Суицид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Суицид - следствие болезненного и мучительного духовного и психологического кризиса, сильного внутреннего конфликта, ведущих к сужению сознания, потере смысла страданий и всей жизни. Особенно тяжелыми и опасными, по своим последствиям, бывают кризисы у эмоциональных, легкоранимых личностей.

Файлы: 1 файл

Курсовая. Суицид. 3 курс для сайта.docx

— 68.25 Кб (Скачать файл)

Введение:

Суицид - следствие болезненного и мучительного духовного и психологического кризиса, сильного внутреннего конфликта, ведущих к сужению сознания, потере смысла страданий и всей жизни. Особенно тяжелыми и опасными, по своим последствиям, бывают кризисы у эмоциональных, легкоранимых личностей.

Актуальность данной темы состоит в том, что подростковый суицид ежегодно возрастает. Необходимо искать новые способы и методы по предотвращению данной проблемы. «По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, а также Российского статистического агентства, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. Только за 1998 год в России от неестественных причин ушли из жизни 20,6 тыс. детей и подростков, а за последние 5 лет их число составило около 112 тыс.

За последние десятилетия  в три раза выросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие из них стали жертвами преступлений. По данным прокурорского надзора, основной причиной увеличения этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников, провоцирование несовершеннолетних на бегство и нередко, толкавшее их к суициду.

Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждений, школах, детских дошкольных интернатах. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается, прежде всего, на детях, как наименее защищенной части населения.  По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия - катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств, причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия; безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.        Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству». [1.Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86. О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков.]

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек.

Вроно Е. "Поймите своего ребенка"

Если твой знакомый находится в подавленном настроении, значит, ему просто нужен друг, который  бы его развеселил, заинтересовал, отвлек. Он нуждается в твоем внимании, ведь любовная драма или провал в учебе еще очень свежи в его памяти. А вот если он начнет демонстрировать еще и предупреждающие суицидальные признаки, значит, ему понадобится нечто большее, чем дружеская опека. В этом случае ему не обойтись без друга, который поможет ему найти опытного психотерапевта, чтобы тот в свою очередь оказал потенциальному суициденту своевременную и квалифицированную помощь.

Дюркгейм относил к самоубийству каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. 

Николай Бердяев: «Самоубийство бывает заразительно и человек, убивающий себя, совершает социальный акт, толкает других на тот же путь, создает психическую атмосферу разложения и упадка.»

Аммон Г. называет суицидальное действие "попыткой первично-процессуальной защиты" от страха, связанного с бессознательным конфликтом идентичности. 

 

Исследования в области суицида:

  1. Как показывают кросс-культурные исследования, большое число самоубийств до недавнего времени давал регион Западной Европы, дальше шли США, затем страны Центральной Европы. В Восточной Европе, и особенно в Украине, увеличение этого показателя произошло в 90-е годы.
  2. Исследование Дюркгейма «Самоубийство» основано на анализе статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах. Он выделяет 3 основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабого воздействия социальных (групповых) норм на индивида, остающегося наедине с самим собой и утрачивающего в результате смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т.е. видящего её смысл вне её самой. Аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивида (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т.е. аномия. 
  3. Статья Дж. Молтсбергера  «Опасность самоубийства: клиническая оценка и принятие решений» : Изучение анамнеза пациентов, подверженных самоубийству, показывает, что, достигая зрелости, они не обладают адекватно развитой способностью к регуляции своего эмоционального состояния. Речь идет о подверженности отчаянию. Дети с отягощенной наследственностью или обделенные эмоциональными связями не способны к развитию функций саморегуляции, которые во взрослом возрасте необходимы для автономного выживания. Отсутствие некоторых из них иногда делает человека склонным к самоубийству. Пациенты в глубокой депрессии иногда не способны оценить степень любви и заботы окружающих, а также своей ценности. В этих случаях следует не только выяснить доступность для пациента внешних ресурсов, но и его способность понимания, что они существуют и ими можно воспользоваться.

 

 

 

 

 

  1. Статья Леонтьева Д.А «Экзистенциальный смысл суицида: жизнь как выбор» : Был поставлен акцент на осознании и осмыслении смерти как неотвратимой неизбежности, как данности в жизни человека, как неотъемлемого элемента самой жизни, без которого сама жизнь теряет многие из своих существенных характеристик. Однако проблема суицида демонстрирует иное отношение к смерти - как к осознанно выбранной возможности. Самоубийство связывалось даже с человеческим достоинством. Таким образом, проблема суицида выходит далеко за пределы сугубо клинического контекста.
  2. [3. Амбрумова А.Г. О самоубийцах//Аргументы и факты. – 1994 (март, №12)]. Суицидальное поведение непосредственно связано с психологическим кризисом. Поскольку кризис вызывается депривацией и фрустрацией важнейших потребностей, например, в безопасности, принадлежности, достижении, автономии, понимании, возможность экстремальных последствий очевидна. «Психологическая – душевная – боль является общим признаком тяжелых кризисных состояний. Непереносимость душевной боли приводит к стремлению прекратить ее любым путем, и суицид может казаться человеку, находящемуся в кризисном состоянии, единственным способом избавления и разрушения всех проблем.»
  3. [ 13. Научные и организационные проблемы в суицидологии. – М., 1983.] «Интересно, что молодых (в возрасте 15-19 лет), наоборот, ранние браки не спасают от уменьшения риска суицида - по данным американских авторов, среди женатых юношей в 1.5, а среди замужних девушек в 1.7 раз процент самоубийств выше, чем у их несемейных сверстников. Это связано прежде всего с тем, что "молодые" браки чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей.

 

 

 

 

 

 

 

Объект: Суицид среди подростков.

Предмет: Проявление суицидальных наклонностей у подростков.

Цель:

  • Выявление отношения подростков к проблеме суицида.
  • Выявить психологический смысл проблемы подросткового суицида.
  • Определить виды суицида.
  • Определить суицидальные наклонности.

Гипотеза: Желание покончить собой у подростков возникает в связи с тяжелыми социальными условиями, страхом перед волнующей его ситуацией.

Система:

  1. Эмоциональная сфера.
  2. Мотивация.
  3. Самоотношение.

Задачи исследования:

Задача исследования - Выяснить, как формируется суицидальная направленность личности, установить мотивы самоубийств, выявить мотивы

подростков самоубийц.

 

Методы исследования:

  1. Анкетирование
  2. Наблюдение
  3. Психологическая консультация
  4. Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен
  5. Цветовой тест М. Люшера. Позволяет определить психоэмоциональное состояние и уровень нервно-психической устойчивости, степень выраженности переживаний, особенности поведения в напряженных ситуациях и возможность самостоятельного выхода, склонность к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Предназначен для взрослых и детей с 5-ти лет. Выраженным признаком риска суицидального поведения является выбор группы +7+4 – «Старается избавиться от проблем, трудностей и напряжения с помощью непоследовательных и неожиданных действий. Отчаянно ищет пути избавления, способен на опрометчивые поступки вплоть до самоубийства».

 

 

 

  1. Тест выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. 8.

Костюкевич. Используется для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся 5-11 классов.

  1. Методика «Незаконченные предложения», вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева. Может использоваться для учащихся с 1-го класса. Позволяет оценить отношение к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным целям.
  2. Методика «Сигнал». Иматон. Предназначена для                        экспресс-диагностики уровня суицидального риска и выявление мотивов для жизни. Используется для подростов с 16 лет.
  3. Методика диагностики суицидального поведения  Горской М.В. Предназначена для подростков 16-17 лет.
  4. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е. Предназначен для выявления акцентуаций характера у подростков 14-16 лет. Риск развития саморазрушающего поведения характерен для неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным.
  5. Опросник Басса-Дарки. Позволяет определить выраженность аутоагрессии, самообвинения, чувство угрызения совести. Предназначен для детей подросткового возраста.
  6. Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга.  Детский вариант методики предназначен для детей 4–14 (7-14) лет. Позволяет выявлять уровень социальной адаптации; причины неадекватного поведения учащихся по отношению к сверстникам и преподавателям (конфликтность, агрессивность, изоляция); эмоциональные стереотипы реагирования в стрессовых ситуациях.
  7. Факторный личностный опросник Кеттелла. Позволяет определить личностные свойства детей и подростков, степень социальной адаптации, наличие эмоциональных, личностных проблем. Существуют варианты для детей (7-12 лет) и подростков (12-16 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

1.Формирование суицидальной направленности

2.Суицидальное поведение детей и подростков

3.Мифы и факты о подростковом суициде

4.Мотивы самоубийств. Ситуационные факторы

5.Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду.

6.Внешние обстоятельства суицидального подростка

7.Источник негативных переживаний подростка

8.Роль педагога в работе с суицидальными детьми

9.Заключение

10. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование суицидальной направленности.                 

Суицид  есть следствие  социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.

Суицидальная  направленность формируется внутри личности следующим образом:

1. Собственно суицидальное поведение - любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

2. Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения.

 

Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями,

фантазиями на тему своей  смерти, но не на тему лишения себя жизни  как

самопроизвольного действия (“хорошо бы умереть”, “заснуть и не проснуться” и.т.п.).

Суицидальные  замыслы - это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации. Продумываются способы, время и место

самоубийства.

Суицидальные  намерения предполагают присоединение к замыслу

решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения  суицидальных мыслей до попыток их реализации

традиционно называется пресуицидальным (пресуицидом).

Длительность его может  исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). При острых пресуицидах можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.

Внешние формы суицидального  поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды.

Суицидальная  попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

В соответствии со всем вышеизложенным, суицид можно рассматривать как

действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой.

 

  1. Суицидальное поведение детей и подростков

В науке существует термин - «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это - подростковые самоубийства. Психическая  организация подростка очень  нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Подростки крайне неустойчивы в самооценке и при  этом - большие максималисты; они  постоянно сомневаются в своих  знаниях и способностях, подвержены частым сменам настроения, тревожны. У  них легко возникают страхи.

Суицидальные  личности этой возрастной группы могут  быть адекватно приспособленными к  школе и полностью свободны от проблем, но в этом возрасте человек  проходит хаотический кризис идентификации  и/или борьбу за независимость. Хотя среди подростков часты попытки  самоубийства, лишь немногие из них  достигают своей цели. Однако процент  самоубийств в этой группе возрастает. Обычной является цель повлиять на поведение другого человека, и  лишь небольшое желание умереть. Подростки кончают с собой, даже если основная их цель - манипулирование  и контроль над другими людьми и нежелание умирать.

В суицидальных попытках подростков можно выделить следующие категории:

· сигнал дистресса («Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи»);

· попытка манипулировать другими (10-летняя девочка может принять большую  дозу таблеток, чтобы заставить своего мальчика вернуться к ней);

· попытка наказать других (возможно, сказать родителям «Вы пожалеете, когда я умру»);

· манифестация умственного расстройства/попытка  восстановить контакт с любимым  человеком, который умер; реакция  на отказ; в результате сверхсильного  стыда или вины; избежать столкновения с чрезвычайно болезненной ситуацией; и другие наркотики могут вызывать галлюцинации и переживания, которые  приводят к попыткам самоубийства среди  подростков

Основными мотивами суицидального  поведения детей и подростков являются:

· переживание обиды, одиночества, отчужденности  и непонимания;

· действительная или мнимая утрата любви  родителей, неразделенное чувство, ревность;

· переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

· чувства вины, стыда, оскорбленного  самолюбия, самообвинения;

· боязнь позора, нежелание извиниться;

· любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

· чувство мести, злобы, протеста, угроза и вымогательство;

· желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

· сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Особенности суицидального поведения  подростков:

1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие о смерти возникает у детей между 2-3 годами. Для большинства она не является особо пугающим событием. В дошкольном возрасте дети воспринимают смерть как временное явление, подобно отъезду. Смерть близких осознается ребенком как результат его желаний или как следствие его «нехорошего» поведения. Это нередко приводит к чрезвычайно сильному чувству вины, что может стать травматичным опытом, который начнет влиять на всю последующую жизнь ребенка. Часто младшие школьники считают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом сказывается неопределенный эгоцентризм и магическое мышление. Они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Для подростков смерть становится долее очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами и т.п. Боле старшие подростки принимают мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицают реальность этой возможности.

2. Несерьезность, мимолетность  и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев детского и подросткового суицида.

3. Наличие взаимосвязи попыток  самоубийства детей и подростков  с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

4. Депрессивные состояния, которые в подростковом возрасте проявляются иначе, чем у взрослых.

Признаки депрессии у подростков:

  • печальное настроение;
  • чувство скуки;
  • чувство усталости;
  • нарушения сна;
  • соматические жалобы;
  • неусидчивость, беспокойство;
  • фиксация внимания на мелочах;
  • чрезвычайная эмоциональность;
  • замкнутость;
  • рассеянность внимания;
  • агрессивное повеление;
  • демонстративное непослушание;
  • склонность к бунту;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • плохая успеваемость;
  • прогулы в школе

Каковы  основные факторы, способствующие попыткам суицида у подростков, и насколько  они сегодня существенны в  нашем обществе? На первом месте  из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте - трудности, связанные  с учебным заведением, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, представителями противоположного пола.

Другими причинами суицидов в детском  и подростковом возрасте могут быть следующие:

1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребенок думает, что все можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание смерти формируется не раньше 18 лет.

2. Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущение ненужности, депрессии.

3. Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнения подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

5. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

6. Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

7. В последнее время к психологическим  причинам самоубийств добавились  социальные: расслоение на богатых и бедных, рост разводов и количество неполных семей, огромные масштабы детской беспризорности и сиротства при живых родителях. Все эти проблемы отражаются в детях, как в кривых зеркалах.

8. Однако одной из главнейших  причин суицида является сложная  и противоречивая обстановка  в стране. Социальная незащищенность, экономическая нестабильность, политический хаос обуславливают процесс отчуждения подростков. Конфликтные ситуации, возникающие сегодня в нашем обществе на различной почве, ведут к общей моральной дезориентации человека подчас толкая его на негативные поступки, принятие скоропалительных решений.

Конечно, у каждой суицидальной попытки - своя причина. Но, по сути, все сводится к  одному: ребенок не в силах самостоятельно одолеть какую-то трудную ситуацию, а понимающего это взрослого  человека рядом нет. И тогда единственным вариантом представляется ему смерть.

Особенно  часто это происходит с подростками. Дочери, сыну кажется, что они не нужны родителям, их не любят, не ценят, не считаются с их интересами, а  навязывают свои. Значит, не понимают. Родные не понимают - чего ждать от чужих? И мир «ощетинивается» против ребенка.

Плюс  этот самый «комплексующий» возраст: девочки кажутся себе некрасивыми, мальчики - слабыми, недостойными внимания «королевы» класса или двора. И все эти комплексы прячут они подальше даже от самих себя. И такой, в конце концов, нарывает, извините, гнойник в душе, так себя ненавидишь, что готов убить.

В подростковой психике есть еще некоторые  черты, предрасполагающие к самоубийству. С одной стороны, страсть к  самоутверждению, с другой - еще не сформированное представление о  ценности жизни. У них нет барьера  между рискованным и нерискованным  повелением. Подростки очень легко  манипулируют как своим здоровьем, так и своей жизнью. Им кажется, что жизнь - недорогая цена доказательство собственной правоты.

Таким образом, подростковый возраст - это  тот этап развития неотъемлемой частью которого являются перемены. Психологические и физиологические особенности и изменения, происходящие в этом возрасте, естественно влияют и на формирование отношения подростков к смерти. Важно помнить, отношение к смерти - это один из тех вопросов, которые должны быть обсуждены прежде, чем человек непосредственно столкнется с тем событием и будет вовлечен в него эмоционально.

  1. Мифы и факты о подростковом суициде

Суицидальные  подростки редко хотят умереть; они желают уйти от обстоятельств, которые  считают невыносимыми. «Если бы я  умер, мне не было бы так больно», - говорил один старшеклассник, подавленный  тем, что его не приняли в избранный  им колледж. В этом случае, к сожалению, близкие не распознали его боль, не выслушали его и не проявили свою любовь и он лиши себя жизни. Следует  развеять существующие в обыденном  сознании мифы о подростковых самоубийствах, потому что они могут стоить человеческой жизни. Приведем некоторые их них.

МИФ: «Те, кто говорят о самоубийстве, редко предпринимают попытку или совершают его».

ФАКТ: Большинство молодых людей до совершения суицидальных попыток или самоубийств приводят важные словесные доказательства своих намерений. Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей.

МИФ: Настоящее самоубийство случается без предупреждения.

ФАКТ: Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.

МИФ: «Тенденция к суициду наследуется».

ФАКТ: Не существует достоверных данных о генетической предрасположенности к самоубийству. Тем не менее, предыдущий суицид в семье может быть деструктивной моделью для подражательного поведения. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении.

МИФ: «Ничего не могло бы остановить ее, если бы она уже приняла решение покончить с собой».

ФАКТ: Большинство подростков, обдумывающих возможность самоубийства, разрываются между желаниями жить и умереть. Они хотят, чтобы их страдания закончились, и в то же время стремятся найти альтернативу или пути разрешения боли, но слишком часто их крик о помощи остается не услышанным друзьями, семьей и даже специалистами.

МИФ: «Суицидальные подростки являются психически больными».

ФАКТ: Большинству молодых людей, предпринимающих попытку самоубийства, не может быть поставлен диагноз психического заболевания, хотя, естественно, хроническая душевная болезнь повышает риск самоубийства. Многие совершающие самоубийство не страдают никакими психическими заболеванием.

МИФ: «Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы».

ФАКТ: Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом его предупреждения суицида.

МИФ: «Подросток, переживший суицид, в дальнейшем может чувствовать себя в безопасности».

ФАКТ: Много молодых людей переживает состояние депрессии, получают врачебную помощь, выздоравливают и ведут нормальную здоровую жизнь. Значение предупреждающих сигналов суицида и владение способами помощи тревожным и потенциально суицидальным юношам может помощь им остаться в живых.

МИФ: «Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом».

ФАКТ: Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата.

МИФ: «Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помощь ему нельзя. Это их дело».

ФАКТ: Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т.п.

МИФ: «Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить»

ФАКТ: Большинство суицидентов вынашивают свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.

МИФ: «Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помощь им может только врач».

ФАКТ: Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, Любого типа характера, с любыми наклонностями.

МИФ: «Самоубийственное заражение».

ФАКТ: Психологи, педагоги, социологи - все, кто, причастен к проблеме детских суицидов, знают: самоубийство - «заразное явление», особенно среди подростков. Подростки вообще внушаемы, и если в школе была серьезная попытка самоубийства, в особенности - завершенная, следует ожидать, что за ней потянется «шлейф» подражательных попыток.

МИФ: «Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается так же, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего».

ФАКТ: В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени - от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.

МИФ: «Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на «суицидальные» темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе».

ФАКТ: На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Суицидальные мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть суицидальноопасными.

Важная информации:

1. Суицид является «убийцей №2» молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей №1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

2. Суицид - это не просто способ обратить на себя внимание. Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: «Я хочу покончить с собой». Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно. Лучше всего прислушаться к его словам.

3. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны. Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света. На жизнь по-разному смотрят не только родители и дети. Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что «здорово» для тебя, для одного твоего друга «паршиво», а для другого - «нормально».

4. Суицид следствие не одной неприятности, а многих. Существует выражение: «Последняя капля, которая переполнила чашу терпения». Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля - ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А если капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена. Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серий неудач.

5. Самоубийство может совершить каждый. Предотвращать суицид было бы проще, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, тип «суицидоопасного подростка» установить невозможно. Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся, ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе, ни дома. Благополучие - вовсе не гарантия от суицида.

6. Чем больше настроение у суицидента, тем больше риск. Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную попытку, самое опасное время - 80-100 дней после первой попытки. После первой попытки расстаться с жизнью подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют повышенное внимание, у них возникает чувство, что все их любят. Однако спустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, «берет свое», появляются у них дела и кажется, что худшее позади. Однако совершивший суицидальную попытку подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о седее знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своим делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль, совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы «вернуть» к себе внимание окружающих. Вид у него при этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: «Ничего, скоро все это кончится». В этом случае их друзьям следует быть настороже (17).

7. Друг может предотвратить самоубийство. От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

Большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать не хотят. Они  просто пытаются решить одну или несколько  проблем. Эти проблемы причиняют  им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить. Большей  частью молодые люди совершают суицидальную попытку у себя дома между четырьмя и шестью часами пополудни (17). Иными  словами, они пытаются покончить  с собой именно там, где их, скорее всего, найдут, и делают это в такое  время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью дома или  вернется в ближайшее время домой. Шанс прийти им на помощь велик, - тот  же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет. Столкнувшись с неотвратимостью  смерти, почти все они начинают говорить, что неожиданно начинают понимать, что проблемы их не столь  велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг ясно - не так уж все плохо. За секунду до смерти они осознают, что хотят жить.

 

  1. Мотивы самоубийств. Ситуационные факторы.

 

Такие серьезные стрессовые ситуации, как болезнь, экономические неурядицы, смерть близких или семейные проблемы часто превосходят возможности защитных механизмов человека. В результате кризиса жизни возникает отчаяние и беспомощность.

Таким образом, ситуационные факторы часто приводят к суицидальной реакции.

 

Можно выявить следующие ситуационные факторы, способствующие суициду:

1. Риск суицида высок у людей с недавно выявленной хронической

прогрессирующей болезнью. Фактор прогрессирования заболевания является более значимым для суицидального риска, чем его тяжесть или потеря трудоспособности. Болезнь, вынуждающая человека

постоянно приспосабливаться  к новым неблагоприятным переменам, приводит к гораздо большему стрессу; в этих условиях ряд больных решают скорее совершить самоубийство, чем позволить болезни поставить последнюю точку

2. Со смертью любимого человека жизнь уже никогда не станет прежней.

Разрушается привычный стереотип  семейной жизни. Возможному суициду, как правило, предшествует затяжное интенсивное горе. В течение многих  месяцев после похорон наблюдаются отрицание возникшей реальности, соматические дисфункции, панические расстройства, все больше охватывающее чувство  вины, идеализация потери, апатия, а также враждебное отношение к готовым помочь друзьям и родственникам. Человек отказывается видеть одиночество и пустоту в жизни. В этих условиях суицид может казаться освобождением от невыносимой психической боли или способом соединения с тем, кто был любим и навсегда ушел.

3.Нарушения поведения. Признаки самоубийства бывают разными в зависимости от возраста. У юношей наиболее явным намеком на суицидальные тенденции являются злоупотребление алкоголем и наркотиками. Примерно половина молодых людей, совершавших суицид, принимали лекарства, прописанные их родителям. В среднем возрасте - это невозможность контролировать свою жизненную ситуацию, что часто проявляется в каком-либо психосоматическом заболевании. У пожилых людей признаками суицидальных мыслей могут быть разговоры об «отказе» от чего-либо.

4. Психическое заболевание. Депрессивные расстройства являются одной из наиболее распространенных нервно-психических проблем нашего общества. Каждый 1/4 суицидент - это больные, страдающие психозами, шизофренией и маниакально-депрессивным психозом. Больные, страдающие психотической депрессией, часто совершают суицидальные действия в начале и при затихании психоза. Как было сказано, самыми уязвимыми являются люди, которые в прошлом совершали попытки самоубийства, или тесно контактировали с теми, кто старался, или осуществил это стремление.

5. Эмоциональные нарушения. Эмоциональные нарушения являются одними из самых основных показателей возможности суицида. Любой внезапный личностный конфликт всегда является серьезным предупреждением. Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, появляется тревога и уныние. Люди могут не осознать ее начала. Они только замечают, что последнее время стали подавленными, печальными и “хандрят”, будущее выглядит тусклым, и они считают, что его нельзя изменить. Часто они приходят к мысли, что больны раком, психическим или неизлечимым заболеванием. Перед суицидом они начинают думать о смерти. Им становится трудно выполнять даже простые обязанности, принять самое простое решение. Они жалуются на вялость, недостаток жизненной энергии и усталость. Признаком депрессии и обусловленных ею суицидальных мыслей может быть снижение сексуальной активности, они жалуются так же на бесплодие и импотенцию. Интимные связи не доставляют им удовольствия.

Признаками эмоциональных нарушений  являются:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствия;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • погруженность в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее;
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

 

  1. Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду:
    • тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем,
    • однако, с проявлениями суеты, спешки;
    • затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с
    • картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
    • напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не
    • мотивированной агрессией;
    • депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от
    • обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение,
    • сонливость;
    • выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя,
    • отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой
    • бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
    • тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными
    • и нервно-психическими нарушениями;
    • употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

 

  1. Внешние обстоятельства суицидального подростка
    • неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты
    • родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
    • беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого,
    • который бы занимался подростком;
    • неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая
    • опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
    • отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
    • серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с
    • родственниками и взрослыми.

 

  1. Источник негативных переживаний подростка

Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную  сферу для срыва у подростков. Исследования, проведенные в 1995 году, показали, что негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

Согласно данным этого  исследования главный источник негативных переживаний – семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47% и 18% соответственно.

Важная причина подростковых переживаний – частые наказания  детей. В группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди

«благополучных» 21% мальчиков  и 2% девочек. Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок.

На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы «трудных» подростков.

Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту  причину указали 65% мальчиков и 72% девочек.

  1. Роль педагога в работе с суицидальными детьми

Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в  помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может  выразиться в том, что – часто общаясь с ребенком – он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста. Даже такая роль педагога приносит свои плоды.

 

9. Рекомендация для учителей и психологов

1.Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то 
из   близких.   В   первые   недели   обычно   отмечаются   тенденция   к   уходу, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действуйте 
вопреки ребенку.

2.Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не 
всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время.

3.При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.

4.Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся их 
собрать, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.

5.Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей 
часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка.

6.Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились 
слезами, не скрывайте этого. «Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень 
грустно, что она умерла». В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться. «Мама любила клоунов, не правда ли?» - такая фраза может стать началом разговора о цирке и на уроке рисования можно предложить изобразить что-нибудь веселое. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не так ли?» Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно так думал. Дети честны, они говорят то, что думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо гово- 
рить. Не следует произносить фраз типа «Скоро тебе будет лучше». Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец должен был умереть таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя, и ты никогда не забудешь его».

7.Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ними изменения в поведении ребенка, в его привычках.

Необходимо с  особым вниманием относиться к трудным  для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посове-товать приготовить поздравление для бабушки. Конечно, невозможно заранее учесть все возможные случайности. Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи. Здесь требуется специализированная индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, а часто полезной оказывается и семейная терапия. Приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень простыми и естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут себя по отношению к страдающему ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упоминаний о постигшем ребенка горе, а на самом деле предлагают ему самому справляться с горем, самому вырабатывать способы поведения и защиты и искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой задачей. Помочь ребенку, поддержать его в столь трудной ситуации должны уметь в первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком, встречают его каждый день в школе или в детском саду.

 

 

 

 

 

  1. Виды  и Способы суицида

 

Виды суицида:

1. Истинный суицид. Он никогда не бывает спонтанным, хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние, или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). Большой процент самоубийц составляют подростки и старики.

2. Демонстративный суицид. Это наиболее распространенный вид самоубийства, когда, в общем-то, и убиться-то не хотят, а хотят обратить на себя внимание, позвать на помощь.

3. Скрытый суицид - для тех, кто понимает, что самоубийство не выход, ищет другой путь решения возникших проблем, но не находит его. Эти люди не убивают себя "по собственному желанию", ноповедение их называется "суицидально обусловленным поведением", это и экстремальные виды спорта, и рискованная езда на автомобиле, и поездки в горячие точки, и даже алкоголизм и наркомания.

Способы самоубийства:

Всего существует 83 способа  суицида, но самых распространенных – 5. Ежегодно к ним прибегает полмиллиона человек, среди которых мужчин – в 4 раза больше, чем женщин. Совершаются они чаще всего весной и летом, во второй половине дня. Те, которые не увенчались успехом, обычно повторяются, в 80% случаях повторяются до успешного осуществления задуманного. В 41% случаев причина этого поступка не ясна и лишь в 6% ею является страсть.

Имеется бесчисленное множество  окончания собственной жизни  путем физического воздействия  на тело... Физические методы максимально  безболезненной смерти включают выстрелы в голову или сердце, смерть от электрического тока, падение с большой высоты и т.п. Однако, некоторые из этих процедур не рекомендуются как единственные средства безболезненной смерти, но как дополнения используются в совокупности с другими методами - для надежности.

 

Некоторые рассматривают  физические методы безболезненной смерти эстетически вызывающими недовольство - могут ли быть приятными размазанные  по стене внутренности головы, кровавое месиво на асфальте или черно-синий  труп утопленника. Все, что видели в  кино, можно забыть сразу. Создается  впечатление, что те кто это снимал никогда не видели настоящих покойников. И если бы они показали на экране, как это выглядит на самом деле, то люди перестали бы ходить в кино. Итак, сто раз подумайте, прежде чем выбрать какой-либо способ для себя.

 

Однако, некоторые из этих методов могут быть более быстры, безболезненны, гуманны и практичны, чем другие формы смерти, когда должным образом используются с хорошей подготовкой. Если метод не выполнен правильно, человек может остаться в сознании, что сопровождается болью, а при реанимации может закончиться обречением на жизнь калекой, который может даже не иметь возможности повторно предпринять попытку самоубийства.

 

1.Повешение

2.Самострел

3.Прыжок из окна

4.Перерезание вен (Сонной  артерии)

5.Утопление

6. Отравление (медикаментами,  кухонным газом и.т.п)

7.Удушение

8.Самосожжение

9.Прыжок под поезд,  машину

10. Голодание

 

  1. Заключение

Суицид  рассматривается как ведущая  причина смертей во всем мире, поэтому  он является значительной общественной проблемой. Проблема подросткового  суицида является одной из первостепенных для России. Во время неожиданных  экономических спадов и подъемов старые социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, что способствует росту девиаций, в т.ч. самоубийств. Особенно актуальной эта проблема становится в обществе на переходных этапах его развития. Социальная незащищенность, экономическая нестабильность, политический хаос обуславливают интенсивный процесс отчуждения. Разрушение семьи ведет также к «ослаблению значения морально- этических принципов, ослаблению потребности служить социуму, относится ответственно и доброжелательно к людям», что неминуемо способствует усилению эгоцентрических тенденции. Это в первую очередь сказывается на подростках - самой легкоуязвимой социальной группе. Конечно, у каждой социальной попытки - своя причина. Но, по сути все сводится к одному: ребенок не в силах самостоятельно одолеть какую-то трудную ситуацию, а понимающего это взрослого человека рядом нет. Родные не понимают - чего ждать от чужих? И мир «ощетинивается» против ребенка. Изучение проблемы суицида и анализ конкретных случаев показывают, что подростки решаются на самоубийство в целях обратить на свои проблемы внимание, прежде всего родителей, реже педагогов, иногда сверстников, протестую таким страшным образом против безразличия, цинизма и жестокости окружающих. Таким образом, сформированная наша гипотеза нашла себе подтверждение.

«Не хочу жить!» - как мигающая лампочка пожарной сигнализации, требующая вмешательства  и помощи. К такому безвыходному выводу приводит одиночество, непонимание  в семье, жалость к себе, жажда  любви. Или это следствие ощущения своей исключительности, которую  не способны оценить окружающие. В  любом случае, произносящие эту фразу буквально кричат: «Я очень хочу жить! Только заметьте меня, помогите мне!»

10.Список использованной  литературы:

 

1.Амбрумова А.Г., Постовалова Л.И. Мотивы самоубийств // Социологические исследования. - 1987. №6.

 

2.Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., Бергельсон Л.Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. - 1981. - №4.

 

3.Бруханский Н.П. Самоубийцы. - Л.: Прибой. - 1927.

 

          4.Аракелова Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростков. М. 1988 стр 53-61

            5.Бирюшев   P.P.   Некоторые   аспекты   исследования   агрессивного   и   делинквентного 
поведения подростков. Алматы, Менеджмент в образовании. 1997, №3 стр15-20

          6.Бердяев Н. О самоубийстве. - М., 1992.

          7.Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1998

          8.Райе Ф Психология подросткового и юношеского возраста. — М., 2000.

          9. Статья Дж. Молтсбергера  «Опасность самоубийства: клиническая оценка и принятие решений»

          10. Амбрумова А.Г. О самоубийцах//Аргументы и факты. – 1994 (март, №12)]

          

  1. Статья Леонтьева Д.А «Экзистенциальный смысл суицида: жизнь как выбор»
  2. Научные и организационные проблемы в суицидологии. – М., 1983.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Информация о работе Суицид