Сущность и основное содержание психологии бессознательного З.Фрейда.Бихевиоризм как одно из направлений развития психологической наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 20:49, контрольная работа

Описание работы

Изучение истории психологии следовало бы начинать с древнейших времен, ибо многие современные концепции уходят корнями в воззрения Гиппократа, Платона, Аристотеля, Лао-Цзы и иных мыслителей древности, каждого из которых в известном смысле можно назвать и психологом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и основное содержание психологии бессознательного З. Фрейда………………………………………………………………………….4
1.1.Понятие бессознательного…………………………………………………....4
1.2.Природа бессознательного по Фрейду……………………………………....5
1.3.Три периода развития учения Фрейда о бессознательном………………....6
Глава 2.Бихевиоризм как одно из направлений развития психологической науки………………………...……………………………….7
2.1.Теоретические основы бихевиоризма…………………………………….....7
2.2.Первый этап развития бихевиоризма………………………………………..8
2.3.Второй этап развития-необихевиоризм………………………………….....10
2.4.Теория оперантного бихевиоризма…………………………………….…...13
2.5.Теория социального научения……………………………………………....14
2.6.Теория социального обмена………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………..….18
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

психология и педагогика.docx

— 53.53 Кб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

«Международный славянский институт»

Факультет: «Экономика и организация предпринимательства»

Специальность: 080507.65  Менеджмент

Дисциплина: « Психология и педагогика»

 

 

 

 

Контрольная работа

По теме:

«Сущность и основное содержание психологии бессознательного

  З.Фрейда.Бихевиоризм как одно из направлений развития психологической науки»

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Руководитель: 

Работа принята на оценку ____________

«____»____________________2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3 
Глава 1. Сущность и основное содержание психологии бессознательного З. Фрейда………………………………………………………………………….4

1.1.Понятие бессознательного…………………………………………………....4

1.2.Природа бессознательного по Фрейду……………………………………....5

1.3.Три периода развития учения Фрейда о бессознательном………………....6

Глава 2.Бихевиоризм как одно из направлений развития психологической науки………………………...……………………………….7

2.1.Теоретические основы бихевиоризма…………………………………….....7 
2.2.Первый этап развития бихевиоризма………………………………………..8

2.3.Второй этап развития-необихевиоризм………………………………….....10

2.4.Теория оперантного бихевиоризма…………………………………….…...13

2.5.Теория социального научения……………………………………………....14

2.6.Теория социального  обмена………………………………………………...17

Заключение…………………………………………………………………..….18 
Список использованной литературы……………………………………..…19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение истории психологии следовало бы начинать с древнейших времен, ибо многие современные концепции уходят корнями в воззрения Гиппократа, Платона, Аристотеля, Лао-Цзы и иных мыслителей древности, каждого из которых в известном смысле можно назвать и психологом.

Нельзя ни отметить влияние на психологию философии. Воззрения Р.Декарта, Д.Гартли, Д.С. Миля и других являются столь же психологическими, сколь и философскими.

В ряде психологических теорий бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин "бессознательное" используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели, последствия которого не осознаются. 
Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъективности предмета классической психологии и метода интроспекции с требованием объективного подхода. Бихевиоризм возник в условиях кризиса интроспективной психологии и под влиянием экспериментальных исследований психики животных. Была построена методика эксперимента, основанная на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной тезис бихевиористов: психология должна изучать открытые для наблюдателя двигательные (и секреторные) реакции, но не сознание, которое в принципе непосредственно ненаблюдаемо; поведение понимается как совокупность связей "стимул - реакция".Исходные идеи бихевиоризма зародились в работах Э. Торндайка. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Дж. Б. Уотсоном. На формирование научных основ бихевиоризма большое влияние оказали работы Бехтерева и Павлова.

Сущность и основное содержание психологии бессознательного

З. Фрейда

Понятие бессознательного

Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, поэтому и сами в данный момент не осознаваемы.

Бессознательное в структуре личности:

1. Совокупность психических процессов  актов и состояний, обусловленных  явлениями действительности, в отношении  коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии  коих субъект не отдает себе  отчета. Бессознательным оказывается  все то, что не становится предметом  особых действий по осознанию.

2. Форма отражения психического, в коей образ действительности  и отношение к ней субъекта  не выступают как предмет специальной  рефлексии и составляют нераздельное  целое. Отличается от сознания  тем, что отражаемая им реальность  сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому  в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. 

Бессознательное в личности человека - это те чувства, интересы и желания, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи. Они проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях, которые связаны с восприятием, памятью и воображением. Все эти явления получили название “ошибочные действия”. О бессознательном говорят оговорки, описки, ошибки при слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, событий и другого, что, так или иначе, вызывает у человека неприятные эмоции; сновидения, грезы, мечты.

 

Природа бессознательного по Фрейду

«Приняв бессознательное за главную характеристику человека, Фрейд, в конечном счете, подчинил ему и сознание, и личность в целом, в силу чего его драматическая теория личности стала полностью иррационалистической.» А. Е. Шерозия. Психика, сознание, бессознательное.

Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном.

 Фрейд неоднократно ссылается  на Канта в своих работах. Текстологический  анализ показывает, что основатель  психоанализа был знаком не  только с кантовской “Антропологией  с прагматической точки зрения”, но и с другими произведениями  немецкого философа. Во многих  случаях Фрейд не только разделяет  философские идеи Канта, но и  апеллирует к его авторитету, когда речь заходит об обосновании  своих психоаналитических концепций. Особенно это касается проблемы  бессознательного.

Бессознательное,согласно Фрейду, неприемлемые для сознания инстинкты, импульсы, мотивы, которые не пропускаются особой психической инстанцией -- цензурой, вытесняются ею. Таким образом, не получившие выражения импульсы, будучи неосознанными индивидом, проявляются в сновидениях, в виде оговорок, описок и других ошибочных действиях, невротических симптомах, продуктах творчества, а также оказывают влияние на человеческое поведение в целом.

Из всех бессознательных инстинктов наиболее сильным является половая, или сексуальная, страсть, которую Фрейд называет «либидо».

В нем сконцентрирована вся жизненная энергия человека. Но, живя в обществе и в коллективе человек не может вполне исполнить или удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится сознательно их ограничивать, подавлять, бороться с ними. В этом случае его половая энергия устремляется в какое-либо другое русло: художественного творчества, научного поиска, общественно-политической деятельности, спортивных достижений и т.д. Такое вытеснение сексуальных желаний и преобразование их в иные виды деятельности Фрейд называет сублимацией.

Другим сильным инстинктом после сексуального является, по Фрейду, влечение к разрушению, или инстинкт смерти, который находит свое выражение в войнах, убийствах и преступлениях, сопровождающих историю человеческого общества. Таким образом, жизнь и деятельность человека, с точки зрения Фрейда, объясняются взаимодействием трех слоев, или пластов, его психики.

 

Три периода развития учения Фрейда о бессознательном:

-"Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей.

-"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью

-"Сверх - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности"

Проблема "первичных влечений" оказалась камнем преткновения всего психоанализа, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение между Фрейдом и такими приверженцами фрейдизма, как К. Юнг, А. Адлер, В. Рейх, К. Хорни, Э. Фромм. В качестве основы "первичных влечений", движущей силы бессознательного Фрейд принял сексуальные влечения. За подтверждением своей гипотезы он обратился к мифологическим сюжетам, художественным и литературным памятникам истории. В древнегреческом мифе о царе Эдипе, по мнению Фрейда, содержаться не только доказательства того, что сексуальные влечения являются основой деятельности человека, но и обнаруживаются те сексуальные комплексы, которые с детства заложены в человеке.

 

Бихевиоризм как одно из направлений развития психологической науки

Теоретические основы бихевиоризма

Бихевиоризм -направление в американской психологии XX в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста". Он провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Появление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности в США. Существовавший социально-экономический контекст мог лишь приветствовать такое представление о человеке, согласно коему поведение принимает те или иные формы соответственно возникающей ситуации;

Одна из причин, на кою не без оснований ссылался бихевиоризм, отказываясь изучать сознание - недостаток сведений о соответственных нервных механизмах; в самом деле, тогдашнее состояние науки не позволяло объективно подойти к изучению роли мозга головного в феноменах сознания. Бихевиоризм складывался как направление с явным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как осознание, переживание, страдание и прочее не могут считаться научными, ибо они как продукт самонаблюдения субъективны и не поддаются фиксации объективными, научными средствами. Предметом изучения может быть поведение, активность. Активность, внешняя и внутренняя, описывается через понятие реакции, к коей относятся те изменения в организме, что могли быть зафиксированы объективно.

 

Первый этап развития бихевиоризма (Д. Уотсон, Э. Торндайк)

Основателем бихевиористской концепции является Д. Уотсон. Уотсон делала акцент на видимом поведении, он считал, что видимое поведение, а не внутренний опыт, является надежным источником информации. Эта сосредоточенность на видимых событиях было не чем иным как реакцией в противовес акценту структуралистов на интроспекцию. Бихевиористы также подчеркивали важность окружающей среды в формировании поведения личности. Они в первую очередь рассматривали связи между видимым поведением и стимулами от окружающей среды.

Большое влияние на бихевиористское движение оказали работы физиолога И.П. Павлова. В своем широко известном исследовании Павлов звенел колокольчиком каждый раз, когда давал собаке еду. Пасть собаки наполнялась слюной, когда животное чувствовало запах пищи. После того, как Павлов повторял эту процедуру много раз, у собаки начинала выделяться слюна, когда животное слышало звук колокольчика, даже если ей не давали еды. Этот эксперимент показал, что рефлекс, например, наполнение слюной, может начать ассоциироваться с каким-либо стимулом, отличным от того, что вызывал его вначале, в данном случае, со звуком колокольчика вместо запаха пищи. Процесс научения, посредством которого реакция начинает ассоциироваться с новым стимулом, называется психологической обработкой с использованием условных рефлексов.

Уотсон и другие бихевиористы осознавали, что поведение человека также может быть изменено с помощью условных рефлексов. Более того, Уоатсон считал, что у человека можно вызвать почти любую реакцию путем изменения окружающей среды.

Как уже было сказано, бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение, с чем связано и новое название психологии (behavior - поведение). При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Такое изменение предмета исследования объяснялось задачей сделать психологию объективной наукой. Это стремление отвечало духу времени и стало причиной того методологического кризиса психологии, о котором уже говорилось выше. Уотсон выдвинул идею о необходимости пересмотреть задачи психологии, которая не может ставить перед собой цель стать объективной и экспериментальной наукой, не имея объективного метода исследования основного предмета. По мнению Уотсона, необходимо пересмотреть этот предмет, заменив его тем, который будет связан с психической сферой человека и одновременно доступен объективному наблюдению и экспериментальному исследованию. Именно таким предметом и служит поведение, которое, как доказали в своих работах А. Бэн, Г. Спенсер, И.М. Сеченов и другие ученые, является такой же составляющей психики, как сознание. Следуя этим теориям, Уотсон доказывал, что поведение представляет собой единственный объект, доступный изучению, а потому психология должна исключить сознание из своего предмета, оставив в нем только поведение.

Анализ структуры и генезиса поведения, факторов, которые помогают и препятствуют становлению связей между стимулом (S) и реакцией (R), стал центральным для бихевиоризма.

Идея о том, что в основе развития поведения лежит формирование все новых связей между стимулами и реакциями, привела бихевиористов к убеждению, что ведущим фактором в процессе генезиса является социальный, окружающая среда. Этот подход, названный социогенетическим (в отличие от биогенетического, в котором ведущим фактором выступает наследственность), получил наиболее полное воплощение именно в классическом бихевиоризме. Таким образом, формирование психики, содержания сознания происходит в процессе жизни человека под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. Значит, адаптация в этой школе, как и в функционализме, является главной детерминантой, определяющей направление психического развития.

Само психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т. е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно.

Информация о работе Сущность и основное содержание психологии бессознательного З.Фрейда.Бихевиоризм как одно из направлений развития психологической наук