Субъекты и признаки массовых форм внеколлективного поведения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 07:23, курсовая работа
Описание работы
Термин «внеколлективное поведение» относится к той чрезвычайно широкой области социально-психологических явлений, которые возникают в ситуациях, где индивиды лишены помощи, поддержки и направляющего влияния со стороны коллектива. О таких ситуациях много написано в зарубежной социальной психологии, поскольку они сплошь и рядом возникают в буржуазном обществе. Но иногда люди оказываются вне коллектива и в обществе социалистическом. Марксистская социальная психология изучает эти явления прежде всего для того, чтобы общество могло своевременно оказать влияние на таких людей, изменить их поведение. Приведем пример.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 1 Субъекты и признаки массовых форм внеколлективного поведения……..7 2 Толпа как внеколлективная форма массового поведения…………………..12 3 Формирование и поведение толпы…………………………………………..17 4 Паника как социально-психологический феномен…………………………20 5 Возникновение и прекращение паники…………………………………….23 Заключение………………………………………………..……………………27 Список использованных источников…
Одним из видов поведения толпы
бывает паника — эмоциональное состояние,
возникающее как следствие либо дефицита
информации о какой-то пугающей или непонятной
ситуации, либо ее чрезмерного избытка
и проявляющееся в импульсивных действиях.
Случаи панического поведения в подавляющем
большинстве были результатом того, что
якобы подтверждались дезинформирующие
слухи, содержавшие угрозу. В ходе «странной
войны» во Франции в 1939—1940 гг., например,
заранее заброшенная гитлеровская агентура
с помощью слухов о неминуемом военном
поражении и преднамеренно имитируемого
панического поведения создавала среди
французского населения панику в больших
масштабах и приводила к полной дезорганизации
тыла. Известны также многочисленные случаи
возникновения паники в повседневной
жизни — при скоплении в метрополитене,
зрелищных мероприятиях и т. п.— и, конечно,
как следствие катастроф и стихийных бедствий.
В общепринятом смысле под «паникой» понимают
массовое паническое поведение, о чем,
кстати, напоминает и происхождение самого
термина. Слово «паника», вошедшее без
существенных изменений во многие языки,
происходит от имени греческого бога Пана,
покровителя пастухов, пастбищ и стад.
Его гневу приписывалась «паника» — безумие
стада, бросавшегося в пропасть, в огонь
или в воду из-за самой незначительной
причины. Начинаясь внезапно, это безумие
распространялось с пугающей быстротой
и влекло всю массу животных к гибели.
Спасающаяся толпа представляет собой
типичный случай панического поведения.
Известны также многочисленные случаи
панического поведения и вне толпы, например
биржевая паника, сопровождающаяся массовой
продажей акций или скупкой золота. Иногда
эти случаи определяют как панический
ажиотаж, которым обозначается массовое
возбуждение, сопровождаемое лихорадочной
деятельностью, направленной на избавление
от возможной опасности. Не будучи групповым
поведением в чистом виде, панический
ажиотаж нередко приводит к далеко идущим
последствиям. Панический ажиотаж, охвативший
население Англии в конце 1968 г. по поводу
нехватки вакцины против гонконгского
гриппа, достиг таких размеров, что потребовалось
специальное обращение министра здравоохранения
для уменьшения спекуляции вакциной и
нормализации деятельности и поведения
населения. В случаях возникновения паники
в среде людей, физически разделенных
пространством и не составляющих групп
с личными контактами, непосредственным
побуждающим мотивом обычно была какая-либо
пугающая своим содержанием информация
— передаваемая либо изустно, либо через
средства массовой коммуникации. В этом
отношении очень характерен случай паники
в Париже в день испытания американской
термоядерной бомбы в атолле Бикини, возникшей
как результат предшествующего нагнетания
напряженности в прессе и ложной радиопередачи
о непосредственной опасности радиоактивного
заражения. Существует одна объективная
трудность в изучении паники. Она заключается
в том, что включенное наблюдение за паникой
неизбежно оказывается искаженным, так
как наблюдатель всегда подвергается
воздействию со стороны наблюдаемых, а
метод анализа мемуарной литературы —
воспоминаний лиц, переживших или наблюдавших
это явление, «это не прямой подход к изучаемому
явлению и не путь его непосредственного
и экспериментального изучения». Факторы,
которые могут вызвать панику, многообразны
и группируются по обобщающим признакам
в три категории — физиологических, психологических
и социально-психологических причин. К
первой категории факторов следует отнести
явления, способствующие возникновению
условий, которые физически ослабляют
людей. К ним относятся: усталость и физическая
депрессия, голод и опьянение, долгая бессонница
или предшествовавшее психическое потрясение.
Каждая из этих причин серьезно ослабляет
способность людей быстро и правильно
оценивать внезапно возникшую ситуацию.
Во вторую категорию факторов, ведущих
к панике, включают такие психологические
явления, как крайнее удивление, большая
неуверенность, внезапный страх, чувство
изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой
опасностью. Эти факторы вместе с явлениями
социально-психологического порядка —
отсутствием групповой солидарности,
утратой доверия к руководству, дефицитом
информации, снимающей личностные напряжения,
или избытком информации, нагнетающей
такие напряжения,— также приводят к уменьшению
возможностей рациональной психической
деятельности людей и правильной оценки
ситуации. Эти причины, порознь и все вместе,
порождают высокое эмоциональное напряжение
и лихорадочную работу воображения, нагромождающего
страхи. Указанные явления дают начало
процессам внушения, подражания и психического
заражения. В результате люди, охваченные
паникой, превращаются в скопище ничем,
кроме взаимного подражания, не связанных
индивидов, спасающихся бегством от реальной
или мнимой опасности.
5. Возникновение и прекращение
паники
В наиболее типичных случаях
паника развивается как следствие шокирующего
стимула. Будучи воспринят, этот стимул
прерывает предшествовавшее поведение
и, как это часто бывает, приостанавливает
действия, ранее совершавшиеся людьми.
Для того чтобы привести к панике, стимул
должен быть либо достаточно интенсивным,
либо длительным, либо повторяющимся;
он также должен вызывать сосредоточение
внимания на себе и реакцию страха. Первичная
реакция на такой стимул — потрясение
и восприятие ситуации как кризисной.
Далее потрясение переходит в замешательство,
т. е. в индивидуальные и неупорядоченные
попытки интерпретировать событие в рамках
личного опыта или путем лихорадочного
припоминания аналогичных ситуации из
косвенного опыта. Когда необходимость
быстрой интерпретации стимула становится
острой и требует немедленных действий,
ощущение остроты часто мешает логическому
осмыслению кризисной ситуации и вызывает
страх. Первоначальная реакция страха
обычно сопровождается криком, плачем,
возбужденными движениями. Если на этом
этапе первоначальная реакция страха
не будет подавлена решительной командой,
реакция будет нарастать. Далее нарастание
идет по циркулярной реакции: страх одних
отражается другими, что, в свою очередь,
усиливает страх первых. Усиливающийся
страх служит быстрому уменьшению уверенности
в способности присутствующих коллективно
противодействовать кризисной ситуации
и создает смутное ощущение обреченности.
Завершается этот процесс действиями,
которые кажутся участникам панического
поведения спасительными. Панику обычно
характеризуют как индивидуалистическое
и эгоцентрическое поведение. Это суждение
справедливо в том смысле, что целью такого
поведения служит попытка личного спасения,
которая не укладывается в признанные
нормы и обычаи. Однако паника — это одновременно
и групповое поведение, поскольку при
ее возникновении осуществляют свое действие
механизмы циркулярной реакции, внушения
и психического заражения — характерные
признаки многих видов стихийного группового
поведения. Окончание панического поведения
уже не групповой процесс: паника заканчивается
по мере выхода отдельных индивидов из
группового бегства. Но паническое поведение
не обязательно завершается с окончанием
бегства от опасности. Обычные следствия
паники — либо усталость и оцепенение,
либо состояние крайней встревоженности,
возбудимости и готовности к агрессивным
действиям; реже — вторичное проявление
паники. Это развитие и завершение цикла
панического поведения должно быть дополнено
двумя моментами. Первый заключается в
том, что если интенсивность первоначального
стимула очень велика, то всех предыдущих
этапов возникновения паники, ведущих
к бегству от опасности, может не быть,
бегство в этом случае может стать непосредственной
индивидуальной реакцией на стимул. Второй
момент сводится к тому, что словесное
обозначение пугающего стимула в условиях
его ожидания может вызвать реакцию страха
и привести к панике еще до реального его
появления. Так иногда реагировали на
полях первой мировой войны солдаты на
крик «Газы!». При анализе каждого конкретного
случая панического поведения следует
принимать во внимание и ряд специфических
факторов: общую атмосферу, в которой происходят
события (степень социальной напряженности
в первую очередь), конкретную ситуацию,
характер происшедшего события и степень
угрозы, которую оно несет, глубину и объективность
информации об этой угрозе, общую моральную
и психическую стойкость участников поведения
и первое движение людей сразу же после
получения информации об опасности. Большое
значение имеет, в частности, характер
первого движения. Те несколько мгновений
сразу же после того, как стало очевидным
то, что в театре появился дым, или то, что
с кораблем не все в порядке, или прошел
первый удар землетрясения, или упала
первая бомба, составляют «психологический
момент» для проявления реакций, которым
будут подражать. На протяжении этих нескольких
мгновений внимание всех участников оказывается
сосредоточенным на вновь возникшем обстоятельстве;
все готовы к действиям и выжидают какой-то
момент времени дальнейшего развития
событий. Именно в этот момент должно быть
проявлено руководство, вносящее элемент
организации и рационализма (например,
властная команда «Всем стоять на месте!»
или «Ложись!»). Первый, кто исполнит эту
команду, становится образцом для подражания.
Важным является вопрос о предотвращении
и прекращении паники, если она уже началась.
Способы предотвращения и прекращения
паники столь же многообразны, как и причины,
порождающие панику. Одним из основных
методов считается организация эффективного
руководства в сочетании с созданием доверия
к этому руководству. Не менее важно для
предотвращения паники знание членами
группы своих функциональных обязанностей
и знание обстановки, поскольку неизвестность
всегда порождает неуверенность, а с ее
появлением предотвращение паники становится
более трудным делом. Предотвращение или
сведение к минимуму физического ослабления
рассматривается как один из самых надежных
способов уменьшения вероятности возникновения
паники. Способом предотвращения могущей
возникнуть паники является также отвлечение
внимания участников от возможного источника
страха и, следовательно, разрядка или
хотя бы снижение эмоционального напряжения.
Каждый из перечисленных способов лишь
содействует предотвращению паники, но
не может быть применен для ее прекращения.
Остановить уже начавшуюся панику может
лишь преднамеренное и весьма интенсивное
действие. Так, неоднократно и успешно
применялся при театральных пожарах прием
исполнения национального гимна. Мечущиеся
в панике люди останавливались на мгновение,
которое было необходимо для установления
контакта с ними и начала руководства.
Аналогичным образом удавалось остановить
паническое поведение хоровым пением
хорошо известной всем участникам песни:
коллективное пение привлекало к себе
внимание, прекращало распад объединения
людей на асоциальные индивиды, возвращало
их к мысли о возможной рациональной кооперации.
Этот прием неоднократно применялся участниками
американского движения за гражданские
права для негров в ситуациях применения
полицией и национальной гвардией оружия
против мирных демонстрантов. Песня «Мы
победим!», исполняемая подвергнувшимися
нападению участниками выступления, стала
своеобразным средством против паники.
Мероприятия с участием больших групп
людей, которые проводят компартии в капиталистических
странах, нередко предусматривают организацию
специальной системы руководства на случай
возникновения паники. Такая система обычно
включает размещение в массе специально
проинструктированных работников, умеющих
выполнять команды и не поддающихся панике,
средства звуковещательной техники для
немедленного — в случае необходимости
— восполнения дефицита нужной информации
и, если возможно, средства воспроизведения
ритмичной музыки или популярной хоровой
песни. Стихийное поведение не исчерпывается
описанными выше формами. Его проявления
многообразны, его масштабы и уровни различны.
Оно может затрагивать большие контактные
группы, но может распространяться и в
среде людей, лишенных прямого контакта
и соединенных лишь опосредованной информационной
связью. Поддержание каналов официальной
коммуникации, доставляющих людям достоверную
информацию, служит надежной гарантией
против всякой стихийности в массовом
поведении. Важно при этом точно учитывать
информационные нужды тех, кому адресуется
поток сообщений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Субъектом стихийного массового
поведения может быть любая, достаточно
многочисленная группа людей, выделяющих
себя по какому-либо признаку и осознающих
свое единство в реализации совместных
действий. Масса — это совокупность индивидов,
составляющих многочисленную, аморфную
группу людей, не имеющих в большинстве
прямых контактов между собой, но связанных
общим и постоянным интересом. Психология
толпы очень резко отличается от психологии
отдельной личности. Будучи частью толпы,
человек неосознанно подчиняется ее движениям
и требованиям. А если в толпе стихийно
образуется лидер, который способен волевым
действием подчинить ее себе, то толпа
способна смести все на своем пути, охваченная
общей идеей или целью. Одним из условий
существования толпы как массового скопления
людей являются паника и слухи. Паника
— это состояние ужаса, сопровождающееся
резким ослаблением волевого самоконтроля.
Следствием оказывается либо ступор, либо
дезорганизация планомерных действий.
Поведение во внутренне конфликтной ситуации
становится антиволевым: эволюционно
примитивные потребности, прямо или косвенно
связанные с физическим самосохранением,
подавляют потребности, связанные с личностной
самооценкой. Таким образом, биологические
инстинкты побеждают над социальными
нормами и ценностями, которые в данный
момент вытесняются из сознания личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Г. М. Социальная
психология: учеб. пособие.- М., 2000.-270 с.
2. Андриенко Е. В. Социальная
психология: учебник - М., 2001.- 243 с.
3. Вересов Н.Н. Психология управления:
Учеб. Пособие. – М.: МПСИ, 2007. – 224 с.