Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа
Центральным для эриксоновской теории развития эго является эпигенетический принцип. Согласно ему, человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути.
Введение
Глава 1. Становление эго-психологии
1.1. Эго-психология: результат развития психоанализа
1.2. Эпигенетический принцип
Глава 2. Развитие личности: психосоциальные стадии
2.1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие
2.2. Раннее детство: автономия- стыд и сомнения
2.3. Возраст игры: инициативность – вина
2.4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность
2.5. Юность: эго- идентичность – ролевое смешение
2.6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция
2.7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность
2.8. Поздняя зрелость: эго – интеграция – отчаяние
Глава 3. Основные положения Эриксона относительно природы человека
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Глава 3. Основные положения Эриксона относительно природы человека
Роберт Коулз в биографической работе об Эриксоне написал: “Когда один человек надстраивает теоретическую конструкцию, возведенную другим человеком, он не всегда следает каждому принципу своего предшественника”. Его позиция в отношении исходных положений о природе человека обозначена на рис. 2.
Свобода – детерминизм. С точки зрения Эриксона, поведение человека изначально детерминировано. Биологическое созревание при взаимодействии с расширяющейся сферой социальных отношений индивидуума дает сложную систему поведенческих детерминант. Воспитание в родительской семье, опыт школьных лет, отношения в группах сверстников и возможности данной культуры – все это играет огромную роль в определении направления жизни человека. В сущности, результаты первых четырех стадий психосексуального развития практически полностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешение кризисов, свойственных остальным четырем стадиям, в меньшей степени от внешних факторов. Эриксон твердо убежден в том, что у каждого человека, особенно в течение последних четырех стадий, есть определенная возможность разрешить и предыдущий, и актуальный кризисы. Таким образом, в теории Эриксона наблюдается некоторое подтверждение положения о свободе, согласно которому индивидуумы сами несут ответственность за свои успехи и неудачи.
Хотя Эриксон
рассматривает ид как биологический
фундамент личности, он не всецело
привержен детерминизму, как это
видно из его теории развития эго.
Он рассматривает эго как
Рациональность – иррациональность. В том, что психосоциальное развитие автономного эго неизменная приверженность положению рациональности. В его теории мыслительные процессы как таково представляют главный аспект функционирования эго: это наиболее очевидно проявляется в том, как разрешаются четыре последних психосоциальных кризиса жизненного цикла.
Как и другие
эго-психологи психоаналитическ
Холизм –
элементализм. Сильная приверженность
Эриксона положению холизма в
описании человека отчетливо видна
в его эпигенетической
Сравним для примера, какое звучание получает принцип холизма, лежащий в основе двух концепций: эго-идентичность (подростковый возраст) и эго-интеграция (поздняя зрелость). В первом случае, согласно теории Эриксона, люди проживут немало лет, прежде чем поймут, кто они такие, и у них разовьется стабильное чувство преемственности между прошлым и будущем. Отдельные проявления поведения подростков можно понять только при условии интегрирования их в контекст целостного гештальта, характерного для кризиса “эго-идентичность – ролевое смешение”. В течение периода зрелости и пожилого возраста человек пытается охватить сознанием свою жизнь как единое целое, понять ее значение и увидеть ее в перспективе. Поведение пожилого человека можно объяснить в ключе холистического понимания кризиса «эго-интеграция – отчаяние». Таким образом, в эпигенетической концепции Эриксона человек рассматривается только в плане его полного жизненного цикла, который проходит при постоянном влиянии сложного контекста окружающей среды.
Конституционализм – инвайронментализм. Тяготение Эриксона к инвайронментализму выражается в том, что особое внимание при описании развития личности он уделяет факторам родительского воспитания, культуры и истории. Жизненный путь человека следует понимать только в контексте этих внешних влияний. Полнота разрешений психосоциальных кризисов раннего возраста зависит в основном от родительского воспитания; сама же практика воспитания обусловлена культурными и историческими факторами. Разрешение последующих психосоциальных кризисов является функцией от взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями, предоставленными культурой. Инвайронментализм Эриксона распространяется очень широко. Тем не менее, эта позиция, хотя и является сильной, все же не безоговорочно абсолютна, поскольку Эриксон разделяет мнение Фрейда о биологической, инстинктивной основе личности.
Изменяемость
– неизменность. Теория Эриксона, бесспорно,
построена на положении неизменяемости.
Он тщательно обрисовал
Согласно Эриксону, жизнь человека характеризуется неизбежными изменениями. Если посмотреть на это в широком контексте истории развития индивида, то мы увидим, что люди в нескончаемой борьбе решают все новые и новые проблемы, связанные с их развитием; они переживают поворотные моменты в своей жизни, приобретают новые качества эго и меняются. Разногласия между Эриксоном и Фрейдом по вопросу об изменяемости – неизменности являются, возможно, самым решающим в их теоретических позициях. Для Фрейда личность взрослого человека полностью детерминировано взаимодействиями, которые имели место в первые годы его жизни. Напротив, Эриксон настаивает на том, что развитию человека нет пределов – оно происходит на протяжении всего жизненного цикла.
Субъективность – объективность. Основные понятия, использованные Эриксоном для описания психосоциального роста (например, доверие, недоверие, надежда), имеют отношение к значимым субъективным переживаниям человека. Более того, способность каждого человека справится с данным психосоциальным кризисом зависит то разрешения предыдущим кризиса, которое всегда индивидуально. Но сами по себе кризисы развертываются благодаря взаимодействию биологического взаимодействия с расширяющимся социальным миром. Биологическое созревание не является индивидуально уникальным. Эриксон рассматривает его в постоянном взаимодействии с объективными внешними факторами (например, с семьей и обществом). В этом смысле психосоциальные стадии и кризисы предстают объективно детерминированными, что, несомненно, указывает на приверженность Эриксона положению объективности.
Проактивность – реактивность. Индивидуум в системе Эриксона в начале своего развития обладает выраженной реактивностью, но с течением времени, переходя из одной психосоциальной стадии в другую, становится более проактивным. Фактически успешное разрешение первых четырех кризисов (надежда, сила воли, цель, компетентность) является прилюдией к проактивному функционированию на последующих стадиях. Однако на протяжении ранних стадий биологическое созревание накладывает ограничения на возможности человека выстраивать поведение по собственному усмотрению.
В описании Эриксоном последующих четырех стадий то юности до старости, наоборот, ясно выражена идея о том, что люди способны к внутренней регуляции своего поведения. Такие понятия, как поиск эго-идентичности, интимность, продуктивность и эго-интеграция, лучше раскрываются в контексте проактивности. Итак, в теоретической схеме Эриксона люди на протяжении большой части своей жизни, в целом, проактивны. Однако, по мере продвижения от одной стадии к другой, развитие человека зависит от его реакции на биологические, социальные и исторические реалии. И в этом широком смысле можно считать, что во взгляде Эриксона на природу человека имеет место некоторое признание реактивности.
Гомеостаз – гетеростаз. С точки зрения Эриксона, люди постоянно применяют вызов в ходе каждого психосоциального кризиса и каждый кризис содержит в себе потенциальную возможность для человека вырасти и расширить свои возможности. Успешно разрешив один кризис, человек продвигается в своем развитии кследующему. Это движение вперед позволяет, несомненно, увидеть принцип гетеростаза в понимании мотивации человека. Природа человека требует личностного роста и ответа на вызовы, присущие каждой стадии развития.
Еще одним свидетельством принципа гетеростаза у Эриксона является тот факт, что благополучное разрешение каждого психосоциального кризиса предоставляет индивидууму все больше возможностей для роста и самореализации. Например, весь период взрослости ( примерно 45 лет жизни) описан в терминах продуктивность – застой. Использование этих понятий отражает наличие внутренних связей между личностным ростом и здоровым развитием в теории Эриксона. Однако наблюдаемая у него тенденция склоняться в сторону гетеростаза несколько сдерживается тем обстоятельством, что он разделяет позицию Фпейда относительно биологического, инстинктивного фундамента личности. Люди стремятся к росту и развитию, но оно возможно только в пределах ограничений, обусловленных их инстинктивным резервами. Таким образом, степень принятия Эриксоном положения гетеростаза лучше всего охарактеризовать как умеренную.
Познаваемость – непознаваемость. Несмотря на
то, что Эриксон
согласен с некоторыми традиционными
психоаналитическими
Заключение
Эрик Эриксон,
один из наиболее выдающихся эго-психологов,
сделал упор на динамику развития эго
на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал
личность как объект влияния социальных
и исторических сил. В отличие от
Фрейда, у Эриксона эго предстает как автономная
личностная структура. Его теория сфокусирована
на качествах эго, появляющихся в предсказуемые
периоды жизни.
Эриксон утверждает,
что эго проходит в своем развитии через
несколько универсальных стадий. Согласно
его эпигенетической концепции развития
человека, каждая стадия жизненного цикла
наступает в оптимальное время.
Последовательное развертывание жизненных
стадий – результат взаимодействия биологического
созревания индивидуума с расширяющимся
пространством его социальных связей.
С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.
Библиографический список использованной литературы
1. Головин С.
Ю. Словарь психолога –
2. Карабанова О. А. Возростная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с. – (Высшее образование).
3. Крупник Е.П.,
Лебедева Е.Н. Психологическая
устойчивость личностных
4. Кэльвин С., Линдсей, Гарднер./ Пер. с англ. И. Б. Гринипун. – М.: Эксмо – Пресс, 1999. 592 с.
5. Мадди С., Сальваторе Р. Теории личности: Сравнительный анализ. – СПб.:Речь, 2002. – 538 с.
6. Мещереков
Б. Зинченко В. Большой
7. Павленко В.Н.
Представления о соотношении
социальной и личностной
8. Поливанова
К.Н.Периодизация детского разв
9. Райгородский
Д.Я. Теории личности в
10. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С. Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико психологического изучения расстройства гендерной идентичности // Вопросы психологии. – 2001. - № 6 – С. 3-15.
11. Ставропольский
Ю.В. Модели этнокультурной
12. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: Теории. Эксперементы. Упражнения.- СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК; - М.: ОЛМА – Пресс, 2001. – 864 с.
13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер,2006. - 607 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
Приложение 1.
Таблица 1. Восемь стадий психосоциального развития
Информация о работе Сущность и содержание эго-теории личности Эрика Эриксона