Связь темперамента с выбором увлечений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Исследование зависимости выбора увлечений личности от типа темперамента.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по проблеме темперамента;
- рассмотреть теории исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии;
- выделить основное понятие темперамента;
- описать типологию темпераментов;
- установить взаимосвязь темперамента и склонности личности к выбору тех или иных увлечений, хобби.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

2..Спортивные увлечения. Под спортом понимают организованную по определенным правилам деятельность людей, состоящую в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовке к этой деятельности и межличностные отношения, возникающих в её процессе. Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального и материального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков.

3..Творческие хобби. Под понятием творчество понимается процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее [31].

4. Игра. Вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. Также игрой называют форму свободного самовыражения человека, не связанную с достижением утилитарной цели и доставляющую радость саму по себе [31].

5. Путешествие. Под которым принято понимать передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями [31].

          2.2..Связь темперамента с особенностями личности

 

 

Таким образом, можно говорить о том, что каждая личность уникальна и в соответствии с индивидуальными особенностями, склонна выбирать то или иное хобби и вид своей деятельности. Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, однако темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, чего нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент – лишь динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. Таким образом, темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями) [19]. Динамические черты личности  человека  выступают  не только во  внешней манере поведения, не только в движениях - они  проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, а также в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются  в учебных занятиях, в повседневной и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам  -

это различия не по уровню возможности  психики, а по своеобразию ее проявлений.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются  не конечным результатом действий, а cпособом достижения результатов. Именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Кроме того, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои  действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания   психических  процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания [8].

Также темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения  с  такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции,  возбудимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с   повышенной работоспособностью длительной концентрации внимания [13,c.400-401]

Темперамент непосредственно  сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности. 
 Под стилем работы понимается совокупность манер поведения человека в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда [17].

Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме  автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной  деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет уже безразличие к делу и даже апатию. 
 Флегматические черты темперамента учащегося наиболее соответствуют такой учебной и производственной работе, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе. 
Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая. 
 Люди с холерическими чертами темперамента наиболее успешно выполняют работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но они могут со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоят, и будут иметь в ней неизменный успех. Успех им необходим и в теоретическом и производственном обучении. Обучая человека холерического темперамента, приходится почти постоянно его сдерживать. При этом важно научить его самостоятельному анализу своих действий. Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач — а они в период обучения у него бывают часто — он может принять опрометчивые решения. Самообладанию, притормаживанию «разбушевавшихся» чувств можно научить, если во всех подобных случаях «охлаждать» учащегося каким-либо спокойным, но впечатляющим замечанием по поводу его несдержанности, ни в коем случае не унижая при этом его достоинство.

Меланхолик в отношении  эмоциональной возбудимости и впечатлительности  — полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, да в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой — при подавленном. Обучать меланхолика трудно, а в условиях, угрожающих чрезвычайными осложнениями и происшествиями,— опасно и нецелесообразно. 
 Однако несоответствие тех или иных черт темперамента какой-либо профессии или виду производственной работы может быть компенсировано другими психическими свойствами, присущими данной личности или развитыми во время учебной и производственной деятельности. Условия деятельности и воспитание могут изменять степень влияния темперамента на стиль работы человека, усиливая влияние на трудовые процессы положительных для данной профессии черт темперамента и ослабляя влияние отрицательных [17].

 

        2.3. Роль темперамента в выборе увлечений

 

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека и выбора им тех или иных увлечений и хобби. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся в деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру.

Тем самым, можно сделать вывод о том, что темперамент влияет на выбор увлечений личности с точки зрения динамического аспекта деятельности.

Так, сангвиники знают себе цену и всегда уверены в том, что делают. Однако у людей такого типа чувства легко возникают и легко сменяются. Легкость, с которой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживается некоторая склонность к неустойчивости. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Поэтому сангвиники отличаются богатством и разнообразием проявлений выбора увлечений, но главное - крайним непостоянством хобби. Людям такого типа рекомендуется заниматься каким-нибудь делом, которое требовало бы от них наблюдательности, усидчивости и неторопливости. Такому типу темперамента свойственен  и рекомендован выбор творческих хобби. Например, попробовать свои силы в эпистолярном жанре — писать длинные письма или дневники. Кроме того, исходя из того, что сангвиник – это личность с повышенной реактивностью, живо и возбужденно откликающаяся на все, что привлекает его внимание, обладающая повышенной активностью и, будучи очень энергичным и работоспособным, сангвиник активно принимается за новое дело и может долго  работать не утомляясь, людям данного типа свойственен выбор спортивных хобби, а также экстремальных развлечений. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем [16, 19].

Холерики, как и сангвиники, отличаются высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, постоянство в выборе хобби, большая настойчивость. Такой тип людей проявляет склонность к игровым хобби, в частности к азартным играм, а также к спортивным увлечениям [16].

Флегматики более хладнокровные люди. Они производят впечатление скорее склонности к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такие люди медленно приходят в состояние возбуждения, активной работоспособности, но зато надолго. Это заменяет им медлительность вхождения в работу. Положительные черты характера, свойственные этому типу темперамента – выдержанность, глубина мыслей, постоянство, терпеливость, ответственность, надежность. При неблагоприятных условиях флегматик может стать безвольным ленивым, вялыми безучастным к происходящим событиям, замкнутым и медлительным человеком. Такой тип личности не склонен к смене видов деятельности и их целей и более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе. Этому темперамента наиболее присущ такой вид увлечений, как коллекционирование. А также творческие увлечения, не требующие быстрой переключаемости и скорости.

Меланхолик в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности — полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако он часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность. В нормальных условиях жизни человек с таким типом темперамента - глубокий, мягкий, доброжелательный, умеющий сопереживать и сочувствовать. При неблагоприятных условиях он может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека. Неблагоприятными условиями для него могут стать постоянное давление со стороны окружающих. Меланхоликам не свойственен выбор увлечений, требующих сосредоточенности, риска и энергичности. Но в силу таких особенностей, как чувствительность и отзывчивость, эмоциональность и умение сопереживать меланхолик ярко раскрывается в творческой деятельности [16, 10].

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что темперамент, влияя на динамику деятельности личности, может также косвенно влиять на ее

содержательную сторону,  в частности на выбор личностью  тех или иных интересов, хобби  и увлечений. Так как характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека и его характера.

Тем не менее, темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом [19].

Вывод по главе: Таким образом, мы можем говорить о том, каждая личность обладает свойственными только ей интересами и хобби, которые определяются не только характером и направленностью личности, но и темпераментом. Важно отметить, что роль темперамента в деятельности личности скорее динамическая, чем результативная. Установлено отсутствие связи между конечным результатом деятельности и особенностями темперамента. Темперамент - это в большей мере врожденная характеристика, связанная с особенностями нервной системы человека. Поэтому в течение жизни темперамент человека принципиально не может измениться. Темперамент в своей связи с личностью выступает в качестве основы характера личности. Но он определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. Необходимо помнить, что темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы, увлечения и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений.

  

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, на основании  проанализированной литературы, посвященной проблеме темперамента и личности, можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что, во всяком случае, в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.

Можно говорить о том, что специфическая роль темперамента определяется степенью его изменчивости, в особенности изменчивостью проявлений, а также наследственным характером. Развитие личности происходит в активной деятельности и потому обусловлено характером действий и поступков человека. Но в зависимости от различий в темпераменте способы действия и формы реагирования при одних и тех же внешних условиях различны. При этом такие индивидуальные способы действия благодаря участию наследственного фактора имеют устойчивый и постоянный характер – в чем проявляется тесная связь темперамента с деятельностью личности и ее направленностью.

Проявление темперамента характеризует динамику отдельных  психических процессов и всей деятельности в целом. Индивидуальные динамические особенности, связанные  с темпераментом личности, всегда полностью обусловлены содержанием деятельности. Поэтому по динамическим особенностям психической деятельности мы можем судить о том, каково конкретное предметное содержание мотивов и отношений личности – чем именно человек интересуется и какие цели ставит перед собой.

Информация о работе Связь темперамента с выбором увлечений