Структура, содержание и формы общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

роблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением.
В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Все это обусловливает актуальность изучения процессов общения. К тому же современная социально-экономическая ситуация в России усиливает внимание к вопросам общения и определяет новый взгляд на него как на фактор стабилизации предпринимательства, поскольку именно общение сопровождает большинство сервисных услуг по реализации любой продукции.
Понятие общения, как и любое понятие социальной психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педагогов и философов.

Содержание работы

Введение 3
1. Содержание общения 5
2. Структура общения 8
2.1. Коммуникативная сторона общения 10
2.2. Интерактивная сторона общения 17
2.3. Перцептивная сторона общения
3. Формы общения 13
3.1 Особенности вербальных форм общения 13
3.2 Особенности не вербального общения 15
3.3 Формы общения определяющие стиль коммуникационного взаимодействия 18
Заключение 26
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Структура, содержание и формы общения.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

      Таким образом, для социальной психологии весьма значимым является исследование не только кооперативной формы взаимодействия.

      Кроме того, при абсолютном принятии лишь одного типа взаимодействий снимается  принципиально важная проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. А это содержание деятельности может быть весьма различным. Можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков — совместного ограбления, кражи и т. д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать; напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случаях задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому, не оспаривая важности исследования кооперативных форм взаимодействия, вряд ли правильно игнорировать и другую форму, а самое главное, вряд ли правильно рассматривать их обе вне социального контекста деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Как только не именовали человека: и  homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.

    Категория «общение» является базовой для  социально-психологической теории. Есть множество подходов к обоснованию  этого положения. Нас же интересует категория «общение» в плане показа общения как источника и основы социальной психики. С этих позиций рассмотрено в данной работе общение на базе сложившихся в литературе подходов.

    Подводя итог, нужно отметить, что общение  – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта.

    Анализ  общения как сложного, многостороннего  процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Вычленить «чистые» образцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей. Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, с каким «материалом» имеет дело. Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы общения, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно различное значение. Кроме того, те два плана общения, которые были выделены в начале нашего анализа, специфически соотносятся в каждом отдельном случае. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, надо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, т.е. в условиях различной по содержанию деятельности. Принцип единства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

список литературы (содержание, структура и формы  общения):

1. Андриенко,  Е. В. Социальная психология  [Текст] / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с. – ISBN 5-7695-0617-2

2. Арбузова, Е.  Н. Практикум по психологии  общения [Текст] / Е. Н. Арбузова, А. И. Анисимов, О. В. Шатрова. – СПб.: Речь, 2008. – 272 с. – ISBN 978-5-469-00775-8

3. Вердербер,  Р. Психология общения [Текст] / Р. Вердербер, К. Вердербер. – М.: Прайм – Еврознак, 2007. – 416 с. – ISBN 978-5-8291-0506-3

4. Еникеев, М.  И. Общая и социальная психология  [Текст]. – М.: Инфра – М, 2001. – 624 с. – ISBN 5-86225-568-0

5. Ильин, Е.  П. Психология общения и межличностных отношений [Текст]. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с. – ISBN 978-5-8297-0253-3

6. Крысько, В.  Г. Социальная психология [Текст]: курс лекций. – М.: Омега – Л, 2006. – 352 с. – ISBN 5-98119-390-5

7. Немов, Р.  С. Социальная психология [Текст] / Р. С. Немов, И. Р. Алтухина. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с. – ISBN 978-5-7695-4482-8

8. Подгурецки, Ю.  Социальная коммуникация [Текст]. – М.: Гелиос АРВ, 2006. – 160 с. – ISBN 5-699-27198-6

9. Пэррот, Л. Искусство  и наука общения [Текст]. – М.: Триада, 2007. – 272 с. – ISBN 978-5-91180-837-2

10. Соснин, В.  А. Социальная психология [Текст] / В. А. Соснин, Е. А. Красникова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 336 с. – ISBN 5-16-000708-3

11. Социальная  психология [Текст]: Ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. – ISBN 5-318-00577-2

12. Социальная  психология [Текст] / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М.: Академия, 2001. – 600 с. – ISBN 5-7695-0627-Х

13. Социальная  психология [Текст] / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2006. – 592 с. – ISBN 5-699-26672-2

14. Социальная  психология [Текст]: Хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с. – ISBN 5-7567-0236-9

15. Степанов, С.  А. Популярная психологическая  энциклопедия [Текст]. – М.: Изд-во Эксмо – Пресс, 2005. – 672 с. ISBN 5-699-08839-3

Сущенко, С. А. Социальная психология [Текст]. – Рн/Д: Феникс, 2005. – 345 с. – ISBN 5-222-06467-Х


Информация о работе Структура, содержание и формы общения