Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:10, шпаргалка
Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь подойти к решению вопроса о движущих силах развития его психики. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, - это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка как внешней, так и внутренней. А ее развитие в свою очередь зависит от наличных жизненных условий.
. Зависимость психического
Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь подойти к решению вопроса о движущих силах развития его психики. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, - это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка как внешней, так и внутренней. А ее развитие в свою очередь зависит от наличных жизненных условий.
Значит, в изучении
развития психики ребенка следует исходить
из анализа развития его деятельности
- так, как она складывается в данных конкретных
условиях его жизни. Только при таком подходе
может быть выяснена роль как внешних
условий жизни ребенка, так и задатков,
которыми он обладает. Только при таком
подходе, исходящем из анализа содержания
самой развивающейся деятельности ребенка,
может быть правильно понята и ведущая
роль воспитания, воздействующего именно
на деятельность ребенка, на его отношения
к действительности и поэтому определяющего
его психику, его сознание.
Жизнь или деятельность в целом не складывается,
однако, механически из отдельных видов
деятельности. Одни виды деятельности
являются на данном этапе ведущими и имеют
большее значение для дальнейшего развития
личности, другие - меньшее. Одни играют
главную роль в развитии, другие - подчиненную.
Поэтому нужно говорить о зависимости
развития психики не от деятельности вообще,
а от ведущей деятельности.
Что же такое "ведущий тип деятельности"?
(Эльконин, Леонтьев)
Признаком ведущей деятельности отнюдь
не являются чисто количественные показатели.
Ведущая деятельность - это не просто деятельность,
наиболее часто встречающаяся на данном
этапе развития, деятельность, которой
ребенок отдает больше всего времени.
Ведущей мы называем такую деятельность
ребенка, которая характеризуется следующими
тремя признаками.
Во-первых, это такая деятельность, в форме
которой возникают и внутри которой дифференцируются
другие, новые виды деятельности. Так,
например, обучение в более тесном значении
этого слова, впервые появляющееся уже
в дошкольном детстве, возникает впервые
в игре, т.е. именно в ведущей на данной
стадии развития деятельности. Ребенок
начинает учиться, играя.
Во-вторых, ведущая деятельность - это
такая деятельность, в которой формируются
или перестраиваются частные психические
процессы. Так, например, в игре впервые
формируются процессы активного воображения
ребенка; в учении - процессы отвлеченного
мышления. Из этого не следует, что формирование
или перестройка всех психических процессов
происходит только внутри ведущей деятельности.
Некоторые психические процессы формируются
и перестраиваются не непосредственно
в самой ведущей деятельности, но и в других
видах деятельности, генетически с ней
связанных. Так, например, процессы абстрагирования
и обобщения цвета формируются в дошкольном
возрасте не в самой игре, но в рисовании,
цветной - аппликации и т.п., т.е. в тех видах
деятельности, которые лишь в своем истоке
связаны с игровой деятельностью.
В-третьих, ведущая деятельность - это
такая деятельность, от которой ближайшим
образом зависят наблюдаемые в данный
период развития основные психологические
изменения личности ребенка. Так, например,
ребенок-дошкольник именно в игре осваивает
общественные функции и соответствующие
нормы поведения людей ("каким бывает
красноармеец, стахановец", "что делает
на заводе директор, инженер, рабочий"),
а это является весьма важным моментом
формирования его личности.
Таким образом, ведущая деятельность -
это такая деятельность, развитие которой
обуславливает главнейшие изменения в
психических процессах и психологических
особенностях личности ребенка на данной
стадии его развития.
Информация о работе Структура учебной деятельности по Эльконину