Сущность ощущений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус.

Файлы: 1 файл

Психические процессы в рекламе (схемы).doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

При принятии решений  в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов – определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоставимы с реальным психологическим процессом  переработки информации.

Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности.

 

 

2.19 Виды мышления, выделенные  по разным основаниям 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

        Наглядно-действенное


 

        Наглядно-образное


 

Абстрактно-логическое


        Теоретическое


 


 

Практическое 


Дискурсивное 


 


Интуитивное

        


 

        Репродуктивное 


(воспроизводящее)


 

продуктивное 

        (творческое)


 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

 

Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

 

Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

 

Дискурсивное мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.

 

 

Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственный чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

 

 

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

 

Продуктивное (творческое) мышление – мышление на основе творческого воображения.

 

 

 

 

2.20 Психологическая  характеристика речи

 





 

 


 

 


 

 


 


 




 

 



 

 


 


 

 

 



 

 


 


 


 


 

Комментарии

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

 

В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

 

Речь имеет  свои свойства:

Содержательность речи определяется  количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделении слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бедной.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

 

Речь выполняет определенные функции:

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

 

Существуют определенные виды речи.

Устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая речь – это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников.

Письменная речь – это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

 

3.17 Сущность эмоций и чувств


 


 

 


    О Т Л И Ч А  Ю Т С Я 


 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

Комментарии

Чувства – это одна из форм отражения объективного мира в сознании человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Эмоции – это непосредственная форма выражения чувств.

Как психические процессы чувства и эмоции  имеют свои особенности: носят субъективный характер, выражают удовольствие или неудовольствие, отражают характер взаимодействия организма со средой, имеют очень большое многообразие, вызывают успокоение или возбуждение.

 

Физиологические основы эмоций и чувств. Физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, отличаются большой сложностью. Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.

Раздражение рецепторов внешнего и внутреннего порядка  передается по центростремительным нервам в центральную нервную систему, в подкорковые и корковые отделы мозга.  Оттуда по центробежным нервным проводникам нервные импульсы идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторного учащения   сокращений сердца при неожиданных раздражителях или рефлекторное торможение дыхания, побледнение  при страхе, покраснение при смущении.

Большую роль в активизации эмоциональных реакций играет ретикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирующей наше поведение. 

В корковом механизме  различных эмоций большое значение имеют  процессы формирования и преобразования динамических стереотипов. Легкость формирования динамического стереотипа связывается  с положительными эмоциями, с переживаниями удовольствия, приятного состояния, непринужденности. Трудность образования динамического стереотипа, с его ломкой и переделкой, связана с отрицательными эмоциями, с чувством неприятности, тоски, безвыходности и т.п.

В возникновении и  протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают  значение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои  эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.

 

 

 

3.18 Классификация эмоций  и чувств

 


 


 


 

 

 


 


 

 


 


 


 

 


 

 


 

 

 

 

Комментарии

 

Интеллектуальные  чувства – чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

 

Нравственные  чувства – чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

 

Эстетические  чувства – это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т.д.

 

Стенические чувства – это чувства, активизирующие  деятельность человека.

Астенические  чувства – это чувства, вызывающие пассивность.

И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от определенного  рода обстоятельств.

 

Настроения – это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

 

Аффекты – это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.

 

Страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели.

 

 

 

 

3.20 Особенности настроений  и аффектов

 



 

 



 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 



 

 

 

 

 

Комментарии

Настроения имеют следующие  отличительные особенности:

  1. Слабая интенсивность эмоционального переживания. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит  до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.
  2. Значительная длительность эмоционального переживания. Само их название указывает на то, что настроения медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.
  3. Неясность переживаний, "безотчетность". Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит.
  4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

 

Отличительными особенностями аффектов являются:

  1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорков<span class="das

Информация о работе Сущность ощущений