Своеобразие строительных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Кто из детей не увлекается этим интересным для них делом! Они возводят дома и дворцы, прокладывают дороги, пускают по ним машины.
Чем же конструирование привлекает ребенка? Прежде всего тем, что оно близко к играм и настоящей трудовой деятельности. В нем дети-дошкольники удовлетворяют свою потребность в игре ; в нем находит отражение их стремление действовать как взрослый, быть на него похожим.
Конструктивный материал может быть очень разнообразным.

Содержание работы

Введение.
Своеобразие строительных игр.
Воспитательно-образовательная ценность игр.
Методика обучения игровым умениям. Виды конструирования.
Условия, необходимые для организации строительно-конструктивных игр.
Значение строительного материала в детских играх.
Содержание построек и качество игровых умений детей конкретной возрастной группы.
Используемая литература.

Файлы: 1 файл

План.docx

— 89.97 Кб (Скачать файл)

  Главная идея этой  методики заключается в том,  чтобы вести ребёнка от подражания  действия взрослого к самостоятельному  решению конструктивных задач  возрастающей трудности. Основные  умения дети приобретают на  занятиях, в совместной деятельности  со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя, в самостоятельные игры со строительным материалом.

  Для того чтобы формировать  у детей интерес к играм  со строительным материалом, педагог  использует различные приёмы. Строит  сам в присутствии детей младшего  дошкольного возраста, вовлекает  малышей в обыгрывание постройки.  Использует приём сотворчества: предлагает детям достроить, перестроить,  преобразовать постройку. 

  Для возникновения  и укрепления интереса к играм  со строительным материалом много  даёт ознакомление со строительством  в действительной жизни. На  прогулках, экскурсиях целесообразно  обращать внимание дошкольников  на особенности разных сооружений: как построен мост, чем отличается  жилой дом от здания художественного  назначения и т.п. Обогащая  детей впечатлениями, знаниями  о различных сооружениях, педагог  должен вести их к усвоению  обобщённых представлений, т.е.  что постройки имеют определённое  назначение, составные части, формы,  пропорции, расположение в пространстве, украшения. 

  В процессе обучения  конструктивным умениям используются  различные методические приёмы: демонстрация образца; показ способов  постройки с объяснением приёмов  конструирования; постановка проблемной  задачи; сообщение темы постройки  с указанием условий, которым  она должна соответствовать.

  Методика обучения  детей конструктивным умениям  уточняется в зависимости от  вида конструирования. В теории  и практике сложилось несколько  видов конструирования.

  Конструирование по образцу-самый распространённый вид, он имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов.

  Конструирование по заданной теме-подводит ребёнка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы её решения ограничены темой.

  Конструирование по собственному замыслу-здесь ребёнок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует её, подбирает необходимый материал, реализует замысел.

  Конструирование по условиям- содержит большие развивающие возможности. Проводится после того как дети научатся строить тот или иной предмет, здание. Исходя из заданных условий, ребёнок должен самостоятельно определить длину и высоту постройки и др.

  «Стройка по моделям»-вид конструирования, разработанный А.Р.Лурия. Ребёнку предлагается модель постройки, на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты. Ребёнок сначала анализирует модель: выделяет составные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели. Начинаются мысленное комбинирование предлагаемых геометрических фигур, их перемещение по отношению друг к другу.

 При организации любого  вида конструирования необходимо  разумное комбинирование обучающего  воздействия педагога и самостоятельности,  творчества детей. 

 

 

 

 

 

 

 

5.Условия, необходимые для организации  строительно-конструктивных игр.

  Для развития игровой  деятельности детей необходимо  создать такие условия:

  • Организовать игровую среду: подобрать необходимый строительный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей.
  • Обеспечить время и место для игр со строительными материалами. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания.
  • Бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребёнок любит «возвращаться» к своим постройкам, вносить в них изменения. Поэтому надо воспитывать у всех детей осторожное, внимательное отношение к собственным и чужим постройкам; показывать постройки товарищей, учить замечать успехи других и радоваться им.
  • Создавать условия для обыгрывания построек.
  • Объединять детей для совместных построек из конструктора. Создавать ситуации, когда ребёнок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других детей. Вносить элемент состязательности.
  • Учить детей бережно обращаться с конструктивными и строительными материалами, аккуратно разбирать постройку, поделку из конструктора, раскладывать детали, формы по ячейкам стеллажа, корбки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение строительного материала в детских играх.

  Играя в строительные  игры, дети подмечают разнообразие  форм предметов, их величину, улавливают  красоту сочетания деталей. В  процессе стройки дети сравнивают  отдельные части своей постройки  с моделью, что приводит к  развитию способности замечать  возможные несоответствия величин  и форм постройки заданному  образцу. Но сами дети часто  не видят этих несоответствий, не замечают разных форм и  цветов деталей в постройке.  Необходимо обращать внимание  детей на данную сторону строительной  деятельности. Это помогает развивать  у них художественный вкус  и создает возможности для  достижения более высоких результатов  в архитектурном оформлении построек.  
Сравнение содействует развитию простейших суждений детей. Так, например, сравнивая устойчивые и неустойчивые постройки, дети с помощью воспитателя приходят к выводу, что устойчивость зависит от широты основания постройки. Дети сами строили постройки с разным основанием и на основе сравнения могут сделать правильное суждение об их устойчивости или неустойчивости.  
  Для сравнения открываются большие возможности при наблюдении окружающих построек. Дети сравнивают их по величине, высоте, материалу, из которого они сделаны. В результате сравнения представления об окружающем становятся более отчетливыми, что расширяет возможности детских строек. Так, на основании жизненных наблюдений и сравнений они строили здание клуба, детский сад, школу, новый дом.   
Процесс педагогического руководства игрой должен быть направлен по пути развития у детей таких качеств мыслительной деятельности, которые давали бы возможность обдумывать разные стороны строительного процесса: более или менее ясно представить замысел (название постройки, качество, размер), условия его реализации, место, где строить, из какого материала лучше строить, есть ли все, что нужно для того, чтобы данную постройку можно было развернуть.  
  В развитии строительной игры большое значение приобретает готовая конструкция в виде постройки из строительного материала, сделанной воспитателем, и предложение воспроизвести ее. Это представляет для детей серьезную мыслительную задачу. На первых порах решение этой задачи доступно не всем детям. С решением ее успешно справляются лишь те дети, которые имеют опыт конструирования.  
  Подготовка детей к школе является одной, из важных задач детского сада. Естественно, что и педагогическое руководство строительной игрой не может стоять в стороне от решения этой задачи.  
  В связи с этим в развитии строительных игр детей большое значение приобретают игры с мелкими строительными материалами. В этих играх у детей развивается точность зрительного анализа величины и формы деталей, незначительно отличающихся друг от друга, мелкая мускулатура рук.  
  Из имеющихся строительных материалов наилучшими являются «Строительный набор», «Строитель», «Маленький архитектор». Из этих материалов можно сооружать как плоскостные, так и объемные постройки. Имеющиеся при наборах рисунки построек позволяют ставить перед детьми задачи различной сложности от простого воспроизведения по наглядному образцу до создания творческих конструкций. Игру с мелким строительным набором можно использовать в подготовительной группе наряду с теми дидактическими играми, которые способствуют точности зрительного восприятия.

 

 

  1. Содержание построек и качество игровых умений детей конкретной возрастной группы.

  Занятия проводилось в первой младшей группе.

Детям было показано, как  построить домик; им были розданы  кирпичики, трехгранные призмы, фанерки. Обращаясь к детям, воспитательница  говорит: «Дети, я вас научу строить  домики. Вот смотрите — это стены  домика. (Поставила кирпичики один на другой.) Это одна стена, это другая, а вот это — окошечко. Теперь сделаю крышу. Вот домик готов. Знаете, кто в этом домике живет?» Дети молчат. «В этом домике живет маленькая  куколка — матрешка. Посмотрела она в окошечко — видит, дети сидят. Здравствуйте, дети, как вас много, тут и Вика, и Амина,и Азалия. Здравствуйте, дети!» 
Азалия отвечает: «Здравствуй» — и протягивает руку. «А теперь вы постройте такие домики. Потом я дам вам игрушки и вы будете играть»,— говорит воспитательница. 
Из 7 человек 4 построили домик правильно, хотя кирпичики ставили неровно. Три человека сразу стали просить игрушки: «Дайте мне машину», «Дайте мне куклу». Рома быстро справился с постройкой и хорошо играл, в процессе игры повторял все слова воспитателя: «Вот стенка и вот стенка, а это окошечко. А это крыша. Вот и мой домик готов. Моя матрешка в окошечко посмотрела, а теперь она гулять пошла». Амина построила домик ровно, воспроизвела все варианты игры, показанные воспитательницей. У Вики и Азилии куклы взялись за руки. Вика: «Они у нас пляшут. Смотрите, как куклы пляшут». 
  Результаты постройки и игры с игрушками доставляют детям много радости. Несмотря на предложение заканчивать игру, дети стремятся еще немного поиграть.

  Основная часть занятия  строится в соответствии с  главными задачами обучения. В  процессе занятий у детей продолжают  формировать положительное эмоциональное отношение к деятельности и ее результату; учат создавать конструкции без показа, только на основе предварительного анализа образца; совершенствуют умение анализировать образец, все более увеличивая самостоятельность каждого ребенка; знакомят с конструированием по графическому образцу; учат складывать разрезные картинки, составляя из частей целое; работают со сборно-разборными игрушками. Большая работа проводится по ознакомлению с конструированием объектов, например зданий, в которых существенной является зависимость конструктивных особенностей от конкретного назначения.

 Таким образом, под  влиянием грамотного воздействия  педагога, направленного на обогащение  конструктивного опыта детей  деятельность дошкольников существенно  прогрессирует, приобретает целенаправленный, богатый по содержанию характер,  а значит, говорит о высоком уровне развития ребенка.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Болотина  Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное  пособие для студентов средних  педагогических учебных заведений/ Л.Р.Болотина, Т.С.Комарова, С.П.Баранов; Издательский центр «Академия» -М., 1997, Гл.15.
  2. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника/ А.Н.Давидчук.-М.;Просвещение, 1975.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  4. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А.Парамонова. М.; «Академия»,2002.
  5. Программа воспитания в детском саду / под ред. М.А.Васильевой;-М., 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Своеобразие строительных игр