Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 20:49, контрольная работа
Изучение истории психологии следовало бы начинать с древнейших времен, ибо многие современные концепции уходят корнями в воззрения Гиппократа, Платона, Аристотеля, Лао-Цзы и иных мыслителей древности, каждого из которых в известном смысле можно назвать и психологом.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и основное содержание психологии бессознательного З. Фрейда………………………………………………………………………….4
1.1.Понятие бессознательного…………………………………………………....4
1.2.Природа бессознательного по Фрейду……………………………………....5
1.3.Три периода развития учения Фрейда о бессознательном………………....6
Глава 2.Бихевиоризм как одно из направлений развития психологической науки………………………...……………………………….7
2.1.Теоретические основы бихевиоризма…………………………………….....7
2.2.Первый этап развития бихевиоризма………………………………………..8
2.3.Второй этап развития-необихевиоризм………………………………….....10
2.4.Теория оперантного бихевиоризма…………………………………….…...13
2.5.Теория социального научения……………………………………………....14
2.6.Теория социального обмена………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………..….18
Список использованной литературы………
Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального образования
Специальность: 080507.65 Менеджмент
Дисциплина: « Психология и педагогика»
«Сущность и основное содержание психологии бессознательного
З.Фрейда.Бихевиоризм как одно из направлений развития психологической науки»
Введение
Изучение истории психологии следовало бы начинать с древнейших времен, ибо многие современные концепции уходят корнями в воззрения Гиппократа, Платона, Аристотеля, Лао-Цзы и иных мыслителей древности, каждого из которых в известном смысле можно назвать и психологом.
Нельзя ни отметить влияние на психологию философии. Воззрения Р.Декарта, Д.Гартли, Д.С. Миля и других являются столь же психологическими, сколь и философскими.
В ряде психологических теорий бессознательное
- особая сфера психического или система
процессов, качественно отличных от явлений
сознания. Термин "бессознательное"
используется также для характеристики
индивидуального и группового поведения,
действительной цели, последствия которого
не осознаются.
Бихевиоризм сформировался на основе
острой критики субъективности предмета
классической психологии и метода интроспекции
с требованием объективного подхода. Бихевиоризм
возник в условиях кризиса интроспективной
психологии и под влиянием экспериментальных
исследований психики животных. Была построена
методика эксперимента, основанная на
серии контролируемых воздействий на
животных и регистрации их реакций на
эти воздействия. Эта методика была перенесена
и на изучение психики человека. Предпосылками
бихевиоризма явились принципы философии
позитивизма, согласно которым наука должна
описывать только непосредственно наблюдаемое.
Отсюда основной тезис бихевиористов:
психология должна изучать открытые для
наблюдателя двигательные (и секреторные)
реакции, но не сознание, которое в принципе
непосредственно ненаблюдаемо; поведение
понимается как совокупность связей "стимул
- реакция".Исходные идеи бихевиоризма
зародились в работах Э. Торндайка. Программа
бихевиоризма и сам термин были впервые
предложены Дж. Б. Уотсоном. На формирование
научных основ бихевиоризма большое влияние
оказали работы Бехтерева и Павлова.
Сущность и основное содержание психологии бессознательного
З. Фрейда
1. Совокупность психических
2. Форма отражения психического,
в коей образ действительности
и отношение к ней субъекта
не выступают как предмет
Бессознательное в личности человека - это те чувства, интересы и желания, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи. Они проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях, которые связаны с восприятием, памятью и воображением. Все эти явления получили название “ошибочные действия”. О бессознательном говорят оговорки, описки, ошибки при слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, событий и другого, что, так или иначе, вызывает у человека неприятные эмоции; сновидения, грезы, мечты.
Природа бессознательного по Фрейду
«Приняв бессознательное за главную характеристику человека, Фрейд, в конечном счете, подчинил ему и сознание, и личность в целом, в силу чего его драматическая теория личности стала полностью иррационалистической.» А. Е. Шерозия. Психика, сознание, бессознательное.
Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном.
Фрейд неоднократно ссылается
на Канта в своих работах. Текстологический
анализ показывает, что основатель
психоанализа был знаком не
только с кантовской “
Бессознательное,согласно Фрейду, неприемлемые для сознания инстинкты, импульсы, мотивы, которые не пропускаются особой психической инстанцией -- цензурой, вытесняются ею. Таким образом, не получившие выражения импульсы, будучи неосознанными индивидом, проявляются в сновидениях, в виде оговорок, описок и других ошибочных действиях, невротических симптомах, продуктах творчества, а также оказывают влияние на человеческое поведение в целом.
Из всех бессознательных инстинктов наиболее сильным является половая, или сексуальная, страсть, которую Фрейд называет «либидо».
В нем сконцентрирована вся жизненная энергия человека. Но, живя в обществе и в коллективе человек не может вполне исполнить или удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится сознательно их ограничивать, подавлять, бороться с ними. В этом случае его половая энергия устремляется в какое-либо другое русло: художественного творчества, научного поиска, общественно-политической деятельности, спортивных достижений и т.д. Такое вытеснение сексуальных желаний и преобразование их в иные виды деятельности Фрейд называет сублимацией.
Другим сильным инстинктом после сексуального является, по Фрейду, влечение к разрушению, или инстинкт смерти, который находит свое выражение в войнах, убийствах и преступлениях, сопровождающих историю человеческого общества. Таким образом, жизнь и деятельность человека, с точки зрения Фрейда, объясняются взаимодействием трех слоев, или пластов, его психики.
Три периода развития учения Фрейда о бессознательном:
-"Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей.
-"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью
-"Сверх - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности"
Проблема "первичных влечений" оказалась камнем преткновения всего психоанализа, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение между Фрейдом и такими приверженцами фрейдизма, как К. Юнг, А. Адлер, В. Рейх, К. Хорни, Э. Фромм. В качестве основы "первичных влечений", движущей силы бессознательного Фрейд принял сексуальные влечения. За подтверждением своей гипотезы он обратился к мифологическим сюжетам, художественным и литературным памятникам истории. В древнегреческом мифе о царе Эдипе, по мнению Фрейда, содержаться не только доказательства того, что сексуальные влечения являются основой деятельности человека, но и обнаруживаются те сексуальные комплексы, которые с детства заложены в человеке.