценку качеству проживания. Диагностика является средством, способствующим более эффективной организации работы.
После того, как проведена диагностика того или иного качества, можно осуществить работу по коррекции или развитию этого качества. Коррекционно-развивающая деятельность обычно проводится в форме обучения, консультации или тренинга. Тренинг же обычно проводится для развития определенных навыков и умений в быту, общении и для формирования значимых качеств личности.
Составной частью коррекционно-развивающей работы является преподавание психологии и психологическое просвещение. Эта деятельность может осуществляться в нескольких формах: уроки и факультативы для проживающих, лекции и психологические клубы для педагогов и родителей, конференции.
Психологическое просвещение – первый шаг в приобщении воспитателей, родителей и проживающих к психологическим знаниям. Посредством просвещения воспитателей знакомят с различными отраслями психологии, проживающих – с основами самовоспитания.
Преподавание – специальным образом организованная деятельность по целенаправленной передаче общественно-исторического опыта, формированию умений и навыков. Для этого психолог должен обладать ценностями и идеалами, глубокими знаниями в своей области, способностями и педагогической техникой.
Также психолог может проводить консультации, т.е. особым образом организованное общение с проживающими и их родителями, воспитателями или их блоками.
В консультации выделяют несколько этапов: установление контакта с консультируемыми, определение запроса и постановка проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы. Таким образом, во время консультации психологи помогают решить многие вопросы.
Социально-педагогическая деятельность психолога заключается в реализации им комплекса различных мер, направленных на личностное развитие и саморазвитие человека, педагогическую коррекцию поведения, нормализацию взаимоотношений с окружающей средой, обеспечение социальной защиты. Главной направленностью этого вида деятельности является содействие саморазвитию личности и формированию индивидуальности человека. Поэтому задача социально-педагогической деятельности специалиста – поддержать, стимулировать и обеспечить условия развития способностей человека.
В качестве приоритетного направления этого вида деятельности психолог выделяет профилактическую работу, которая направлена на то, чтобы выявить и предотвратить возможные жизненные трудности, кризисные ситуации и проблемы человека.
Профессиональная деятельность психолога в подобных учреждениях предполагает также обеспечение гармонизации социальной среды учреждения, социальную защиту проживающих и подготовку их к самозащите. Гармонизация социальной среды направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений на проживающего.
Условно можно выделить два направления гармонизации социальной среды этого учреждения:
Создание воспитывающей среды учреждения. Это направление предполагает создание в учреждении таких отношений, которые будут в наибольшей степени способствовать формированию социальности проживающего.
Создание поля самореализации проживающих. Это направление включает в себя активизацию процесса самовоспитания со стороны самих проживающих, обеспечение условий для реализации молодыми людьми своих потенциальных возможностей. Главной задачей психолога является подготовка проживающего к жизни в подобном ему обществе.
Рассмотренные выше функции являются основными в работе психолога в таких учреждениях. В качестве дополнительных функций можно рассматривать следующие: исследовательская (психологические исследования по различным направлениям), сопровождение экспериментальной работы в пансионате, психологический анализ занятий, проведение психолого-педагогических советов и семинаров.
После ознакомления со структурой и функциями психологической службы в пансионате и анализа ее работы я выполнил еще ряд заданий (см. личный план). Было проведено тестирование проживающих, для определения социально-психологических предпосылок избирательного предпочтения того или иного стиля их будущей деятельности. Тестирование проводилось по Ориентировочной анкете В.Смекалова и М. Кучера. Также было проведено еще одно тестирование проживающих для выявления коммуникативных и организаторских склонностей, а именно: умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, участие в групповых мероприятиях, умении влиять на людей, стремление проявлять инициативу и др. Регулярное проведение подобных тестов позволяет психологу хорошо ориентироваться в ситуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практических гипотез; быть в курсе проблем, возникающих в коллективе в процессе педагогической деятельности, и способствовать улучшению психологического климата в коллективе: находить решения проблем, создавать более комфортные условия деятельности, выявлять и раскрывать потенциал каждого воспитателя и коллектива в целом.
Проанализировав сделанную мной работу в период учебной практики, можно сделать вывод, что я выполнил поставленные цели и задачи, а также выделить следующие положительные моменты в работе:
Но выявлены и некоторые негативные моменты:
Для устранения вышеописанных негативных моментов в работе можно порекомендовать следующее:
Прохождение учебной практики помогло мне составить более полное и цельное представление о структуре и функциях психологических служб, и о содержании работы психолога в пансионате.
1 |
Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. – М.: Академия, Смысл, 2009 |
2 |
Локалова Н.П. Психология. Введение в профессию: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010 |
3 |
Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2013 |
4 |
Манухина С.Ю. Основы практической психологии. – М., 2011 |
5 |
Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М.: Юрайт, 2013 |
6 |
Немов Р.С. Психология. – М.: Юрайт, 2010 |
7 |
Руденко А.М. Психологический практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 |
8 |
Степанов В.Е., Струпнинский В.П. Психология. – М.: Дашков и К, 2011 |
9 |
Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. – М.: Академия, Смысл, 2009 |
10 |
Локалова Н.П. Психология. Введение в профессию: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010 |
11 |
Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2013 |
Информация о работе Структура психологической службы в пансионате