Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:16, контрольная работа
Когнитивная (познавательная) деятельность состоит из когнитивных действий, которые направлены на достижение когнитивных целей. Когнитивная цель - это представление о результате когнитивного действия. Способ выполнения когнитивных действий называется когнитивной операцией или приемом. Когнитивные цели имеют предметно специфический и общелогический компоненты. Например, признаки, входящие в понятие составляют его предметно специфическую часть. А способы их соединения, структура, или форма, понятия – общелогическую часть.
Контрольная работа
Тема : «Таксономия учебных целей в когнитивной области»
Когнитивная (познавательная) деятельность
состоит из когнитивных
В обучении когнитивные цели ставит учитель. Ученик принимает эти цели и достигает их в своей учебной деятельности. Когнитивные цели составляют основное содержание учебных целей, или целей обучения. Школьное обучение это когнитивное обучение, в отличие, например, от ремесленного обучения. Когнитивные цели как учебные подразделяются на образовательные и развивающие. Иначе говоря, на цели усвоения знаний и цели овладения способами оперирования ими. Приобретенные субъектом знания и умения составляют его обученность.
В школьном обучении эти цели разведены. Сначала дети усваивают знания, а затем учатся их применять при выполнении упражнении и заданий. Такое разделение когнитивных целей ведет к непреодолимой пропасти между знаниями и основанными на них умениями, отрыву слова от дела, теории от практики. Порождает массу проблем массового обучения. Школа их испытывает со времени Я.А.Коменского (1592 - 1670). Великая дидактика была опубликована в 1638 году.
«Знаниевые» когнитивные цели оцениваются рангом ниже, чем умениевые. Ранг когнитивной цели – это уровень ее когнитивной сложности, требующей когнитивной активности соответствующего уровня сложности. На представлениях об иерархии когнитивной сложности когнитивных целей строятся различные системы таксономий когнитивных целей в обучении. Или, иначе говоря, различные таксономии учебных целей в когнитивной области. Таксономия (систематика) – система классификационных предметов, принципов или факторов, построенная в соответствии с их сущностными и логическими взаимосвязями. Таксон – систематическая группа любой категории.
Таксономический подход изображает когнитивное развитие как процесс интеграции, объединения простых и элементарных когнитивных структур (восприятия, памяти) в более сложные (мыслительные, интеллектуальные), которые ответственны за выполнение соответствующего уровня действий и процедур. Этот подход показывает, что генеральной линией когнитивного развития является не дифференциация когнитивных структур, а их интеграция. Новые структуры не становятся в ряд со старыми структурами и не сосуществуют с ними как самостоятельные единицы.
Как утверждал Л.С.Выготский: «Высшие психические функции не надстраиваются, как второй этаж, над элементарными процессами, но представляют собой новые психологические системы, включающие в себя сложное сплетение элементарных функций, которые, будучи включены в новую систему, сами начинают действовать по новым законам». Далее он пишет: «Эти психологические системы, эти единства высшего порядка, заступающих место гомогенных, единичных, элементарных функций, мы условно называем высшими психическими функциями».
Таксономия является главным инструментом
конструирования вопросов и
заданий в рамках наиболее элементарной
единицы учебного содержания (отдельного
вопроса темы образовательной программы
или стандарта). Она позволяет
учителю построить систему
Таксономию можно
Фундаментальной, ставшей
уже поистине классической является концепция таксономии учебных целей,
разработанная группой американских психологов
и педагогов под руководством профессора
Чикагского университета Бенджамина Блума
в начале 50-х гг. Российскому читателю
она известна по отдельным публикациям
в русле проблемы педагогических технологий.
Термин
таксономия означает систематизацию,
классификацию объектов по определенным
критериям и принципам с целью конструирования
их иерархии (последовательности, очередности
расположения в определенной структуре).
Несмотря на то что таксономия Блума была
разработана более 40 лет назад, она до
сих пор остается одной из самых популярных
систематизации учебных целей в среде
как ученых-педагогов, так и учителей-практиков.
Она является наиболее полной и охватывает
различные области учебной деятельности
учащихся: когнитивную, аффективную, психомоторную.
Остановимся на систематизации учебных
целей в когнитивной (познавательной)
сфере.
Таксономия Блума
построена на следующих четырех принципах:
- практической направленности: таксономия
должна отражать теорию целеполагания,
а также быть эффективным инструментом
для учителя- практика;
- психологическом: таксономия должна
базироваться на современных достижения
психологической науки;
- логическом: таксономия должна быть логически
завершенной и обладать внутренней стройностью;
- объективности: иерархия целей не означает
иерархии их ценностей.
С учетом данных
принципов и была разработана таксономия
учебных целей, когнитивная область которой
имеет следующие шесть уровней: знание,
понимание, применение, анализ, синтез
и оценка. Уровень знания предполагает
разработку учебных целей, направленных
на запоминание, распознавание и воспроизведение
базовых элементов учебной информации
в предметной области. К целям этого уровня
можно отнести формирование знаний трех
категорий: специфические знания (например,
даты, факты, числа, термины, названия);
процедурные знания (например, критерии,
направления, категории, классы); абстрактные
знания (например, принципы, аксиомы, теоремы,
обобщения, теории, структуры).
Уровень понимания
включает в себя учебные цели трех категорий:
- перевод (например, умение перевести
задачу с практического языка на язык
математики);
- интерпретация (например, умение объяснить
полученное математическое решение на
практическом языке);
- экстраполяция (например, умение перенести
полученные знания в схожую ситуацию).
Уровень применения
предполагает сформированность прикладных
умений учащихся по использованию знаний
в практических ситуациях. Он может быть
также представлен соответствующими подуровнями:
применение понятий; применение методов,
алгоритмов; применение теорий.
Уровень анализа содержит
учебные цели по следующим категориям:
- анализ элементов (расчленение, разделение
целого на части);
- анализ отношений (установление связей
между элементами);
- анализ принципов (систематизация элементов).
Уровень синтеза,
включающий в себя учебные цели по формированию
умений "составления целого из отдельных
частей", состоит из категорий:
- синтез идеи (например, поиск идеи решения
проблемы);
- синтез процедуры (например, разработка
плана, последовательности операций по
решению задачи);
- синтез структуры (например, построение
функции, множества, группы).
Уровень оценки, предполагающий
сформированность диагностических умений
и развитость критического мышления, содержит
категории:
- оценка с опорой на внутренние знания
и убеждения (аргументированность, логика,
конструктивность);
- оценка с опорой на внешние критерии
(стандарты, правила, нормы).
Наряду с безусловными преимуществами
таксономия Блума имеет и некоторые недостатки.
Так, в таксономии, претендующей на систематизацию
учебных целей в когнитивной области,
нечетко просматривается сама когнитивная
структура на уровне восприятия, памяти,
мышления, интуиции и других процессов.
Наблюдается некоторая повторяемость
категорий на различных уровнях учебных
целей, например категория экстраполяции
на уровне понимания во многом созвучна
категории применения понятий. Недостаточно
проработано звено "применение - анализ
- синтез" с точки зрения их иерархии.
Многим критикам эти уровни кажутся рядоположенными
и практически одинаковыми по "когнитивному
весу".
Источники
1. Конспект
2. www.portalus.ru
Информация о работе Таксономия учебных целей в когнитивной области