Сущность и функции чувств и эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:25, контрольная работа

Описание работы

Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства — положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями или чувствами.

Содержание работы

Сущность и функции чувств и эмоций……………………………………...3
Классификация чувств и эмоций……………………………………….…....9
Тестовое задание……………………………………………………….……11
Список используемой литературы……………………………………..…..12

Файлы: 1 файл

Чувства и Эмоции.docx

— 33.25 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

  1. Сущность и  функции чувств и эмоций……………………………………...3
  2. Классификация чувств и эмоций……………………………………….…....9
  3. Тестовое задание……………………………………………………….……11
  4. Список используемой литературы……………………………………..…..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и функции чувств и эмоций.

 

Деятельность  человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства — положительное  или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями или чувствами.

Человеческие  эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания они не тождественны.

Чувства — это  переживаемые в различной форме  отношения человека к предметам  и явлениям действительности. Они специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции — радость, любовь, гордость или горе, гнев, стыд и т.п.

Эмоция —  это общая активная форма переживания  организмом своей жизнедеятельности.

Различают простые  и сложные эмоции. Переживания  удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли — это простые эмоции. Они  свойственны и людям, и животным Простые эмоции в человеческой жизни  превратились в сложные эмоции и  чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают в результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа.

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с  удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями. [1, c. 46]

Эмоции и чувства  характеризуются: качеством и полярностью, активностью и интенсивностью.

В чувстве проявляется  отношение человека к работе, событиям другим людям, к самому себе. По качеству переживания отличают одни эмоции и чувства от других, например радость от гнева, стыда, возмущения, любви и т.п.

Эмоциям и чувствам свойственна полярность. Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут проявляться противоположно: «радость — горе», «любовь — ненависть», «симпатия — антипатия», «удовлетворение — недовольство». Полярные переживания представляют явно выраженный позитивный или негативный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности.

Различают стенические  эмоции и чувства — те, что  усиливают активность, понуждают  к деятельности, и астенические —  те, которые угнетают человека, ослабляют  его активность, демобилизуют. [1, c. 86]

В зависимости  от индивидуальных особенностей человека, его состояния и отношения  к ситуации, к вызывающим переживания  предметам, эмоции и чувства проявляются более или менее интенсивно и бывают продолжительными или кратковременными.

Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что  они захватывают человека целиком. Осуществляя мгновенную интеграцию, объединяя в целое все функции организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных влияниях на организм. Благодаря этому эмоции имеют универсальное значение для жизни организма.

Эмоции и чувства  имеют внешнее выражение - экспрессию. Чем более выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья. [1, c. 94]

 

 

 

Внешне эмоции и чувства выражаются:

  • движениями мышц лица (мимика),
  • движениями мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка),
  • изменениями тона голоса,
  • изменениями темпа речи.

Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные  оттенки обладает лицо человека.

Г. Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее. [4, c. 57]

При печали происходят обратные сдвиги; торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это  вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак). Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника.

Формы и интенсивность  выявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры человека, традиций и обычаев. Это особенно отражается на выражении их внешними способами — мимикой, движениями, жестами. Внутреннее же их выражение (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.

  1. Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом:
  • Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.
  • Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.
  • Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.
  • Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).
  • Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.
  1. Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болельщиков же команды соперника - радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции. Недаром в народе говорят: "На вкус и цвет товарища нет". Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).
  1. Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.
  2. Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная - с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые - явиться поводом для самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания. [3, c. 62]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация чувств и эмоций.

 

Эмоциональные состояния и формы их выявления  детерминируются преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.

Настроение —  это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный  тонус.

Различают положительные  настроения, которые проявляются  в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.

Настроение —  это такое общее эмоциональное  состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.

Аффекты — это  сильное, кратковременное возбуждение, которое возникает внезапно, настолько  овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Примером аффекта может быть неожиданное переживание — большой радости, взрыв гнева, страх.

Стресс напоминает аффект. Он, как и аффект, возникает  в напряженных условиях жизни  и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно и  нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления.

Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и  деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы.

Страсти — сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые захватывают человека, владеют им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели.

Уровень духовного  развития человека зависит от степени  развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.

Высшие чувства  являются не только личными переживаниями, но и средством воспитательного влияния на других.

Моральные чувства  — это чувства, в которых проявляется  стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей.

Моральные чувства  человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали  важным способом оценки поступков и  поведения, регуляции отношений  человека.

Эстетические  чувства — это чувства красоты  явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство  приятного, наслаждение, которое глубоко  переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире. [4, c. 92]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовое задание.

 

    Задание:

       Интенсивность наших эмоций зависит главным образом от:

          а) восприятия данной обстановки;

           б) уровня бодрствования;

          в) анализа полученных сведений;

           г) значения той потребности, с которой связана эмоция.

         Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.

             Ответ: б. Утром только что проснувшись, мы менее эмоциональны, чем днем       

Информация о работе Сущность и функции чувств и эмоций