Таксономия учебных целей в когнитивной области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Когнитивная (познавательная) деятельность состоит из когнитивных действий, которые направлены на достижение когнитивных целей. Когнитивная цель - это представление о результате когнитивного действия. Способ выполнения когнитивных действий называется когнитивной операцией или приемом. Когнитивные цели имеют предметно специфический и общелогический компоненты. Например, признаки, входящие в понятие составляют его предметно специфическую часть. А способы их соединения, структура, или форма, понятия – общелогическую часть.

Файлы: 1 файл

таксономия учебных целей в когн. обл..doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема : «Таксономия учебных целей в когнитивной области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 г. Коркино

                                                                                            Психология образования

                                                                                            Крафц Т.А.

 

 Когнитивная (познавательная) деятельность  состоит из когнитивных действий, которые направлены на достижение когнитивных целей. Когнитивная цель - это представление о результате когнитивного действия. Способ выполнения когнитивных действий называется когнитивной операцией или приемом. Когнитивные цели имеют предметно специфический и общелогический компоненты. Например, признаки, входящие в понятие составляют его предметно специфическую часть. А способы их соединения, структура, или форма, понятия – общелогическую часть.

В обучении когнитивные  цели ставит учитель. Ученик принимает  эти цели и достигает их в своей учебной деятельности. Когнитивные цели составляют основное содержание учебных целей, или целей обучения.  Школьное обучение это когнитивное обучение, в отличие, например, от ремесленного обучения. Когнитивные цели как учебные подразделяются на образовательные и развивающие. Иначе говоря, на цели усвоения знаний и цели овладения способами оперирования ими. Приобретенные субъектом знания и умения составляют его обученность.

В школьном обучении эти цели разведены. Сначала дети усваивают знания, а затем учатся их применять при выполнении упражнении и заданий. Такое разделение когнитивных целей ведет к непреодолимой пропасти между знаниями и основанными на них умениями, отрыву слова от дела, теории от практики. Порождает массу проблем массового обучения. Школа их испытывает со времени Я.А.Коменского (1592 - 1670).  Великая дидактика была опубликована в 1638 году.

«Знаниевые» когнитивные цели оцениваются  рангом ниже, чем умениевые. Ранг когнитивной  цели – это уровень ее когнитивной  сложности, требующей когнитивной активности соответствующего уровня сложности. На представлениях об иерархии когнитивной сложности когнитивных целей строятся различные системы таксономий когнитивных целей в обучении. Или, иначе говоря, различные таксономии учебных целей в когнитивной области. Таксономия (систематика) – система классификационных предметов, принципов или факторов, построенная в соответствии с их сущностными и логическими взаимосвязями. Таксон – систематическая группа любой категории. 

Таксономический подход изображает когнитивное развитие как процесс интеграции, объединения простых и элементарных когнитивных структур (восприятия, памяти) в более сложные (мыслительные, интеллектуальные), которые ответственны за выполнение соответствующего уровня действий и процедур. Этот подход показывает, что генеральной линией когнитивного развития является не дифференциация когнитивных структур, а их интеграция. Новые структуры не становятся в ряд со старыми структурами и не сосуществуют с ними как самостоятельные единицы.

Как утверждал Л.С.Выготский: «Высшие  психические функции не надстраиваются, как второй этаж, над элементарными  процессами, но представляют собой  новые психологические системы, включающие в себя сложное сплетение  элементарных функций, которые, будучи включены в новую систему, сами начинают действовать по новым законам». Далее он пишет: «Эти психологические системы, эти единства высшего порядка, заступающих место гомогенных, единичных, элементарных функций, мы условно называем высшими психическими функциями».

Таксономия является главным инструментом конструирования   вопросов и  заданий в рамках наиболее элементарной единицы учебного содержания (отдельного вопроса темы образовательной программы  или стандарта). Она позволяет  учителю построить систему вопросов различного уровня когнитивной сложности, отвечающих требованиям стандарта образования, повышенного и продвинутого уровней. Эти вопросы учитель ставит перед учениками в ходе всего урока, на всех его этапах: при проверке домашнего задания, в процессе объяснения и первичного закрепления материала, его повторения и контроля усвоения. Подсчитано, что учитель за урок задает классу около ста вопросов. Таксономия позволяет учителю структурировать их по уровню когнитивной сложности и таким образом  стимулировать познавательную активность школьников.

Таксономию можно рассматривать  как модель когнитивного развития. Развитие как процесс есть генезис  его результата: когнитивных структур, ответственных за выполнение познавательных действий различной когнитивной  сложности. Когнитивное развитие как достижение когнитивного результата, выраженного в таксономии, опосредствовано учением (учебной деятельностью). Учение является вторичной формой познания, усвоением педагогически обработанного социально-культурного опыта, в отличие от первичного познания, когда индивид приобретает знания о мире не с чужих слов (устных или письменных), а в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Рефлексию ученика над собственной учебной деятельностью, познание средств и способов этой деятельности, приобретение умения учиться нужно рассматривать как третичную форму познания.  

Фундаментальной, ставшей  уже поистине классической является концепция таксономии учебных целей, разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Чикагского университета Бенджамина Блума в начале 50-х гг. Российскому читателю она известна по отдельным публикациям в русле проблемы педагогических технологий.  
          Термин таксономия означает систематизацию, классификацию объектов по определенным критериям и принципам с целью конструирования их иерархии (последовательности, очередности расположения в определенной структуре). Несмотря на то что таксономия Блума была разработана более 40 лет назад, она до сих пор остается одной из самых популярных систематизации учебных целей в среде как ученых-педагогов, так и учителей-практиков. Она является наиболее полной и охватывает различные области учебной деятельности учащихся: когнитивную, аффективную, психомоторную. Остановимся на систематизации учебных целей в когнитивной (познавательной) сфере. 
 
        Таксономия Блума построена на следующих четырех принципах: 
- практической направленности: таксономия должна отражать теорию целеполагания, а также быть эффективным инструментом для учителя- практика; 
- психологическом: таксономия должна базироваться на современных достижения психологической науки; 
- логическом: таксономия должна быть логически завершенной и обладать внутренней стройностью; 
- объективности: иерархия целей не означает иерархии их ценностей. 
 
         С учетом данных принципов и была разработана таксономия учебных целей, когнитивная область которой имеет следующие шесть уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Уровень знания предполагает разработку учебных целей, направленных на запоминание, распознавание и воспроизведение базовых элементов учебной информации в предметной области. К целям этого уровня можно отнести формирование знаний трех категорий: специфические знания (например, даты, факты, числа, термины, названия); процедурные знания (например, критерии, направления, категории, классы); абстрактные знания (например, принципы, аксиомы, теоремы, обобщения, теории, структуры). 
        Уровень понимания включает в себя учебные цели трех категорий: 
- перевод (например, умение перевести задачу с практического языка на язык математики); 
- интерпретация (например, умение объяснить полученное математическое решение на практическом языке); 
- экстраполяция (например, умение перенести полученные знания в схожую ситуацию). 
 
        Уровень применения предполагает сформированность прикладных умений учащихся по использованию знаний в практических ситуациях. Он может быть также представлен соответствующими подуровнями: применение понятий; применение методов, алгоритмов; применение теорий. 
       Уровень анализа содержит учебные цели по следующим категориям: 
- анализ элементов (расчленение, разделение целого на части); 
- анализ отношений (установление связей между элементами); 
- анализ принципов (систематизация элементов). 
       Уровень синтеза, включающий в себя учебные цели по формированию умений "составления целого из отдельных частей", состоит из категорий: 
- синтез идеи (например, поиск идеи решения проблемы); 
- синтез процедуры (например, разработка плана, последовательности операций по решению задачи); 
- синтез структуры (например, построение функции, множества, группы). 
      Уровень оценки, предполагающий сформированность диагностических умений и развитость критического мышления, содержит категории: 
- оценка с опорой на внутренние знания и убеждения (аргументированность, логика, конструктивность);

- оценка с опорой на внешние критерии (стандарты, правила, нормы). 
 
     Наряду с безусловными преимуществами таксономия Блума имеет и некоторые недостатки. Так, в таксономии, претендующей на систематизацию учебных целей в когнитивной области, нечетко просматривается сама когнитивная структура на уровне восприятия, памяти, мышления, интуиции и других процессов. Наблюдается некоторая повторяемость категорий на различных уровнях учебных целей, например категория экстраполяции на уровне понимания во многом созвучна категории применения понятий. Недостаточно проработано звено "применение - анализ - синтез" с точки зрения их иерархии. Многим критикам эти уровни кажутся рядоположенными и практически одинаковыми по "когнитивному весу".

 

Источники

1. Конспект

2. www.portalus.ru




Информация о работе Таксономия учебных целей в когнитивной области