Сущность творчества — психологическое понимание. Рождение новой идеи. Стремление человека к творчеству. Нормативная и творческая деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Творческой деятельностью называется такая деятельность человека, которая создает что-то новое. Этим «новым» может являться что угодно: предмет, технология, мысль, идея и тому подобное. Креативностью, в своё время, он называет способность человека осуществлять творческий процесс. С точки зрения психологии творчество – это процесс, а креативность – способность осуществлять творчество.

Файлы: 1 файл

Psihologia1.docx

— 21.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание  по психологии на тему: «Сущность творчества — психологическое понимание. Рождение новой идеи. Стремление человека к творчеству. Нормативная и творческая деятельность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность творчества.

По мнению Выгоцкого. Творческой деятельностью называется такая деятельность человека, которая создает что-то новое. Этим «новым» может являться что угодно: предмет, технология, мысль, идея и тому подобное. Креативностью, в своё время, он называет способность человека осуществлять творческий процесс. По мнению Жака Фреско креативность – способность взять уже существующие элементы и создать из них что-то новое, чего до сего дня никто никогда не видел.

С точки зрения психологии творчество – это процесс, а креативность – способность осуществлять творчество.

Для понятия сущности творчества существует четкая иерархия классификации  с самого «приземленного» до самого «высокого»:

    • Психофизиологический подход (или ещё его называют биометрическим). С помощью медицины исследуютгде именно в мозге протекают соответствующие процессы, где в мозге креативность, как влиять на неё и прочее. Мартин Дейл сделал выводы, что во время творческой активности внимание рассредоточено и мышление ассоциативно
    • Когнитивный подход. Его суть в том, что креативность воспринимают как мыслительные процессы
    • Личностный уровень. Тут исследуется то, как в контексте жизни одного человека развивается креативность. То как она может передаваться по наследству. Очень важны: порядок рождения, раннее интеллектуальное развитие, детские травмы, обстановка в семье, влияние наставников, родственников, образование в жизни человека
    • Социально-экономический подход. Тут основной является теория инвестирования Роберта Стембегра. Суть в том, что всегда необходимо получать максимальную выгоду при минимальных затратах. Это распространяется не только на материальные блага и вещи, но так же и на чувства, знания и прочие нематериальные блага и вещи. Основным лозунгом является «Находим идеи подешевле, продаем идеи подороже». Так же на эту тему есть очень хороший труд Марка Ранко: «Психоэкономическая модель».
    • Системный подход. На эту тему работал Ирике и показал миру свой труд «Морфологический анализ»
    • Метод синектики. Основным ученым, который изучал этот метод, является Гордон. Он использовал метафоры и аналогии для своего труда: прямая аналогия, личная аналогия, символическая аналогия, фантастическая аналогия

Творчество позволяет  заново открывать «новые миры» в  повседневном мире, причем не только для  нас самих, но и для всех

Но возникает один вопрос, который плавно перетекает в целую  проблему. Это проблема критерия дифференциации творческой и нетворческой деятельности. В существующей литературе часто не различают, например, психологические и социологические критерии творчества, описывая его как процесс создания нового, социально ценного продукта. Возникает вопрос: нового и ценного для кого? Для общества или для индивида? Если без малейшего колебания каждый назовет открытие ученым нового физического закона актом творчества, то как назвать деятельность ученика, решающего школьную задачу нешаблонным методом, или шутку, имеющую смысл лишь в случаях межличностного ситуативного общения?Некоторым авторам удалось разрешить эту проблему посредствам использования терминологических разграничении. Например, то, как сделал Эдвард де Боно в своей книге « Рождение новой идеи».

В отношении того, что является источником творчества, какова его  роль в жизнедеятельности и развитии человечества, высказываются различные  точки зрения.

Психоаналитическая теория творчества (З. Фрейд, К. Юнг) рассматривает два аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты творчества. З. Фрейд полагал, что мотивы творчества связаны с эросом (влечением к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество — это десексуализация, т. е. перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В продуктах творчества (прежде всего — художественного) воплощаются вытесненные стремления и переживания, происходит сублимация.

Другим положением теории 3. Фрейда является утверждение, что важнейший  источник творчества — это подсознание, бессознательные психические процессы. Бессознательное, по 3. Фрейду, — самая  «творческая» часть психики.

К. Юнг утверждал, что бессознательное  полно зародышей будущих психических  ситуаций, новых мыслей, творческих открытий. Оно является источником творческого дара, творческого вдохновения. Юнг выделял в человеке два начала — личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях. «Каждый творческий человек — это некоторая двойственность или синтез парадоксальных свойств. С одной стороны, он представляет собой нечто человечески личное, с другой — это внеличный человеческий процесс. Он есть в высшем смысле этого слова "Человек", коллективный человек, носитель и ваятель бессознательно действующей души человечества. Творческое живет и произрастает в человеке, как дерево в почве, из которого он забирает нужные соки... Аналитическая психология называет это явление автономным творческим комплексом, который в качестве обособившейся части души ведет свою самостоятельную, изъятую из иерархии сознания психическую жизнь и сообразно своему энергетическому уровню, своей силе... на правах вышестоящей инстанции мобилизует Я на службу себе» (1991, с. 277).

Таким образом, с позиций психоаналитических взглядов творческий дар — это  рок, не подвластный сознанию и воле человека.

Так же многие психологи  непрерывно связывают креативность и ум. Считается, что эти две  черты прямопропорционально связаны друг с другом. Существует три основных теории о том, как именно. Самой популярной является та, где говорится, что до показателя IQ150  связаны непрерывно, после чего с прибавлением ума, креативность может и не прибавится. И наоборот – человек может быть очень креативным, но не всегда очень умным

Таким образом, подводя итоги, заметим, что творчество и креативность существовали всегда. Креативные люди всегда делали творческие процессы и изобретали Великие вещи: полет на Луну, мобильный телефон, двигатель внутреннего сгорания, получение энергии Солнца, водопровод, удобные пружинные матрацы, зеркала, дверные замки и многое другое. Этот список можно перечислять бесконечно. Всю свою жизнь мы стремимся к творчеству, все время придумываем и открываем для себя что-то новое, адаптируем наш мир под свои нужды и потребности. Все это является творчеством

Как нельзя лучше одно выражение  описывает значимость творчества в  нашей жизни и наше стремление к нему. Она звучит так:

«Животные подстраиваются под  мир, а мы подстраиваем мир под  себя». Большинство изобретений  и идеи направлены именно на это. И  даже искусство косвенно влияет на подстроение мира под нас.


Информация о работе Сущность творчества — психологическое понимание. Рождение новой идеи. Стремление человека к творчеству. Нормативная и творческая деятель