Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:42, контрольная работа
Прежде чем приступать к анализу суицида как девиантного поведения, необходимо рассмотреть, что представляет собой девиантное поведение вообще. Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе).
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие суицида…………………………………………………………………4
Причины суицида………………………………………………………………..6
Типология самоубийств…………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………..20
Список используемой литературы…………………………………………..21
Демонстративно-шантажное суицидальное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого намерения.
Хотя такая демонстрация зачастую оканчивается завершенным суицидом вследствие недоучета реальных обстоятельств. В отличие от суицидального поведения самоповреждения или членовредительства вообще не направляются представлениями о смерти. Цель их ограничивается лишь повреждением того или иного органа, что находит свое выражение и в способах реализации и в особенностях поведения субъекта. Наконец, как уже отмечалось ранее, опасные для жизни действия, направляемые иными целями, следует относить к несчастным случаям.
Тихоненко в своей работе приводит следующий пример:
Самопорезы бритвой в области предплечья могут быть отнесены:
а) к числу истинных суицидальных попыток, - если конечной целью была смерть от кровопотери,
б) к
разряду демонстративно-
в) к самоповреждениям - если цель ограничивалась желанием испытать физическую боль или углублением состояния наркотического опьянения (путем ограниченной кровопотери),
г) к несчастным случаям - если, к примеру, по бредовым соображениям самопорезы преследовали цель “выпустить из крови бесов”.
Следует также рассмотреть еще одну классификацию, которая основана на категории личного смысла, как отношения не совпадающих между собой цели действия - суицида - и мотива деятельности, в которую он включен.
Тихоненко выделяет следующие типы:
“Протестные” формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл самоубийства заключается в негативном воздействии на объективное звено.
Месть - это конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Данные формы поведения предполагают наличие высокой степени самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности.
Смысл суицидального поведения типа “призыва” состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности пассивна. При суицидах “избежания” суть конфликта - в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл самоубийства заключается в избежании непереносимой наличной угрозы путем самоустранения.
“Самонаказание” можно определить, как протест во внутреннем плане личности. Конфликт, по преимуществу внутренний. При своеобразном расщеплении “я”, сосуществовании двух ролей: “я - судьи” и “я - подсудимого”. Если в предыдущих случаях цель суицида и мотив деятельности не совпадали, что давало основание квалифицировать суицидальное поведение как действие, то при суицидах “отказа” обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается, т.е. мотивом является отказ от существования, а целью - лишение себя жизни.
Другим
видом самоубийств, непосредственно
связанным с социальными
"Нужда
и безработица", "бесплодность
и беспросветность борьбы за
существование" - эти слова стали
штампами и уже давно
Известно, что в целом экономическое положение общества очень сильно отражается на кривой суицидов. Другие социальные причины более опосредованно влияют на добровольный уход из жизни. Существует мнение, что в технически высокоразвитых странах вероятность самоубийств резко возрастает, также процент самоубийств в городах в 2 раза больше, чем в сельской местности. В целом научно-технический прогресс, увеличивающий разделение труда и дифференциацию различных слоев общества, способствует развитию процесса отчуждения у человека и зачастую вызывает ощущение "винтика" в огромной машине цивилизации, не обладающего ценностью собственной жизни.
Среди общественных условий, влияющих на самоубийства, особую роль играют некоторые культурные явления.
Например, появление "Вертера" Гёте в 1774 году, в котором описаны жизнь и смерть от несчастной любви юного Вертера, породило целую эпидемию самоубийств. Средства массовой информации множат этот эффект заражения вирусом самоубийства, основанный на подражании кумирам.
Смерть Курта Кобейна в 1994 году - солиста популярной группы "NIRVANA" повлекла за собой целый ряд самоубийств среди молодежи.
В
настоящее время влияние
С другой стороны, люди, изменившие темпы своей профессиональной и общественной жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки.
Во-первых, естественно, из-за большей напряженности труда в связи с более быстрым темпом, а во-вторых, из-за тех или иных барьеров, возникающих при этом на их пути, тревога из-за неуверенности в своих возможностях, страх стать жертвой конкурентов.
Еще одним потенциально возможным стрессогенным фактором , для лиц среднего возраста, являются интенсивные изменения, происходящие во всех сферах современного общества и порой требующие от человека, уже имеющего свое довольно устойчивое мировоззрение, установки, взгляды на различные стороны жизни, коренного изменения его мышления и поведения.
С другой стороны, новые условия общественной жизни порождают неизмеримо большое количество альтернатив при выборе профессиональной деятельности или формы и места получения образования и др., что предоставляет гораздо большие возможности для индивидуального развития, но и заставляет мучиться индивида свободой выбора и неопределенностью. Исследования психологов также показывают, что люди, затрудняющиеся в силу своего воспитания или других причин осуществить выбор в определенных жизненных ситуациях и испытывающие трудности в самоопределении, как правило, находятся в неблагоприятном психологическом состоянии, которое повышает вероятность суицидальных намерений. Но не только неопределенность в общественной жизни, но и неустроенность в личной жизни и одиночество могут служить побудительными причинами к самоубийству. Среди покушающихся на свою жизнь велика доля одиноких, разведенных, вдовых, но хорошо известно и то, что подчас семейные невзгоды нередко приводят к решению наложить на себя руки. В большей степени незащищенными в этом плане являются мужчины. И все же отказ от жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте является иногда более естественным и причинно обусловленным (как бы антигуманистично это не звучало), чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться.
На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями. Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколением. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность. Ранние браки (в возрасте 15-19лет) не спасают от уменьшения риска суицида и это связано, прежде всего, с тем, что они чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей.
На втором месте - трудности, связанные со школой .
Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.
На третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При том иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят "ситуативные самоубийства импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
Среди
мотивов, объясняющих попытки
Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами - это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды. Родителям, формирование личности которых происходило в условиях менее динамичного общества, очень сложно понять своих "свободомыслящих" детей. Но с другой стороны, кто, как не молодые, являются поколением, которое находится в наилучшем положении в современной ситуации, так как имеет гораздо больше потенциальных возможностей использовать свои преимущества, связанные с тенденциями изменения общества.