Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:27, реферат
В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
Цель данной работы: рассмотреть содержание и сущность социализации личности.
Задачи: раскрыть содержание понятия «Социализация личности», рассмотреть процесс социализации личности, рассмотреть источников социализации личности.
Введение
Известно, что младенец вступает
в большой мир как
В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
Цель данной работы: рассмотреть содержание и сущность социализации личности.
Задачи: раскрыть содержание
понятия «Социализация
Сущность и содержание социализации личности
Согласно самому общему определению, социализация - "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе"
Социализация – процесс,
посредством которого индивидом
усваиваются нормы его группы
таким образом, что через формирование
собственного “Я” проявляется уникальность
данного индивида как личности, процесс
усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых
для его успешного
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта.
Сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, в процессе приобщения, освоения моральных и правовых норм.
Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Другими словами, это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться.
Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.
Выделяют несколько источников социализации индивида.
Передача культуры — она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.
Взаимное влияние людей - оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.
Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.
Процессы саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль
В процессе социализации человек
обогащается социальным опытом и
индивидуализируется, становится личностью,
приобретает возможность и
Основополагающей концепцией
в теории социализации считается
концепция изначальной
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте.
Социализация - усвоение индивидом определенной системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе. Термин "социализация" имеет множество интерпретаций. Но при всем различии подходов, как правило, подчеркивается адаптационная функция социализации, которая позволяет людям реализовать свои возможности, способности, вступать во взаимоотношения с другими членами и обществом в целом, а также определяет стабильность самого общества, обеспечивая необходимую приемственость в его развитии. В этом процессе человек усваивает "опыт поколений", получает статусную позицию и ролевой набор.
В широком смысле понятие "социализация" включает в себя понятие социальной адаптации. Близость этих понятий, представляется важным, тем не менее, обуславливать их значение контекстом употребления, так как отождествление не во всех случаях методологически оправдано.
Возникла необходимость в конкретизации сущности социализации в зависимости от роли самого человека в этом процессе: эта роль может быть пассивной (субъект - объектный подход) и активной (субъект - субъектный подход). При пассивной позиции человека социализация рассматривается как адаптация человека к обществу, при этом человек является объектом воздействия для общества. При активной позиции человек не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства.
Похожая логика используется для интерпретация понятия "социальная адаптация". С индивидуальноцентрической позиции критерием социальной адаптации являются потребности самого человека, их полное и всестороннее удовлетворение вне зависимости от способа реализации. Потребности формируются (проявляются) по мере биологического созревания и социального развития человека. Наличие потребностей не влияет на поведение человека, пока они не актуализированы.
С позиций социоцентризма адаптация проявляется в следовании социальным нормам, а отклонение от них рассматривается как снижение социальной адаптации. Таким образом подчеркивается социальный аспект адаптации: человек живет в обществе, и обществу не безразлично, каким образом он удовлетворяет свои потребности.
Известно, что социализация
человека осуществляется
Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных.
Социализация ребенка зависит от многих воздействий на него. Особое место среди них отводится педагогическим влияниям, т. е. тем, которые целенаправленны и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.
В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.
Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.
Третья сфера социализации — самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его «Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).
Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания
Введение
Теоретическое обоснование
темы: Социализация — становление
личности — процесс усвоения индивидом
образцов поведения, психологических
установок, социальных норм и ценностей,
знаний, навыков, позволяющих ему успешно
функционировать в данном обществе. Социализация
человека начинается с рождения и продолжается
на протяжении всей жизни. В процессе ее
он усваивает накопленный человечеством
социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности,
который позволяет исполнять определенные,
жизненно важные социальные роли. Социализация
рассматривается как процесс, условие,
проявление и результат социального формирования
личности. Как процесс она означает социальное
становление и развитие личности в зависимости
от характера взаимодействия человека
со средой обитания, адаптации к ней с
учетом индивидуальных особенностей.
Как условие — свидетельствует о наличии
того социума, который необходим человеку
для естественного социального развития
как личности. Как проявление — это социальная
реакция человека с учетом его возраста
и социального развития в системе конкретных
общественных отношений. По ней судят
об уровне социального развития. Как результат
она является основополагающей характеристикой
человека и его особенностей как социальной
единицы общества в соответствии с его
возрастом. Ребенок в своем развитии может
отставать или опережать своих сверстников.
В этом случае социализация как результат
характеризует социальный статус ребенка
по отношению к его сверстникам.
Актуальность темы: Настоящее время характеризуется
обостренным интересом к проблеме личности
и индивидуальности. Кризис старой парадигмы,
рассматривающей становление личности
как тотальную ее социализацию, сводящей
сущность целостности "личность- индивидуальность"
к ее социальным характеристикам заставляют
вновь и вновь возвращаться к понятиям
"личность" и "индивидуальность",
отношениям между ними, их границам и точкам
соприкосновения. Вопросы взаимоотношений,
взаимодействия процессов социализации
и индивидуализации неоднократно поднимались
в исследованиях отечественных ученых.
Однако на решение этих вопросов существенное
влияние оказывала общая научная установка
на гиперболизацию роли социализации.
Такая установка не только мешала осмыслению
взаимоотношений между данными процессами
в развитии личности, но и затрудняла понимание
сущности самой индивидуализации и индивидуальности
как ее результирующей. Причем относительно
проблемы индивидуальности в психологической
науке до настоящего времени не достигнуто
даже частичное согласие.
Цель работы: Рассмотрения механизмов социализации
личности, воздействия их на формирование
индивидуальности – целостной личности.
Задача: Раскрыть структурно-содержательные
и процессуальные особенности социализации
и индивидуализации, основные закономерности
и механизмы данных процессов.
Предмет исследования: Процессы социализации- индивидуализации,
их закономерности, механизмы и результирующие
эффекты.
Объект исследования: Развитие человека как личности
и индивидуальности в онтогенезе.
Исследование проводилось на втором курсе
ЛГПУ. В исследовании принимало участие
9 человек.
1. Понятие социализации
Термин «социализация», несмотря на его
широкую распространённость, не имеет
однозначного толкования среди различных
представителей психологической науки
. В системе отечественной психологии
употребляются ещё два термина, которые
порой предлагают рассматривать как синоним
слова «социализация»: «развитие личности»
и «воспитание». Более того, иногда к понятию
социализации вообще высказывается довольно
критическое отношение, связанное уже
не только со словоупотребелением, но
и с существом дела. Не давая пока точного
определения понятия социализации, скажем,
что интуитивно угадываемое содержание
этого понятия состоит в том, что это процесс
«вхождения индивида в социальную среду»,
«усвоение им социальных влияний», «приобщения
его к системе социальных связей» и т.д.
Процесс социализации представляет собой
совокупность всех социальных процессов,
благодаря которым индивид усваивает
определённую систему норм и ценностей,
позволяющих ему функционировать в качестве
полноценного члена общества (Бронфенбреннер,
1976).
Одно из возражений и строится обычно
на основе такого понимания и заключается
в следующем. Если личности нет вне системы
социальных связей, если она изначально
социально детерминирована, то какой смысл
говорить о вхождении её в систему социальных
связей. Не будет ли при этом повторяться
одна из старых ошибок в психологии, когда
утверждалось, что новорожденное человеческое
существо не есть еще человеческое существо
и ему предстоит пройти путь «гоминизации»?
Не совпадает ли понятие социализации
с процессом гоминизации? Как известно,
Л.С. Выгодский решительно протестовал
против изображения ребенка как существа,
которому еще необходимо гоминизироваться.
Он настаивал на том, что ребенок, родившись,
уже задан как элемент определенной культуры,
определенных социальных связей. Если
социализацию отождествлять с гоминизацией,
то есть все основания крайне негативно
относиться к «социализации». Сомнение
вызывает и возможность точного разведения
понятия социализация с другими, широко
используемыми в отечественной психологической
и педагогической литературе понятиями
(«развитие личности» и «воспитание»).
Это возражение весьма существенно и заслуживает
того, чтобы быть обсужденным специально.
Идея развития личности – одна из ключевых
идей отечественной психологии. Более
того, признание личности субъектом социальной
деятельности придает особое значение
идея развития личности: ребенок, развиваясь,
становится таким субъектом, т.е. процесс
его развития немыслим вне его социального
развития, а значит, и вне усвоения им системы
социальных связей, отношений, вне включения
в них.
По объему понятия «развитее личности»
и «социализация» в этом случае как бы
совпадают, а акцентная активность личности
кажется значительно более четко представленным
именно в идее развития, а не социализации:
здесь он как-то притушен, коль скоро в
центре внимания – социальная среда и
подчеркивается направление её воздействия
на личность. Вместе с тем, если понимать
процесс развития личности в её активном
взаимодействии с социальной средой, то
каждый из элементов этого взаимодействия
имеет право на рассмотрение без опасения,
что преимущественное внимание к одной
из сторон взаимодействия обязательно
должно обернуться её абсолютизацией,
недооценкой другого компонента.
Подлинно научное рассмотрение вопроса
о социализации ни в коей мере не снимает
проблемы развития личности, а, напротив,
предполагает, что личность понимается
как становящийся активный социальный
субъект. Несколько сложнее вопрос о соотношении
понятий «социализация» и «воспитание».
Как известно, термин «воспитание» употребляется
в нашей литературе в двух значениях –
в узком и широком смысле слова. В узком
смысле слова термин «воспитание» означает
процесс целенаправленного воздействия
на человека со стороны субъекта воспитательного
процесса с целью передачи, привития ему
определенной системы представлений,
понятий, норм и т.д.
Ударение здесь ставится на целенаправленность,
планомерность процесса воздействия.
В качестве субъекта воздействия, понимается
специальный институт, человек, поставленный
для осуществления названной цели. В широком
смысле слова под «воспитанием» понимается
воздействие на человека всей системы
общественных связей с целью усвоения
им социального опыта и т.д. Субъектом
воспитательного процесса в этом случае
может выступать и всё общество, и, как
часто говориться в обыденной речи, «вся
жизнь». Если употреблять термин «воспитание»
в узком смысле слова, то социализация
отличается по своему значению от процесса,
описываемого термином «воспитание».
Если же это понятие употреблять в широком
смысле этого слова, то различие исчезает.
Сделав это уточнение, можно так определить
сущность социализации: социализация
– это двусторонний процесс, включающий
в себя, с одной стороны, усвоение индивидом
социального опыта путем вхождения в социальную
среду, систему социальных связей; с другой
стороны, процесс активного воспроизводства
индивидом системы социальных связей
за счёт его активной деятельности, активным
включением в социальную среду.
Именно на эти две стороны процесса социализации
обращают внимание многие авторы, принимающие
идею социализации в русло социальной
психологии, разрабатывающие эту проблему
как полноправную проблему социально-психологического
знания. Вопрос становится именно так,
что человек не просто усваивает социальный
опыт, но и преобразовывает его в собственные
ценности, установки, ориентации.
Этот момент преобразовании социального
опыта фиксирует не просто пассивное его
принятие, но предполагает активность
индивида в применении такого преобразованного
опыта, то есть в известной отдаче, когда
результатом её является не просто прибавка
к уже существующему социальному опыту,
но его воспроизводство, то есть продвижение
его на новую ступень.
Понимание взаимодействия человека с
обществом при этом включает в себя понимание
в качестве субъекта развития не только
человека, но и общества, объясняет существующую
преемственность в таком развитии. При
такой интерпретации понятие социализации
достигается понимание человека одновременно
как объекта, так и субъекта общественных
отношений.
Первая сторона процесса социализации
– усвоение социального опыта – это характеристика
того, как среда воздействует на человека;
вторая его сторона характеризует момент
воздействия человека на среду с помощью
деятельности. Активность позиции личности
предполагается здесь потому, что всякое
воздействие на систему социальных связей
и отношений требует принятия определенного
решения и, следовательно, включает в себя
процессы преобразования, мобилизации
субъекта, построения определенной стратегии
деятельности. Таким образом, процесс
социализации в этом его понимании ни
в коей мере не противостоит процессу
развития личности, но просто позволяет
обозначить различные точки зрения на
проблему. Если для возрастной психологии
наиболее интересен взгляд на эту проблему
«со стороны личности», то для социальной
психологии – «со стороны взаимодействия
личности и среды».
2. Содержание процесса
социализации.
Если исходить из тезиса, принимаемого
в общей психологии, что личностью не рождаются,
но становятся, то ясно, что социализация
по своему содержанию есть процесс становления
личности, который начинается с первых
минут жизни человека. Выделяются три
сферы, в которых осуществляется становление
личности: деятельность, общение, самосознание.
Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена
особо. Общей характеристикой всех этих
трёх сфер является процесс расширения,
умножения социальных связей индивида
с внешним миром.
Что касается деятельности, то на протяжении
всего процесса социализации индивид
имеет дело с расширением «каталога» деятельностей,
т.е. освоением всё новых и новых видов
деятельности. При этом происходит ещё
три чрезвычайно важных процесса.
Во-первых, это ориентировка в системе
связей, присутствующих в каждом виде
деятельности и между её различными видами.
Она осуществляется через посредство
личностных смыслов, т.е. означает выявление
для каждой личности особо значимых аспектов
деятельности, причём не просто уяснение
их, но и их освоение. Можно было бы назвать
продукт такой ориентации личностным
выбором деятельности.
Как следствие этого возникает и второй
процесс – центрирование вокруг главного,
выбранного, сосредоточение внимания
на нём и соподчинения ему всех остальных
деятельностей. Наконец, третий процесс
– это освоение личностью в ходе реализации
деятельности новых ролей и осмысление
их значимости.
Если кратко выразить сущность этих преобразований
в системе деятельности развивающегося
индивида, то можно сказать, что перед
нами процесс расширения возможностей
индивида именно как субъекта деятельности.
Это общее теоретическое обоснование
позволяет подойти к экспериментальному
исследованию проблемы.
Экспериментальные исследования носят,
как правило, пограничный характер между
социальной и возрастной психологией,
в них для разных возрастных групп изучается
вопрос о том, каков механизм ориентации
личности в системе деятельностей, чем
мотивирован выбор, который служит основанием
для центрирования деятельности. Особенно
важным в таких исследованиях является
рассмотрение процессов целеобразования.
К сожалению эта проблематика, традиционно
закреплённая за общей психологией, не
находит пока особой разработки в её социально-психологических
аспектах, хотя ориентировка личности
не только в системе данных её связей,
но и в системе личностных смыслов, по-видимому,
не может быть описана вне контекста тех
социальных «единиц», в которых организована
человеческая деятельность, т.е. социальных
групп.
Об этом здесь говорится пока лишь в порядке
постановки проблемы, включения её в общую
логику социально-психологического подхода
к социализации. Вторая сфера – общение
– рассматривается в контексте социализации
также со стороны его расширения и углубления,
что само собой разумеется, коль скоро
общение неразрывно связано с деятельностью.
Расширение общения можно понимать как
умножение контактов человека с другими
людьми, специфику этих контактов на каждом
возрастном рубеже. Что же касается углубления
общения, это прежде всего переход от монологического
общения к диалогическому, децентрация,
т.е. умение ориентироваться на партнёра,
более точное его восприятие. Задача экспериментальных
исследований заключается в том, чтобы
показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах
осуществляется умножение связей общения
и, во-вторых, что получает личность от
этого процесса.
Исследования этого плана носят черты
междисциплинарных исследований, поскольку
в равной мере значимы как для возрастной,
так и для социальной психологии.
Особенно детально с этой точки зрения
исследованы некоторые этапы онтогенеза:
дошкольный и подростковый возраст. Что
касается некоторых других этапов жизни
человека, то незначительное количество
исследований в этой области объясняется
дискуссионным характером другой проблемы
социализации – проблемы её стадий.
Наконец, третья сфера социализации –
развитие самосознания личности. В самом
общем виде можно сказать, что процесс
социализации означает становление в
человеке образа его Я. В многочисленных
экспериментальных исследованиях установлено,
что образ Я не возникает у человека сразу,
а складывается на протяжении его жизни
под воздействием многочисленных социальных
влияний. С точки зрения социальной психологии
здесь особенно интересно выяснить, каким
образом включение человека в различные
социальные группы задаёт этот процесс.
Играет ли роль тот факт, что количество
групп может варьировать весьма сильно,
а значит, варьирует и количество связей
общения? Или такая переменная, как количество
групп, вообще не имеет значения, а главным
фактором выступает качество групп (с
точки зрения содержания их деятельности)?
Как сказывается на поведении человека
и на его деятельности (в том числе и группах)
уровень развития его самосознания –
вот вопросы, которые должны получить
ответ при исследовании процесса социализации.
К сожалению, именно в этой сфере анализа
особенно много противоречивых позиций.
Это связано с наличием тех многочисленных
и разнообразных пониманий личности, о
которых уже говорилось.
Прежде всего, само определение «Я-образа»
зависит от той концепции личности, которая
принимается автором. Весь вопрос, по выражению
А.Н.Леонтьева, упирается в то, что будет
названо в качестве составляющих «Я-образа».
Есть несколько различных подходов к структуре
«Я». Наиболее распространённая схема
включает в «Я» три компонента: познавательный
(знание себя), эмоциональный (оценка себя),
поведенческий (отношение к себе).
Существуют и другие подходы к тому, какова
структура самосознания человека. Самый
главный факт, который подчёркивается
при изучении самосознания, состоит в
том, что оно не может быть представлено
как простой перечень характеристик, но
как понимание личностью себя в качестве
некоторой целостности, в определении
собственной идентичности. Лишь внутри
этой целостности можно говорить о наличии
каких-то её структурных элементов. Другое
свойство самосознания заключается в
том, что его развитие в ходе социализации
– это процесс контролируемый, определяемый
постоянным приобретением социального
опыта в условиях расширения диапазона
деятельности общения.
17. Детство и
юность
В возрасте от 3 до 8 лет на ребенка оказывают
влиянии дополнительные агенты социализации:
учителя, лидеры скаутских организаций,
воспитатели в летних лагерях, врачи, дантисты,
новые приходящие няни. В это время не
только растет количество агентов социализации,
но и меняется программа их действий. Всё
больший упор делается на овладение мыслительными
и познавательными навыками; ребенок учится
употреблять буквы и числа, осваивает
сложные системы правил. Когда дети достигают
зрелости, главными агентами социализации
могут стать для них не родители, а сверстники.
Средства массовой информации. В нашем
обществе дети в значительной мере усваивают
роли и правила поведения в обществе из
телевизионных передач, газет, фильмов
и других средств массовой информации.
Символическое содержание, представленное
в этих средствах массовой информации,
оказывает глубокое воздействие на процесс
социализации, способствуя формированию
определенных ценностей и образцов поведения.
В самом деле, некоторые исследователи
считают, что воздействие телевидения
в качестве агента социализации почти
также велико, как влияние родителей; этот
факт вызывает удивление многих родителей.
Телевидение является наиболее распространенным
средством массовой информации. Дети в
возрасте от двух до одиннадцати лет проводят
у телевизора в среднем около 27,6 часа в
неделю. Средний выпускник школы уже успел
потратить в среднем около 15 тыс. часов
на просмотр телепередач (сюда входят,
помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных
объявлений и 18 тыс. убийств). Единственное,
что занимает еще больше времени в жизни
ребенка, - это сон. В какой мере средства
массовой информации влияют на изменение
поведения?
Некоторые эксперты утверждают, что они
лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие
популярность: люди всегда выискивают,
воспринимают в первую очередь те факты,
которые подтверждают их собственные
мысли. Другие считают, что средства массовой
информации, включая передачи, транслирующие
спортивные игры, оказывают вредное влияние
на молодых людей, поощряя их несдержанные
поступки и отвлекая от таких полезных
занятий, как чтение и общение между собой.
Школа. В школе обучают не только чтению,
письму и арифметике, но и дают представление
об общественных ценностях.
Школа представляет собой общество в миниатюре
– именно здесь происходит формирование
личности ребенка и его поведения; школа
стремится объединить детей, противодействует
их попыткам искать козлов отпущения и
другим проявлениям антиобщественного
поведения; во многом это напоминает, как
в большом социуме устанавливаются правила,
регулирующие поведение в общественных
местах. Поскольку социализация, осуществляемая
в школе, значительно отличается от домашнего
воспитания, переходный период от дома
к школе может быть связан с трудностями.
Школа по сути своей воспринимается как
бездушное заведение с казенной обстановкой
и авторитарной властью, чуждое для ребенка,
который воспитывался дома. Когда в классе
30 или 40 учеников, учитель не мог быть нежным
и ласковым, как родители. Дети должны
также приспособиться к тому, что они становятся
членами большого коллектива, а не маленькой
группы из трёх-четырех ребят, играющих
вместе.
18. Психология социализации
Каким образом осуществляется социализация
детей? Никто не может дать исчерпывающий
ответ на этот вопрос, но анализ четырёх
психологических механизмов (имитации,
идентификации, чувства стыда и вины) помогает
объяснить сущность данного процесса.
Имитацией называется осознанное стремление
ребенка копировать определенную модель
поведения. Как правило, образцами для
подражания в первую очередь становятся
родители, но дети могут брать пример и
учителей или других людей, обладающих
властью или высоким статусом, если между
ними сложились теплые, эмоциональные
отношения. Дети также склонны копировать
поведение взрослого, который наказывает
их. Если учитель ставит девочку в угол,
придя домой, она может запереть свою куклу
чулан. Идентификацией называется способ
усвоения детьми родительского поведения,
установок и ценностей как своих собственных.
Дети воспринимают особенности личности
родителей, а также других людей, с которыми
тесно связаны.
Например, если ваша мама выбрала профессию
адвоката, потому что глубоко верит, что
бедные достойны защиты, вы можете последовать
её примеру и тоже стать юристом или участвовать
в различных программах помощи бедным.
Имитация и идентификация – положительные
механизмы, так как способствуют формированию
определенного поведения. Стыд и вина
представляют собой негативные механизмы,
поскольку они запрещают определенное
поведение или подавляют его. Чувства
стыда и вины тесно связаны между собой,
фактически они во многом совпадают. Вы
испытываете стыд, если вас застают «на
месте преступления», когда вы без разрешения
берете печенье из вазы; вы чувствуете
себя подавленным и униженным. Стыд обычно
ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили
и опозорили. Чувство вины связано с тем
же переживанием, но здесь речь идет о
наказании самого себя, вне зависимости
от других людей. Не важно, поймали вас
« на месте преступления» или не поймали,
вы чувствуете себя виноватым в том, что
стащили печенье, - это значит, что вас
мучает собственная совесть. Подобно имитации
и идентификации, чувства стыда и вины
надолго западают в душу. Если маленькую
девочку наказали за то, что она играла
«в доктора» с соседским мальчиком, то,
возможно, когда она вырастет, секс для
неё какое то время будет связан с неясным
чувством стыда и вины.
19. Случаи, когда социализация
не удается
Несмотря на факторы, влияющие на процесс
социализации, она несколько напоминает
выстрел по движущейся мишени, который
всегда попадает в цель. Однако одни случаи
неудавшейся социализации могут быть
более серьезными, чем другие.
Некоторые социологи считают, что существует
зависимость между неудачной социализацией
и психическими заболеваниями. Леннард
и его коллеги выявили связь между способами
коммуникации, сложившимися в семье, и
шизофренией. Они исследовали два различных
способа коммуникаций: внешний и внутренний.
Внешняя коммуникация подразумевает отношения
с посторонними людьми, а также между родителями
и ребенком. Беседу о звезде телеэкрана
или семье, проживающей по соседству, следует
считать примером внешней коммуникации,
внутренние коммуникации касаются чувств,
мыслей и душевных переживаний родителей
и ребенка.
Внутренние коммуникации состоят из высказываний
и вопросов. Например, один из родителей
говорит ребенку: «Ты только тогда бываешь
хорошим, когда тебе это выгодно» или:
«Ты не заболеешь. Не внушай себе, что ты
болен». Леннард показал, что в семьях,
где дети больны шизофренией, преобладает
тенденция к внутренней, а не к внешней
коммуникации. Он утверждает, что такой
тип воспитания сопровождается вторжением
родителей в личную жизнь их детей, что
препятствует развитию их самосознания
и способности контролировать свои чувства.
Кон (1969) выдвинул иное объяснение связи
между шизофренией и социализацией. Отметив,
что шизофрения особенно широко распространена
среди представителей низшего класса,
он предположил, что она обусловлена методами
социализации, характерными для этого
класса. Дети из низшего класса в большей
степени приучаются подчиняться другим
людям, поэтому у них может сложиться упрощенное
представление об авторитете и некоторых
других аспектах реальной жизни. И когда
в их личной жизни происходит кризис, который
нельзя преодолеть с помощью усвоенных
правил, они падают духом и оказываются
совершенно не способными выдержать стресс.
Кон утверждает, что такие симптомы шизофрении,
как упрощенное, ригидное представление
о реальности, страх и подозрительность,
неумение ставить себя на место других,
являются гипертрофированными чертами
личности, склонной к конформизму. «Неудача»
или «успех» социализации могут зависеть
от методов, применяемых для её осуществления.
Социологи обнаружили, что методы, используемые
в процессе социализации, воздействуют
на готовность людей усваивать общепринятые
ценности.
Например, склонность молодых людей оказывать
сопротивление или поддержку истеблишменту
зависит от того, как они расценивают помощь
или контроль со стороны родителей. Подростки
(тинэйджеры), которым родители мало помогают,
злоупотребляя при этом своей властью
(в первую очередь это касается отцов),
часто становятся нонконформистами в
вопросах религии, многие из них стремятся
противопоставить свои личностные принципы
общепринятым ценностям общества.
Тинэйджеры, которые осознают, что родители
одновременно поддерживают и контролируют
их, в большей мере склонны придерживаться
традиционных религиозных убеждений и
стремятся к сохранению статус-кво (Смелзер
Н. Социология 1994).
Выводы
Итак, социализация – процесс, посредством
которого индивид становится членом общества,
усваивая его нормы и ценности, овладевая
теми или иными социальными ролями. При
этом, старшее поколение передаёт младшим
свои знания, формирует у них умения, необходимые
для самостоятельной жизни. Так одно поколение
сменяет другое, обеспечивая преемственность
культуры, включая язык, ценности, нормы,
обычаи, мораль.
Именно посредством систематического
взаимодействия с другими людьми у индивида
формируются свои собственные убеждения,
моральные стандарты, привычки – всё то,
что создаёт уникальность личности.
Таким образом, социализация имеет две
функции: передача культуры от одного
поколения другому и развитие Я. Для того,
чтобы показать важность преемственности
исторического процесса, А.Н. Леонтьев
обращается к иллюстрации, заимствованной
из работы знаменитого французского психолога
А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла
катастрофа, в результате которой остались
бы в живых только маленькие дети, а всё
взрослое население погибло, то хотя человеческий
род и не прекратился бы, однако история
человечества неизбежно была бы прервана.
Сокровища культуры продолжали бы физически
существовать, но их некому было бы раскрыть
для новых поколений. Машины бездействовали
бы, книги остались бы непрочитанными,
художественные произведения утратили
бы свою эстетическую функцию. История
человечества должна была бы начаться
вновь. Итак, движение истории невозможно
без активной передачи новым поколениям
достижений человеческой культуры, без
воспитания» (Леонтьев, 1981).
Список литературы по первой главе
1. Андреева Г.М. “Социальная Психология”.
М.: Аспект Пресс, 2002
2. Андреенкова Н.В. “Проблемы социализации
личности”. Вып. 3. М.,1970
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. “Социальная
Психология: Хрестоматия: Учебное пособие
для студентов вузов”. М.: Аспект Пресс,
2003
4. Бернс Э.Я. “Концепция и воспитание”.
(перевод) М., 1968
5. Бронфенбреннер У. “Два мира детства.
Дети США и СССР”. (перевод)1976
6. Гилинский Я.И. “Стадии социализации
индивида // Человек и общество”. Л.,1971
7. Кон И.С. “Ребёнок и Общество”. М., 1988
“Социология личности”. М.,1967
8.“Психология юношеского возраста”.
М., 1979
9. Леонтьев А.Н. “Деятельность. Сознание.
Личность”. М., 1975
10. Мудрик А.В. “Введение в социальную
педагогику”. Пенза, 1994
11. Свенцицкий А.Л. “Социальная психология:
Учебник”. М., 2004
12. Смелзер Н. “Социология”. М.: Феникс,
1994
13. Столин В.В. “Самосознание личности’.
М., 1984
Информация о работе Сущность и содержание социализации личности