Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:08, реферат
Описание работы
Ответственность человека, осознание которой столь важно для экзистенциального анализа - это ответственность перед неповторимостью и уникальностью каждого человеческого существования; существования ответственного перед лицом своей конечности. Эта конечность жизни не делает ее бессмысленной; напротив, смерть делает жизнь осмысленной. Мы сказали, что неповторимость жизни включает в себя неповторимость каждой ситуации; единственность жизни включает единственность каждой судьбы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3-5 СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 5-8 НО ЧТО НЕСУТ ЭТИ ДВА СЛОВА? 9 ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ 9-10 СВОБОДА 10
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 11- ДИАПАЗОН МЕЖДУ СВОБОДОЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ 12-23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24-25 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Все это составляет предмет
изучения многих наук, которые к проблемам
свободы подходят с социологических, экономических,
политических, психологических, юридических,
нравственных, исторических, медико-биологических
и других позиций. Опираясь на данные частных
наук, философы размышляют о свободе, синтезируя
эти данные, выявляя ее объективации, сущность,
содержательные элементы, мировоззренческие
аспекты, взаимосвязи и взаимозависимости
с социальной ответственностью, другими
проявлениями человеческой природы, общеисторические
и социальные характеристики данного
феномена.
Второй крупный этап “шествия
к свободе” связан с прогрессом в производительной
силе труда, а следовательно, и со значительным
увеличением массы изготавливаемых товаров,
ростом рынка, который становится международным.
Сама рабочая сила, или способность к труду,
приобретает свободный, независимый характер,
но в рамках вещных отношений, диктуемых
собственниками средств производства.
Для достижения третьей
ступени в развитии свободы, именуемой
свободной индивидуальностью или свободной,
неотчужденной, всесторонне и гармонично
развитой личностью, требуется нечто неизмеримо
большее, чем то, что достигнуто ныне в
эволюции социума и его граждан.
Такая индивидуальность,
будучи действительно, а не наполовину
свободной, будет отличаться универсальным
развитием своих внутренних потенций,
противоположным нивелированию и обезличиванию
людей. И, что особенно важно, свободная
индивидуальность явится в своей субстанции
уже не мерой свободы и независимости
человека от общества, а специфическим
критерием социальности, мерой связи и
единства с обществом и природой.
Свобода воли должна быть
осознанной, соизмеренной с волей других
людей, их общностей; с правом - волей, возведенной
государством в закон. Волевая деятельность,
волевые отношения людей в конечном счете
детерминированы экономически и политически,
но лишь в конечном счете. Реально они
настолько самостоятельны и даже “самостийны”,
что представляют собой относительно
автономную сферу человеческой деятельности.
Свобода воли - не идеалистическая “чепуха”
и “лжепроблема”, а реальный фактор человеческого
существования, общественной жизни.
Свободный человек принимает
решения по собственной воле. Однако насколько
эти решения и сама свободная деятельность
человека согласуются с волей и деятельностью
других людей, групповыми и общественными
интересами? Так свобода и ответственность
личности становятся двумя взаимосвязанными
и взаимообусловливающими друг друга
характеристиками ее бытия. Между тем
сторонники абсолютной свободы воли полагают,
что поскольку поведенческие поступки
человека строго детерминированы внешними
условиями и обстоятельствами, он не может
и не должен нести ответственность за
социальные последствия этих поступков.
Считается, таким образом, что воля человека
не может быть свободной при сохранении
внешней детерминации: либо свобода, либо
необходимость.
Свобода порождает
добро, а несвобода, рабство во
все времена плодили зло.
Свобода и ответственность
представляются нам как противоположности.
Нам говорят - без ответственности не бывает
свободы. Точнее нам говорят еще жестче
- ты хочешь свободы - но ты помни, что за
это бывает. Нас пытаются ограничить, не
дать поступать, как мы хотим, проявлять
свою свободу. И ответственность здесь
используется, как способ ограничения.
В руках тех, кто хочет нами владеть, ответственность
- средство власти.
Заключение
Целью данной контрольной
работы выступал анализ свободы и ответственности
личности.
Были реализованы следующие
задачи:
1. Провести анализ литературы
по данной тематике.
2. Рассмотреть свободу
и ответственность личности.
3. Проанализировать современное
состояние вопроса свободы и
ответственности.
И в заключение необходимо
отметить, что различие между свободами
человека и гражданина состоит прежде
всего в том, что любой гражданин - это
человек, но не каждый человек - гражданин.
То есть эти понятия отличаются по своему
объему. С свободами человека связаны
такие слова, как "любой", "каждый
человек", "никто", "все лица",
а с свободами гражданина - "гражданин",
"граждане данного государства",
"правовой статус человека". Свобода
гражданина существуют "здесь" и
"сейчас", то есть на определенном
этапе исторического развития данной
страны. В каждом государстве конституция
провозглашает и наделяет своих верноподданных
определенными правами, свободами и обязанностями.
Между государствами в этом отношении
могут быть существенные отличия, особенно
между демократическими и тоталитарными
политическими системами.
Свобода же человека носят
всеобщий и универсальный характер, они
присущи любому человеческому существу,
кем бы он ни был, где бы ни находился. Свобода
человека - это неотъемлемое, естественное
свойство личности. Они составляют духовно-нравственную
основу прав гражданина. В рамках определенного
государства и правовой системы свобода
гражданина выступают как субъективные
юридические права. Они представляют собой
вид и меру возможного поведения, предоставленную
законом гражданину страны в целях удовлетворения
его интересов.
Различия между свободами
человека и гражданина выражаются и в
том, что основная роль прав человека -
обеспечение большей свободы и формирование
самобытной личности. Главное же значение
прав гражданина состоит в унификации,
гарантировании правового равенства различных
по своим индивидуальным особенностям
людей.
Признание различий между
свободами человека и гражданина имеет
важное теоретическое и практическое
значение. Их смешение, как показывает
исторический опыт, чревато серьезными
социально-политическими потрясениями
для общества. Это ярко проявилось во время
Великой французской революции, Октябрьской
революции в России и в последующий период,
а также в условиях многочисленных современных
этнических и религиозных конфликтов
и т.д.
Свобода и ответственность
- это ЦЕЛОЕ. Они слиты воедино. Наш ум делит
мир на противоположные части, мир ума
двоится. Мы легко видим день и ночь, право
и лево, конец и начало, жизнь и смерть,
мужчину и женщину, верх и низ, плохое и
хорошее, голод и сытость, тепло и холод
- список бесконечен. Но ум не умеет видеть
ЦЕЛОЕ, то есть ЕДИНСТВО этих противоположностей.
А единство их в том, что друг без друга
противоположностей не бывает. Отнимите
у медали одну сторону - медаль ИСЧЕЗНЕТ,
ее просто не будет. Противоположность
не может существовать без своего "антипода".
Если нет тьмы - как вы увидите свет?
Список
литературы
1. Алексеев П.В., Панин
А.В. Философия. - М., 2005.
2. Максимов А.М., Природа
человека и его свобода., 2005.
3. Лосский Н.О., Свобода
воли. Избранное. - М., 2004.