Сущность восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

В нем отражены потребности человека, его интересы, стремления, желания. Восприятие всегда имеет эмоциональную составляющую, потому, что отношения человека к воспринимаемому предмету делает этот предмет эмоционально окрашенным. При восприятии предмета или явления, мы всегда осмысливаем воспринимаемый образ, используем при этом и свою память, и свое мышление.
Целью данной контрольной работы является раскрытие сущности и качеств восприятия.

Содержание работы

1.Введение 3
2.Сущность восприятия 4
3.Основные качества восприятия 8
4.Заключение 15
5.Список литературы 21

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

1. Введение

Восприятие - это сложный  познавательный психический процесс, на основании которого формируется картина мира, окружающего человека. С помощью него происходит отражение реальной действительности.

В нем отражены потребности  человека, его интересы, стремления, желания. Восприятие всегда имеет эмоциональную составляющую, потому, что отношения человека к воспринимаемому предмету делает этот предмет эмоционально окрашенным. При восприятии предмета или явления, мы всегда осмысливаем воспринимаемый образ, используем при этом и свою память, и свое мышление.

Целью данной контрольной  работы является раскрытие сущности и качеств  восприятия.

 

2. Сущность восприятия

Восприятие — это  целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Современная психология восприятия представляет собой достаточно пеструю картину разнообразных подходов, методов и частных концепций, нацеленных на упорядочение непрерывно расширяющегося потока эмпирических данных. Тем не менее проблема восприятия принадлежит к числу классических. Наиболее сильное влияние на ее развитие оказали эмпирическая психология и психология целостности. С точки зрения эмпирической психологии механизм восприятия таков: раздражение органов чувств воспринимаемым объектом вызывает в сознании индивида соответствующую мозаику ощущений, которая затем связывается с кинестетическими ощущениями и прошлым опытом (В. Вундт).

Берлинская школа целостности (гештальтпсихология) предложила рассматривать в качестве первоосновы психических образований не ощущения, а структуру (гештальт).

Главное направление  их исследований касалось организации  элементов зрительного поля (Коффка, Келер).

В отечественной психологии проблема восприятия всегда занимала одно из центральных мест. Здесь восприятие рассматривается как субъективное отражение объективной действительности, как процесс формирования образа этой действительности, который совершается и развивается при взаимодействии субъекта с окружающим миром (Сеченов, Запорожец, Венгер, Зинченко, Ломов).

На современном этапе  можно выделить три ведущих направления исследований психологии восприятия: когнитивное, экологическое и личностное.

Началом появления когнитивного (информационного) подхода послужил резкий скачок в развитии электронно-вычислительной техники. Согласно компьютерной метафоре, познавательная сфера индивида аналогична современной ЭВМ, то есть принимает, хранит и использует поступающую извне информацию. Процесс осуществляется поэтапно (П. Линдсей, Д. Норманн). Центральное место в структуре исследований теперь заняли проблемы распознания образов, формирование различных когнитивных структур, маскировки и селективности восприятия.

Экологический подход представляет собой несколько концепций, объединенных общей направленностью на выявление стимульной структуры окружающей индивида среды (Гибсон и др.). В ее основе лежат два фундаментальных положения: принцип единства организма и среды и постулат непосредственного восприятия стимульной информации. Согласно первому принципу, объектом восприятия выступают не отдельные предметы и их свойства как таковые, а целостные динамические события.

Постулат непосредственного  восприятия гласит: главное не то, как совершается процесс восприятия, каковы его средства и механизмы, а то, что отражается в этом процессе, что является его действительным стимулом.

Согласно личностному  подходу, вместо изучения ощущений и  восприятия как некоторых природных свойств организма выдвигается задача реконструкции человеком образа окружающей действительности (Келли, Найсер, Петренко, Шмелев и др.). Чтобы разобраться в потоке впечатлений и адекватно себя вести в своем окружении, человек должен извлекать существенное из всей этой информации, объяснять происходящие события, прогнозировать результаты своего поведения (подобно ученому). Чтобы преуспеть в этом, человек вырабатывает у себя систему, своеобразную сеть оценочных координат, через которую он начинает воспринимать происходящее.

Гештальтпсихология - одна из школ современной зарубежной психологии, возникшая в Германии в 1-й четверти XX в. и выдвинувшая в качестве основного объяснительного принципа психологии целостное объединение элементов психической жизни, несводимое к сумме составляющих, - гештальт (нем. Gestalt - образ, форма, структура).

Представители: М. Вертгеймер, К. Каффка, В. Келер, К. Левин и др. Выдвигая на первый план целостный характер восприятия, гештальтпсихологии ввели ряд новых понятий (фигура, фон и др.) и законов. Ими открыто более 100 законов гештальта. [3, с. 66]

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. [1, с. 201]

Процесс восприятия (или отражения целых предметов или ситуаций) требует:

      1. выделения из комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т. п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных признаков;
      2. объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. Если в процессе такого сопоставления гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета, и процесс восприятия предмета завершается. Если в результате сопоставления согласованности гипотезы с реально доходящей до субъекта информацией не возникает, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не придет к нужному решению, иначе говоря, пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.

При восприятии знакомых предметов (стакана, бутылки, стола) этот процесс узнавания предмета происходит очень быстро, и человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов процесс их узнавания оказывается гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах.

Воспринимающая (перцепторная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем эта близость тем больше, чем новее и сложнее воспринимаемый предмет. Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределом одной модальности, но включает в свой состав результат совместной работы нескольких органов чувств (анализаторов), в процессе которой сложились представления, сформировавшиеся у субъекта.

Процесс восприятия предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне, и в его состав всегда входит высший уровень психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно регистрирует их признаки. Выделяя и объединяя существенные признаки, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, называет их и тем самым глубже познает их свойства и относит их к определенным категориям. [4, с. 122]

Физиологической основой  восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. [1, с. 178] 

Восприятие не только связано с действием, с деятельностью  и само оно специфическая, познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нём чувственных качеств предмета. В восприятии чувственные качества как бы извлекаются из предмета - для того, чтобы тотчас же быть отнесёнными к нему. Восприятие - это форма познания действительности.

Процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность «прощупывания», обследования, распознавания  предмета через образ; возникновение  образа из чувственных качеств в  свою очередь опосредовано предметным значением, к которому приводит истолкование этих чувственных качеств. Это предметное значение как бы апперцепирует, вбирает в себя и истолковывает чувственные данные, возникающие в процессе восприятия. [2, с.276]

Восприятие выполняет  отражательную и регулятивную функции. Образы восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориентировку и регулирование поведения в соответствии с объективными условиями среды и субъективными потребностями воспринимающего субъекта деятельности и поведения. [3, с. 65]

Восприятие строится на чувственных данных ощущений, доставляемых нам нашими органами чувств под воздействием внешних раздражений, действующих в данный момент. Попытка оторвать восприятие от ощущений явно несостоятельна. Но восприятие вместе с тем и не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведённый прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и - в известном смысле - также его чувства и эмоции. [2, с. 277]

Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).

Говоря о роли желания  воспринимать объекты окружающего  нас мира, мы невольно доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства. Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие —  это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. [1, с. 178]

Выделяют два фактора  восприятия: внутренние и внешние. При  всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних  факторов, оказывающих стабильное воздействие  на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

  • люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;
  • люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера;
  • люди по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние (потребности и ожидания) они имеют во время восприятия сигнала.

Внешними факторами, влияющими  на восприятие человеком действительности, являются следующие:

  • интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее);
  • подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются в большей степени, чем неподвижные);
  • размер (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие);
  • состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.).

Внутренними являются:

Установка восприятия - ожидание увидеть  то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация - человек видит то, в чём нуждается или что считает важным. Опыт - человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция - восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности - оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, - в неблагоприятном.

Классификация видов восприятия.

По модальности (по анализаторам) выделяют:

      1. зрительное,
      2. слуховое,
      3. осязательное,
      4. обонятельное,
      5. вкусовое.

Восприятие зрительное - это восприятие преимущественно в системе зрительного анализатора. Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета. Зрительный аппарат приспособлен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы предмета. Зрительная система человека и животных позволяет воспринимать не только отдельные признаки предметов, но и целостные геометрические формы или структуры. Для обеспечения длительности сохранения образа нужны движения глаза (А.Л. Ярбус). Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.

Информация о работе Сущность восприятия