Сущность защитных механизмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

Проекция. Возвращение на более ранний уровень развития или обращение к способу выражения, который прост, примитивен и был эффективен в раннем детстве. Детское поведением, когда ребенок на любое обвинение в свой адрес говорит: "Это ты" или "Ты сама такая". Это и есть проекция в своем раннем проявлении, когда она действует в качестве защиты против агрессии со стороны родителей.

Файлы: 1 файл

Сущность защитных механизмов.doc

— 24.50 Кб (Скачать файл)

Ковалёв Саша  15201.10

Сущность  защитных механизмов

Проекция. Возвращение на более ранний уровень развития или обращение к способу выражения, который прост, примитивен и был эффективен в раннем детстве. Детское поведением, когда ребенок на любое обвинение в свой адрес говорит: "Это ты" или "Ты сама такая". Это и есть проекция в своем раннем проявлении, когда она действует в качестве защиты против агрессии со стороны родителей.

Классическим  примером проекции является случай описанный Фрейдом, когда к нему обратилась женщина с ревностью в адрес мужа, который ей, вроде как, изменял. Психиатрическое исследование показало, что женщина страдала бредом ревности. А психоаналитическое исследование показало, что причина бреда ревности заключалась в сильных сексуальных чувствах, которые испытывала эта женщина к своему зятю. Но ее высокие моральные принципы не позволяли даже думать об этом (она и не думала, ведь конфликт был бессознательным), поэтому выходом из этого конфликта явилась психологическая защита проекция. Мужу были бессознательно приписаны стремления к прелюбодеянию, что спасало женщину от укоров ее совести (раз муж такой плохой, то она не столь плоха). У древних евреев был обычай, когда они отпускали в пустыню козла, "нагруженного" их пороками, козел погибал в пустыне от жажды и голода, а они освобождались от своих пороков. Такой козел назывался козлом отпущения.

Инверсия. Подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами.

Например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе. Это может выражаться в его поведении – непослушании, желании сделать наперекор матери.

Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минмальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

Пример:

Голодная кума Лиса залезла в сад,   

В нем  винограду кисти рделись.   

У кумушки  глаза и зубы разгорелись;

А кисти  сочные как яхонты горят;   

Лишь  то беда, висят они высоко:   

Отколь  и как она к ним ни зайдет,      

Хоть  видит око,      

Да зуб  неймет.   

Пробившись  попусту час целой,

Пошла и  говорит с досадою: "Ну, что  ж!      

На взгляд-то он хорош,   

Да зелен - ягодки нет зрелой:   

Тотчас  оскомину набьешь".

И. А. Крылов. Лисица и Виноград 

Сублимация. Преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемые формы активности. Сублимация принимает самые различные формы. .

Например, садистические желания можно сублимировать, занимаясь хирургией.. 
 
 

Вытеснение (репрессия) можно определить как забывание. Когда в психоанализе говорят о вытеснении, имеют в виду не "просто" забывание, а забывание неприемлемых для сознания содержаний (репрезентаций) - это, чаще всего, несовместимые с моральными принципами желания или травматичные переживания. Изъятие из сознания отрицательной информации, но не полностью, а сохраняя мотив собственной деятельности. Особенности защитного поведения: бессознательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость.

Пример. На бытовом уровне вытеснение может быть легко обнаружено. Например мы говорим: «я смотрю телевизор, чтобы забыться, чтобы не думать о плохом», «я пошла на концерт, чтобы отвлечься», «для того чтобы отвлечься мне нужно сменить обстановку».

Реактивное  образование (инверсия). Это противозагрузка в виде разрешенного распределения энергии влечения, изъятой из запретных репрезентаций. Подменяет поведение или чувство на диаметрально противоположное.

Пример: растет ребенок, который в силу разных причин имеет высокую склонность к проявлению агрессии, которое усиливается, возможно, излишней строгостью папы и бессилием в конкуренции с ним за внимание (любовь) мамы. Свою злость и негодование за поражение в Эдиповом соперничестве он отыгрывает, отрывая крылышки мухам и препарируя гусениц. Бессознательно этот садизм выражает представления о том, как он побеждает папу (запретная репрезентация). Но одновременно он любит папу (конфликт). Такое его поведение вызывает порицания мамы, за внимание которой он и борется (конфликт). В результате, в школе этот мальчик вступает в кружок юннатов, а потом в общество по защите животных, переведя свою агрессию в адрес фирм-производителей меховых изделий. 
 

Регрессия. Развиваясь, ребенок переходит с одной ступеньки своего развития на другую. Регрессией называется обратный шаг-другой на предыдущие ступеньки. Например, когда человек в экстремальной ситуации начинает вести себя как ребенок - можно говорить, что он регрессировал. Нельзя путать регрессию с регрессом, который происходит при возрастных изменениях в мозге и именуется инволюционным психозом, когда старый человек "впадает в детство"; в отличие от регресса, регрессия - процесс обратимый и не связан с мозговыми изменениями.

Например, взрослый человек в моменты, когда он нервничает, может грызть ногти, возвращаясь к детскому типу поведения. 

Информация о работе Сущность защитных механизмов