Сущность и основные положения теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 14:42, доклад

Описание работы

Теория К.Н. Вентцеля самобытна и оригинальна. Несомненным ее достоинством является серьезная разработка этико-философских оснований, в частности, рассмотрение вопросов о нравственности. Для выявления гуманистической сущности теории воспитания К.Н. Вентцеля представляется целесообразным провести анализ ряда этико-философских положений педагога.

Файлы: 1 файл

Сущность и основные положения теории свободного воспитания К.docx

— 29.82 Кб (Скачать файл)

Сущность и основные положения теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля

Теория К.Н. Вентцеля самобытна и оригинальна. Несомненным ее достоинством является серьезная разработка этико-философских оснований, в частности, рассмотрение вопросов о нравственности. Для выявления гуманистической сущности теории воспитания К.Н. Вентцеля представляется целесообразным провести анализ ряда этико-философских положений педагога.

Нравственность, по определению К.Н. Вентцеля - это "сознательное стремление и деятельность, направленные на увеличение общей суммы и напряженности жизни в мире". В его понимании, жизнь отдельной личности можно рассмотреть как совокупность тех или иных целей. Чем в большей степени эти цели ведут к увеличению общей суммы и напряженности жизни в мире, т.е. способствуют гармоничному структурному и количественному расширению процессов индивидуализации и обобществления жизни, тем в большей мере жизнь этой личности приобретает нравственный характер. Педагог утверждал: "Нравственность немыслима без установления гармонии между многоразличными целями человеческой жизни". Что же нужно для того, чтобы воспитать в ребенке стремление к установлению такой гармонии, т.е. осуществить нравственное воспитание? По моему мнению, ответ на этот вопрос дают следующие идеи К.Н. Вентцеля:

· В соответствии с делением психических явлений на ум, чувство и волю, нравственные явления можно разделить на интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Нравственное воспитание ребенка предполагает развитие этих трех составляющих нравственных явлений;

· Интеллектуальные нравственные явления обуславливают задачу выработки запаса нравственных идей и понятий, позволяющих каждому человеку сформировать нравственный идеал. Все процессы интеллектуального развития делятся на процессы восприятия, памяти и творчества. Творчество - это высшая духовная способность, для которой память и восприятие дают материал. Из этого не следует, что творчество надо развивать более памяти или восприятия; Развитие этих трех составляющих должно быть гармоничным, требует уединения и сосредоточенности, стремления к самопознанию и самоанализу;

· Эмоциональные нравственные явления предполагают выработку в себе определенного нравственного восприятия. Нравственное восприятие нельзя выработать непосредственно. Но, если совершать те действия, в которых эти чувства выражаются, то, в результате, с высокой вероятностью можно достичь их реального переживания. Для развития нравственного восприятия необходимо общаться с высоконравственными людьми, анализировать нравственные идеалы, созданные человечеством за его многовековую историю;

· Воля - наиболее основная и существенная функция психики, и в гармоническом сочетании психических процессов, ум и чувство должны быть подчинены воле. Но, развитие нравственной воли связано с интенсивной общественной жизнью, направленной на самые высокие нравственные цели. В этом смысле, нравственное воспитание должно развивать в ребенке волю, как деятельность по постановке целей. К.Н. Вентцель считал, что для развития воли надо использовать все возможности, чтобы побудить ребенка действовать согласно им самим поставленной цели и им самим выбранными средствами. При этом цель должна быть практически достижимой, т.к. в обратном случае, постоянное чувство поражения может подавить желание действовать.

По мнению К.Н. Вентцеля, в целях развития способности к правильному восприятию окружающего, для ребенка было бы полезным формулировать и записывать свои мысли об окружающем его мире. Взрослому придется отчасти подталкивать ребенка к тому, чтобы он обращал внимание на характерные черты жизни, но, главная задача воспитателя при этом, - заботиться о действительной содержательности жизни человека, осознавая ценность соответствующих возрасту детей видов их деятельности. Воспитателям и учителям обязательно следует обращать внимание детей на то, много или мало было сделано в течение дня, воспитывая в них привычку чувствовать страдание при мысли о бесплодно проведенном времени. Для этого было бы полезно перед началом дня намечать с детьми его предположительную программу. Если она не содержит неосуществимых целей и выполняется, то ребенок научится планировать свое время и находить в этом удовольствие. План жизни только тогда играет положительную роль, когда подвергается постоянным исправлениям, в соответствии с развитием человека.

К.Н. Вентцель считал, что совместное планирование жизнедеятельности развивает способность к представлению, от которой зависит развитие воли, так как определенные действия человека, перед их реальным совершением, имеют идеальное существование в его подсознании. При слабо развитой способности к представлению, человек ставит те цели, которые непосредственно сейчас же и достигаются. С развитием этой способности появляется возможность постановки долговременных сложных целей.К.Н. Вентцель утверждал, что нужно с малых лет воспитывать в человеке творческое отношение к практической жизни, так как каждый является в известной степени творцом своей жизни. Педагог выделял следующие практические правила для развития воли как деятельности по постановке целей:

1). Ребенка  следует научить искать связи  между своими различными жизненными  целями, анализировать причины возможных  противоречий в системе своих  целей и находить способы их  разрешения;

2). Ребенок  должен самостоятельно уметь  сравнивать именно те цели, которые  он сам перед собой ставит, а не те, что навязаны ему  взрослыми. В противном случае, у  него не выработается привычка к анализу поставленных целей, составляющих необходимое основание в развитии нравственного характера;

3). Следует  приучать ребенка к анализу  средств, выбираемых им для достижения  поставленных целей. Эти средства  могут рассматриваться и как  цели - ближайшие, ведущие к достижению  целей более отдаленных. С самого  раннего возраста воспитателю  следует выработать в ребенка  отвращение к принципу "цель  оправдывает средства".

Константин Николаевич Вентцель вполне обоснованно утверждал, что нравственным ребенок становится не за счет прослушивания определенных курсов морали, доказывающих ему необходимость жить нравственно, но и благодаря созданию таких жизненных условий, в которых ребенку приходится действовать нравственно. А обучение нравственности может иметь лишь дополнительное значение к созданию подобных условий. Педагог понимал, что создание условий, побуждающих в ребенке развитие нравственности, связано с соответствующих преобразованием устройства семейной жизни и школы, находящимся в зависимости от преобразования общественного строя. Таким образом, движение к нравственному совершенствованию является длительным и трудным процессом.

К.Н. Вентцель рассматривал вопрос о роли среды как фактора нравственного воспитания, выделял понятие "среды" в широком и узком смысле. В широком смысле, среда - это все то, что находится вне данного индивидуума. В узком - то, что так или иначе на него воздействует. В этом смысле, для каждого индивидуума существует своя среда, которая оказывает на него влияние. Между личностью и средой существует тесная взаимосвязь: рост и изменение личности и среды взаимно обуславливают друг друга. Константин Николаевич Вентцель выделил два типа взаимодействия личности и среды:

· Между личностью и природой, личностью и "вещественным" миром;

· Между личностью и другой личностью, обществом, миром.

Прежде, чем научить ребенка воздействовать на людей или общество, полагал К.Н. Вентцель, следует научить его воздействовать на материальную среду, на природу, предоставляя ребенку возможно больший фактический материал для творческой мыслительной деятельности и направляя ее незаметным для него образом, не навязывая директивно своего мнения по тому или другому вопросу. При этом наиболее важный материал, предоставляемый ребенку воспитателем, должен быть связан с жизнью самих детей, чтобы теоретическое разрешение тех или других вопросов нравственности было связано с их практическим применением в жизни. Детей надо окружать простой и спокойной обстановкой, допускающей разнообразие и изменчивость, побуждающей к творческой мыслительной деятельности и труду, но предоставляющей им много свежих впечатлений (соответственно с их возможностями к восприятию не более).

Таким образом, важными задачами нравственного воспитания детей, по мнению К.Н. Вентцеля, следует считать развитие способности к самостоятельному систематическому критическому исследованию целей жизни, стремления к активному восприятию мира. В связи с развитием свободной творческой нравственности, полагал педагог, для всех без исключения людей имеет значение вопрос о нравственном самовоспитании.

К.Н. Вентцель считал, что если человек хочет выработать в себе нравственность, то он должен жить и действовать как нравственная личность, т.к. возникшее у человека желание выработать в себе нравственность уже свидетельствует о том, что он живет, думает и чувствует нравственно. Таким образом, согласно идеям педагога, создание и поддержание благоприятной окружающей среды, побуждающей ребенка к самостоятельной нравственной деятельности, обеспечивающей целостное восприятие своей жизни каждым ребенком, развивающей стремление к самоанализу, предполагает постоянное нравственное самосовершенствование воспитателей, родителей, других окружающих ребенка людей.

Изучение и анализ педагогического наследия ученого дали возможность определить принципы и методы его теории воспитания.

· Принцип свободы

Основной проблемой современной педагогики К.Н. Вентцель считал "освобождение ребенка для творческой работы". Господствующая в его время система воспитания, основывалась на принципе авторитета - необходимости безоговорочного подчинения определенным установкам во всех областях человеческой жизни. Не считая авторитет необходимым условием общественной жизни, педагог высказывался за возможность построения новой системы воспитания, основанной на совершенно ином принципе, - принципе свободы. Педагог выделял отрицательный и положительный идеал свободы, определяя первый, как независимость воли человека от всякого влияния внешнего мира, а второй как высшую степень возможной самостоятельности, самобытности человека, возможно большую полноту человеческой жизни, действия, деятельности. Свободным можно считать человека, который стремится к исполнению своей воли, а не к подчинению ее чужой. Поэтому, истинному педагогу следует воспринимать ребенка как равного себе в возможностях развития индивидуальной личности, стараться не противодействовать свободным проявлениям ребенка, а поощрять таковые. При этом необходимо стремиться к тому, отмечал К.Н. Вентцель, чтобы у детей не возникало желания совершать поступки, явно не требующие противодействия со стороны воспитателя и чтобы они как можно раньше научились сдерживать свои страсти и аффекты, усмирять случайные и мимолетные влечения ради более значимых.

Эти положения К.Н. Вентцеля позволили выделить в его теории принцип свободы: свободное соединение воспитателя и воспитанника на равных началах является необходимым условием для выявления и развития индивидуальности ребенка, способствует плодотворному осуществлению педагогического процесса.

Актуальное мнение Константина Николаевича о трех основных задачах, которые предстоит решать каждому мыслящему человеку: освобождение ребенка, освобождение самого себя и общества (под освобождением понималось осознание самоценности личности, развитие ее самобытности, способности к сознательному творческому производительному труду на благо общества и способности к творческому взаимодействию с окружающими людьми). Эти задачи взаимозависимы и могут быть разрешены только одновременно. Успешному разрешению указанных задач, по мнению великого педагога, может способствовать провозглашение "Декларации прав ребенка", которая была им опубликована в 1918 году.

· Принцип гармонии целей

По мнению Константина Николаевича Вентцеля, естественная эволюция жизни ведет к гармоничному синтезу возрастающей степени сознания с прогрессирующим ростом "бессознательной органической солидарности", т.е., существует непрерывный прогрессирующий синтез возрастающих в своей степени и широте процессов индивидуализации жизни с процессами ее обобществления, утверждающий реальность не отдельной обособленной личности, не общества, независимого от составляющих его индивидуумов, а кооперации отдельной личности с миром и человечеством.

К.Н. Вентцель утверждал, что обеспечивающее прогресс человечества непрерывное расширение системы целей, которые оно ставит перед собой, возможно лишь на основе существования между этими целями гармонии. В связи с этим, важным для педагогического процесса является принцип гармонии целей, т.е., установление соответствия между различными сторонами природы ребенка, равновесия между его разнородными стремлениями, соответствия между его личной жизнью и жизнью всего человеческого общества посредством развития стремления к гармонии целей своей деятельности.

Достаточно интересной является классификация целей человеческой жизни, данная самим Константином Николаевичем. В первую из них входят те, центром тяжести которых является собственная личность человека; во вторую те, центр тяжести которых лежит вне этой личности. Значимое утверждение К.Н. Вентцеля о том, что принцип гармонии и принцип свободы неразрывно связаны между собой и полностью могут быть осуществлены только одновременно. Однако, первый принцип значительно шире второго, так как высшим этическим идеалом является установление гармонии между самим принципом гармонии и принципом нравственной свободы.

· Принцип ненасилия над личностью ребенка

Главная цель воспитания, по определению К.Н. Вентцеля, - развитие свободной, творческой, самобытной личности, чувствующей неразрывную связь и солидарность с человечеством и осуществляющей ее в творческой общественной работе. "Надо стремиться поставить дело таким образом, чтобы даже самый маленький ребенок чувствовал себя членом общества и осознавал, что от его деятельности зависит развитие и совершенствование этого общества", - писал Константин Николаевич.

Педагог считал, что существует два пути для достижения описанной выше цели: путь "внешней дрессировки", - подчинения авторитетам, и путь свободного внутреннего развития. Первый и, к сожалению, традиционный, ведет к опутыванию человека "цепями невидимого рабства", уничтожению инстинкта свободы, воспитанию привычки склонять голову под властью чужой воли. "Цепи невидимого рабства" сковывают человека именно потому, что с детства он привык к бездумному поклонению авторитетам.

Исходя из этих взглядов К.Н. Вентцеля, можно выделить в его теории принцип ненасилия над личностью ребенка: свободное внутреннее развитие человека предполагает устранение из педагогического процесса элемента принуждения ребенка в максимально возможной степени и установление ненасильственных методов воспитания.

· Принцип развития творческой индивидуальности

"Личность  немыслима без широких общественных  связей, без солидарности в той  или другой форме и степени  с человечеством, и в то же  время, личностью может быть только  самобытная творческая индивидуальность", - утверждал великий педагог. Поэтому, индивидуальный момент в воспитании  должен быть выдвинут как основной  педагогический принцип. Педагог должен ясно осознавать, что каждый ребенок развивается по собственным законам, определяемым его индивидуальностью, следовательно, не может быть единой для всех универсальной системы воспитания "развитие индивидуальности, выработка творческой личности, освобождение творческих сил в ней, а не только индивидуализация воспитания, не только приспособление к индивидуальным качествам ребенка…составляют отличительный признак теории свободного воспитания", - писал педагог. Если развитие определенной индивидуальности, которую представляет из себя данный конкретный ребенок, не будет задерживаться и тормозиться воспитателями и учителями, то она выработается в оригинальную и самобытную личность, обладающую особым складом мышления, чувств и воли. Важно постичь законы развития данной индивидуальности и сделать все возможное для ее максимального раскрытия.

Информация о работе Сущность и основные положения теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля