Сущность системного подхода к развитию личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и неразработанность позволили выдви¬нуть проблему исследования истории психологии лично¬сти, предпосылок и путей развития психологии личности в России в последнее столетие, т.е. начиная с трудов Рубинштейна, вплоть до конца XX века (работы Брушлинского). Решение этой проблемы составило цель настоящего исследования. В соответствии с целью исследования объектом избрана отечественная психология, а его предметом отечественная психология личности в последнем столетии.

Содержание работы

Введение
1. Общие представления и понятия личности
2. Представления о психологической сущности личности
3. Индивидные свойства личности
4. Современные исследования в области психологии личности
5. Заключение

Файлы: 1 файл

Сущность системного подхода к развитию личности.docuuu.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Аналогичной по стилю и направленности работой является основательное исследование Н .Л.  Смирновой: "Образ умного человека: русское исследование".  Она отмечает, что имплицитные концепции интеллекта (имплицитные представления о зачем кажется или индивидуальности в весьма обыденном сознании в значительное отличие от научных представлений) обширно исследуются крайние десять  пятнадцать лет за рубежом.  Она попробовала найти психические и весьма культуральные индивидуальности совершенно интеллектуальной личности.  В забугорной психологии данной неувязкой занимались Дж.  Брунер, Р.  Тагиури, а потом Р.  Стернберг .

Что касается весьма американской подборки, были получены данные о том, что интеллект включает три индивидуальности:

- большая способность к порядком практическому решению заморочек (лицезреет все несомненно нюансы заморочек);

- вербальные возможности;

- соц компетентность ("принимает остальных таковыми, какие они есть", "ошибается").

Азума и Кашиваги изучили представления о интеллектуальности посреди японцев.  Они просили собственных респондентов отдать не безупречное полное представление о умном человеке, а давали поразмыслить о определенной личности, которую они считают совершенно интеллектуальной.  Факторная структура, немного обнаруженная у японцев, различается от весьма американской.

В нее входят последующие причины:

- рецептивная соц компетентность ("возможность встать на точку зрения другого", "сочувствующий", "скромный");

- положительная соц компетентность ("хороший оратор", "социабельный", "рассказывает с юмором";

- наибольшая эффективность ("работает умело", "не растрачивает времени");

- глубокая оригинальность ("оригинальный", "точный");

- тип образованности ("хорошо пишет", много читает"). 

В финском исследовании (Рати и Снелман), вполне проведенном по аналогии с японским исследованием, выделено пять причин:

- кооперативные совсем социальные способности ("считаться с другими");

- удивительное умение решать трудности ("легко обучается", "легко понимает");

- огромная настойчивость соц умений ("может горячо отстаивать свое мнение");

- феноменальная рассудительность ("точный", "планирует, до того как действует");

- софистика ("хорошие общие знания", "много читает"). 

В исследовании, которое провела Н .Л.  Смирнова на русской выборке были получены последующие результаты.  Взрослые люди отдавали достаточно предпочтение в выборе умному мужчине, в среднем тридцать восемь лет.  Школьники предпочитают выбирать из собственной половой и достаточно возрастной группы .

Факторный доскональный анализ показал, что выделено пять причин:

- социально  весьма этический мощный фактор ("скромный", "порядочный", "добрый");

- подлинная культура мышления ("эрудированный", "интеллектуальный");

- самоорганизация ("практичный", "стремится к немного поставленной цели");

- соц компетентность ("хорошо говорит", "активный", "общительный");

- опытность ("мудрый", "многое умеет"). 

Сравнение российских данных с южноамериканскими, финскими и японскими позволило сделать вывод о том, что представления россиян о почти интеллектуальном человеке чрезвычайно близки к результатам, приобретенным в японском исследовании.  В обеих культурах конкретно соц мощный фактор занимает ведущее невероятное место в факторной структуре интеллекта.  Во всех  остальных, не считая российского и японского, ведущим является совсем когнитивный компонент .

Создатель делает вывод о особенностях западной и восточной культуры в представлениях о умном человеке.  половые сопоставления проявили, что наличие вполне когнитивных признаков нередко встречается при описании мужской интеллектуальности, а совсем присутствие соц дескрипторов   женской .

Несколько приведенных работ проявили актуальность исследования имплицитных весьма концепций личности и интеллекта, тем наиболее, что, кажется как понятно, они тесновато соединены с весьма эксплицитными научными теориями .

 

Заключение.

 

Родившийся попадает в определенную человеческую среду со своей сформировавшейся культурой. Ему предстоит еще стать человеком в полном смысле слова: развиться не только физически, но и усвоить все то, что известно и принято в его окружение, - родную культуру.

Интерпретация поведения человека связана прежде всего с той культурной средой, представителем которой он является. Поведение всегда имеет контекст, ясный для ближайшего окружения и часто недоступным для понимания посторонними. Одни и те же понятия, жесты, мимика в разных культурах могут иметь разные, а иногда и противоположное значения.

Важно осознать зависимость собственного мышления и поведения от стереотипов своей культуры, от особенностей личного социокультурного опыта, иначе наше понимание будет лишь приписыванием привычных нам значений тем или иным явлениям, в то время как истинный смысл будет скрыт в контексте той культуры, в которой эти явления возникают.

Человеку свойственно смотреть на других людей сквозь призму индивидуальных представлений, индивидуального понимания ситуации. Однако это односторонний подход. Он должен быть дополнен противоположным процессом – попыткой увидеть себя глазами других. Это возможно в том случае, когда люди понимают уникальность образа жизни других, глубинное различие духовных основ своей и чужой культуры. Лишь такой подход дает возможность осознать и уникальность образа жизни и духа своей собственной культуры, а значит и лучше понять себя самого.

 

 

 



Информация о работе Сущность системного подхода к развитию личности