Сущность и структура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

В мире существуют два самых распространённых подхода к понятию «личность».
Первый подход – естественно - научный. В нём личность рассматривалась как элемент, управляющий психикой. Следовательно, личностью является любое живое существо на планете.
Второй подход, который свойственен общечеловеческой культуре личности, является некоторой оценкой, званием, которое можно получить, пройдя определённые этапы становления личности.

Содержание работы

Введение.
Задание 1. Сущность и структура личности.
Задание 2. Врождённые и приобретённые качества личности.
Задание 3. Структура личности включает:

а) направленность;
б) знания, умения, навыки;
в) целостность;
г) индивидуально-типологические способности;
д) все ответы верны.
Укажите правильный ответ. Обоснуйте его.
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Копия Кр по психологии.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение.
  2. Задание 1. Сущность и структура личности.
  3. Задание 2. Врождённые и приобретённые качества личности.
  4. Задание 3. Структура личности включает:

 

               а) направленность;

               б) знания, умения, навыки;

               в) целостность;

               г) индивидуально-типологические  способности;

               д) все ответы верны.

 Укажите  правильный ответ. Обоснуйте его.

5. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психология  личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Сущность и структура личности.

Что такое личность?

В мире существуют два  самых распространённых подхода  к понятию «личность».

Первый подход – естественно - научный. В нём личность рассматривалась как элемент, управляющий психикой. Следовательно, личностью является любое живое существо на планете.

Второй подход, который  свойственен общечеловеческой культуре личности, является некоторой оценкой, званием, которое можно получить, пройдя определённые этапы становления личности.

Впоследствии мы будем  рассматривать личность с точки  зрения второго подхода. Но что бы говорить о каком-то предмете нужно  сначала дать ему определение.

Различные определения  понятия личность

Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).

Личность - "живой человек  из плоти и крови", вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений  бытия; бытие, переходящее в идеальную  форму (С.Л. Рубинштейн).

Личность - это результат  социального становления индивида, путем преодоления трудностей и  накопления жизненного опыта.

Личность - человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели.

Личность, сливаясь с  коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования. (Барбюс А.)

Счастье личности вне  общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. (Толстой Л.Н.)

Итак, личность - это уникальное качество, характеризующее человека, отображающее социальную природу человека, приобретаемое индивидом путём жизни в социуме и в прямом взаимодействии с его элементами. Личность является носителем социокультурных элементов, который самостоятельно раскрывается в процессе социальных отношений. Именно личность обобщает множество социальных ролей человека, позволяя ему сохранять целостность своего «Я».

Основные направления в изучении психологии личности

1. Бихевиориальная психология (теория оперантного научения Б. Скиннера)

2. Глубинная психология  личности (психоанализ З. Фрейда, Эго-психоанализ Э. Эриксона, Транзактный анализ Э. Берна)

3. Гуманистическая психология  личности (Гуманистическая теория  личности А. Маслоу, человеко-центрированный  подход К. Роджерса)

4. Диспозициональное  направление в теории личности (Диспозициональная теория личности  Г. Олпорта, структурная теория черт личности Р. Кэттелла)

5. Когнитивное и социально - когнитивное направления в психологии личности (Теория личностных конструктов Дж. Келли)

6. Психопатология личности (Теория личностных акцентуаций  К. Леонгарда, клиническая психология  личности П.С. Гуревич)

7. Экзистенциальная психология  личности (Американская школа экзистенциальной  психологии - И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь, экзистенциальный анализ  А. Лэнгле)

Структура личности

Структура личности - основные части и элементы личности, из которых она построена, входящие в неё индивидуальные особенности и способы взаимодействия между этими элементами.

В психологии существуют два подхода структурирования личности:

1. Выделение черт личностей  для последующей группировки  в подструктуры на основе внутренней связи и деление подструктур на уровни.

2. Выделение типов  личности, которые раскрывают некоторые  особенности личности и способов  её взаимодействия с окружающим  миром.

 

 

Структура личности по Фрейду (изучается в рамках глубинной  психологии личности)

З. Фрейд впервые в  структуре личности выделяет сознательное (Эго) и бессознательное («ОНО», Ид), которые постоянно находятся  в состоянии конфликта. Бессознательное  включает в себя наиважнейшие человеческие инстинкты - либидо (жизнь, сексуальная  энергия) и танатос (смерть). Эти инстинкты многие психоаналитики называют двигателями жизни, ведь либидо подталкивает человека к творчеству, как это и было с Сальвадором Дали. К бессознательному также относится Сверх - Я или Супер – Эго. Оно выполняет роль цензора, содержит в себе моральные нормы и нравственные предписания.

В свою очередь сознательное «Я» или Эго поддерживает гармонию между сверхсознанием и подсознанием. Оно контролирует стремление человека к удовольствиям и подчинение определённым моральным и нравственным принципам.

Структура личности по С.Л. Рубинштейну

Личность - целостная  структура, включающая различные группы черт, которые характеризуют разные стороны личности. Эти черты создают  целостность личности, когда взаимодействуют  друг с другом.

Компоненты структуры личности:

1. Направленность личности (установки, интересы и потребности,  движущие человеком);

2. Способности;

3. Темперамент;

4. Характер.

 

 

Структура личности по Платонову

К. Платонов в основе структуры  личности лежат сгруппированные  в логически целостные подструктуры психологические черты:

1. Биологически обусловленные

2. Социально обусловленные.

Подструктуры также  делятся на уровни:

1. Самый нижний уровень  - черты человека, обусловленные  биологическими факторами: возраст,  пол, темперамент и особенности нервной системы.

2. Следующий уровень  - подструктура, включающая особенности  протекания различных психических  процессов, например памяти, мышления, восприятия, некоторых врожденных  способностей.

3. Опыт человека - знания  и умения, усвоенные в результате жизни в социуме.

4. Самый высокий уровень  - направленность личности (мировоззрение, характер, самооценка, интересы и увлечения).

Все эти составляющие и формируют целостную психологическую  структуру личности.

Необходимые атрибуты личности:

1. Воля

2. Свобода

3. Разум

4. Чувства

Комплекс устойчивых компонентов личности:

1. Темперамент - тип высшей нервной  деятельности человека, устойчивое  объединение черт личности, свойственных  только ей.

2. Способности - индивидуальные  свойства личности, обеспечивающие определённый успех в какой либо деятельности.

3. Характер - структура сравнительно  постоянных и стойких свойств,  определяющих структуру отношений,  действий и поведения личности. Статику характера определяет  темперамент, а окружающая среда  влияет на его динамику.

4. Мотивации - побуждение к действию, динамический процесс, определяющий  поведение человека, направленность, организованность, активность и  устойчивость.

 

Задание 2. Врождённые и приобретённые качества личности.

Личность формируется  на основе врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни социального опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, одновременно, она изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

Поскольку и биологические предпосылки, и индивидуальный опыт неповторимы, каждая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. Однако, имеются и общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность.

В структуре личности можно  выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости:

1. Познавательная составляющая.

Включает представления  человека о себе, других и мире. Зрелая здоровая личность отличается тем, что оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность; воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности;  воспринимает мир как постоянно изменяющиеся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей.

2. Эмоциональная составляющая.

Включает способность  доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т.е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется, и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения; принятие себя и других, искренний интерес к другим людям; заинтересованность в восприятии мира, прежде всего, его позитивных сторон; способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации.

3. Поведенческая составляющая.

Состоит из действий по отношению  к себе, другим людям и миру. У  зрелой здоровой личности действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию. По отношению к другим поведение основано на доброжелательности и уважении их личности. По отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися.

В строении личности можно  выделить четыре уровня:

Первый (низший) уровень составляет биологическая основа, в которую  входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства нервной системы и темперамент. Этот уровень почти не поддается сознательной саморегуляции и тренировке.

Второй уровень  организации личности включает индивидуальные особенности психологических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, эмоций, способностей. Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Третий уровень  личности составляет ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и, соответственно, могут быть изменены с помощью целенаправленной тренировки.

Четвертый (высший) уровень личности – это внутренний стержень, который составляют ценностные ориентации личности. Самое простое определение ценностных ориентаций – идеальные представления о хорошем. В более общем смысле ценностные ориентации – это основания для субъективной (внутренней, своей собственной) оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости. Всякая вещь или явление приобретают личностный смысл постольку, поскольку соответствуют или не соответствуют потребностям и ценностям конкретного человека.

Ценностные  ориентации определяют общий подход человека к миру и самому себе, придают  смысл и направление общественной позиции личности. Устойчивая и непротиворечивая их структура обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей.

Очевидно, что  ценностные ориентации независимой  личности могут не совпадать с  некоторыми из ценностей, существующих в общественном сознании. Противоречивость в системе ценностей порождает  непоследовательность в суждениях и поведении. Неразвитость, неопределенность ценностных ориентаций являются признаками инфантилизма, господства внешних стимулов над внутренними побуждениями в структуре личности. Таким личностям относительно легко внушить все, что угодно, и их легко склонить к какому угодно поведению под видом личной или общественной пользы.

Ценностные  ориентации оказывают влияние на устойчивую систему влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов и  взглядов,  а также на убеждения  человека, его мировоззрение, самооценку, особенности характера.

Задание 3. Структура личности включает:

 

               а) направленность;

               б) знания, умения, навыки;

               в) целостность;

               г) индивидуально-типологические  способности;

               д) все ответы верны.

 Укажите  правильный ответ. Обоснуйте его.

Я считаю, что все ответы верны, т.к. сруктура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

Информация о работе Сущность и структура личности