Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:30, доклад
Доклад про направление телеснориентированной терапии. Предпосылки. Механизмы действия. Техники. Практические результаты.
Танатотерапия
Метод, получивший название ТАНАТОТЕРАПИИ был создан более 20 лет назад московским психологом Владимиром Баскаковым, совместившим в своей работе многолетний опыт психоанализа, опираясь на работы В.Райха, А.Лоуэна и привнеся в него бесценный опыт восточных учений о единстве тела и духа. Традиционно, танатотерапию определяют как одно из направлений телесно-ориентированной психотерапии. В настоящее время создан московский институт танатотерапии, преподавание метода и практическое его применение ведется во многих учебных заведениях и клиниках у нас в стране и за рубежом.
Танатотерапия - это область контакта с процессами умирания и смерти, построенная на принципах моделирования характеристик тела только что умершего человека. Целью является приведение всего человеческого самоощущения к принятию естественности смерти. В этом случае сам акт смерти воспринимается как важнейший, пусть и последний этап жизни, несущий в себе сгусток колоссальной энергии ("катарсис умирающих" по В. Баскакову).
Развитие цивилизации сопровождалось исчезновением духовных, подчас ритуальных упражнений с человеческим телом, и смерть застает сознание человека врасплох и причиняет немыслимые душевные и физические страдания не только умирающему, но и тем, кто находится рядом с ним. Умирание так же естественно, как потребность в пище. Значит, относиться к нему надо как к необходимому физиологическому процессу, который придает жизни полноту и завершенность. Мы боимся смерти, избегаем ее проявлений, не обращаем на них внимания.
Раньше люди готовились к уходу в иной мир: шили погребальные одежды, заранее делали себе гробы и хранили их на виду у домочадцев. Поэтому в сознании каждого человека с детства формировались две вещи: смерть естественна, и к ней можно и нужно готовиться. Но, к сожалению, эта традиция ушла. Утрата культуры правильного, естественного умирания и смерти в настоящий момент - сформировало образ смерти-монстра, мучительной агонии. Даже слово смерть превратилось в табу.
В обычной же жизни человек ежедневно сталкивается с различными аналогами процесса умирания и смерти.
Расслабление как смерть. Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслабляется, сверхконтроль сознания покидает тело и последнее становится объектом предметом (сравни, "покойник", "вечный покой"). В силу этой причины многие техники релаксации в качестве идеального, т. е. максимально расслабленного объекта используют образ тела умершего человека («поз мертвого человека» из йоги).
Сон как смерть. Наилучшим образом это прослежено в сказочной традиции (ожившие персонажи произносят традиционное «как долго я спал»). Большинство молитв «на сон грядущий» и «заутренних» по сути описывают акт покидания душой тела (смерть) и ее возвращение (воскрешение). Механизм целительности сновидений аналогичен механизму целительности танатотерапии: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных («утро вечера мудренее») бессознательных структур, активизация энергии.
Любое окончание, завершение
как смерть. Это и слова песни «расставанье
— маленькая смерть». В архаических и
ряде современных культур любой возрастной
переход (взросление мальчиков, выход
замуж девушек), взлеты и падения в статусе
взрослых людей обычно инициируются через
смерть, что смягчает, устраняет временной
разрыв.
Оргазм, рассматриваемый на Востоке как
«маленькая смерть». В момент оргазма колоссальный энергетический
взрыв сопровождается страхом потери
собственного Я / Self/Эго, что приводит к
максимизации контакта с сексуальным
партнером.
Вышесказанное позволяет положительно оценить роль смерти в жизни человека и позитивно отнестись к имеющемуся опыту работы с процессами умирания и смерти.
В танатотерапии ставка делается на т.н. «иньский» компонент —тотальное расслабление, в отличие от, в основном, используемого в психотерапии «янского» компонента. Янский подход означает, что ставка в психотерапии или терапии, в основном, делается на воздействие с целью изменений в какую-либо сторону. При иньском подходе создаются условия, при которых тело клиента идет навстречу особым характеристикам контакта, устанавливающегося между танатотерапевтом и клиентом. В этом дает идеально проявить себя закон контакта: дать другому человеку можно не больше, чем он может взять, и наоборот, — другой может взять не больше, чем ему могут дать. В этом смысле — воздействие, осуществляемое в танатотерапии, является результатом взаимодействия между клиентом и танатотерапевтом. Это теоретическое, достаточно трудное для понимания и во многом дискуссионное положение хорошо усваивается, опять же, в ходе выполнений телесных приемов танатотерапии.
Естественная смерть (под которой в традициях данной методики понимается смерть, наступившая не в результате насилия или внезапно) на уровне тела умирающего характеризуется максимальной расслабленностью, уходом боли, сниженным или вовсе отсутствующим контролем со стороны сознания, пассивностью ("объектностью", "предметностью"). При правильном расслаблении тело как бы растекается и давит на участки, которые соприкасаются с жесткой поверхностью. Боль возникает там, где ее никогда не было, потому что привычно напряженные мышцы начинают растягиваться. Дыхание замедляется и становится поверхностным. Тело охватывает холод. Если к руке или ноге кто-нибудь прикоснется, в этом месте останется ощущение влажного следа. Одежда, даже самая легкая, вдруг наливается свинцом и давит на тело с невыносимой силой.
В основе танатотерапии лежит воссоздание феномена естественного (правильного) умирания и составления представления о биологическом и социальном теле. Специальные телесно-ориентированные психотехники позволяют пациентам приобрести уникальный телесный опыт, похожий одновременно и на жизнь в самом ее начале и на безболезненную смерть. (В. Баскаков, 1998) Эта тренировка, конечно, не пособие для умирающих, а скорее искусственное воссоздание телесных ощущений, над которыми стоит задуматься. Прошедший сеанс человек не только по-другому начинает чувствовать свое тело, но и приобретает глубокий трансперсональный опыт.
Акцент в танатотерапии
Справедливость в таком случае восстанавливается лишь к концу жизни, в старости, перед смертью. Тело из "фона" явно превращается в "фигуру", заявляя во весь голос о своих правах - болью, бессоницей, одышкой и т.д. Человек возвращается к осознанию и ощущению ценности простейших физических и физиологических актов. В этой связи уместно сравнение детского и старческого тела - своеобразная кольцевидная структура, где концы этого разорванного кольца оказываются близки друг к другу (отсутствие сознания у детей - маразм у пожилых, отсутствие чувств - первичные эмоции у маленьких детей и у глубоких стариков, сепарация/преодоление собственного тела у тех и других). Даже название "старый пердун" точно характеризует специфику телесных проявлений - старческое пожилое тело не способно удерживать зажатыми анальные сфинкторы (кстати, как и младенцы!).
В основе всех человеческих проблем и болезней танатотерапия рассматривает четыре базовые проблемы (Баскаков В., 1998) и соответствующие им части тела (своеобразная "проблемная анатомия"): контроль/сверхконтроль со стороны сознания (голова), чувства/контакты (руки, грудная клетка), сильные чувства/сексуальные отношения (паховая область), опоры (ноги). Телесность в танатотерапии рассматривается и как оппозиция/взаимодействие "социальное"-"биологическое" тело, и как представленное на уровне пяти физических тел: индивидуальное и ряд групповых (семья, организация, государство, цивилизация) (Баскаков В.,1998). Основной характер работы с четырьмя базовыми проблемами в танатотерапии чем-то напоминает своеобразную "телесную оптику": филигранной телесной работой меняют ориентацию своеобразных "зеркал" внутри тела. Тело тотально "заземляется", и контроль отступает и отпускает чувства. Чувства (энергия чувств) запускает механизм поглощения ("абсорбирования") энергии. Поглощение способствует дальнейшему "заземлению" и т.д. Привычные паттерны, блоки и защиты становятся ненужными, утрачивают смысл и значение.
В танатотерапии в качестве средства установления (или восстановления утраченного) контакта с процессами смерти и умирания используется моделирование (в отличие от имитации) смерти, причем, редкого ее вида — т.н. правильной смерти. В основе такой модели — модель тотального расслабления. Тело человека, умирающего правильной смертью, характеризуется рядом специфических параметров. Его чувства спокойны, он иногда даже радостен. Его тело максимально расслабляется; дыхание становится поверхностным и замедленным; руки раскрываются, разворачиваются и ложатся ладонями вверх; ступни ног раскрываются, и сами ноги распадаются; нижняя челюсть отпадает; глаза приоткрываются (не видите ли Вы в таком описании лежащего новорожденного ребенка?).
Работа с пациентом происходит в соответствующей обстановке, под спокойную ("медитативную") музыку. Характерно, что с пациентом может работать как один человек, так и группа специалистов. В последнем случае наблюдается более сильный эффект и глубина погружения в трансовое состояние. От пациента во время сеанса не требуется в буквальном смысле слова ничего. Напротив, желание пациента расслабиться и ощутить какие-либо особые переживания идет во вред, т.к. фиксирует его сознание на привычных и ожидаемых телесных ощущениях, снять которые и является целью танатотерапевта.
Широко применяются групповые занятия, в процессе которых группа под руководством опытного консультанта осваивает приемы танатотерапии и поочередно практикует их. Это несет сильнейшую эмоциональную нагрузку связанную с вхождением в глубокие социальные и телесные контакты с партнерами по группе.
Подготовительное упражнение. Участники семинара усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии. Для этого он просит участника группы выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Как показывает опыт проведения многочисленных семинаров по танатотерапии — практически все изъявившие желание участники ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки — вдоль туловища, причем ладонями вниз Вы же предлагаете занять позицию «звезды» ("фигуру Витрувия" Леонардо да Винчи) с ладонями, обращенными наружу.
Почему же практически
во всех случаях избегается позиция
«звезды»? Все отмечают открытость
и связанную с ней
«Театр прикосновений». Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится «актером», активно-действующим, другой — «зрителем», пассивно-воспринимающим. Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды». Активно-действующий усаживается рядом. Сценой такого театра выступает тело пассивно-воспринимающего. На этой сцене «актер» предъявляет разные типы контактов - игольчатые, точечно касаясь кончиками пальцев разных участков тела партнера; достаточно жесткие, надавливающие всей поверхностью ладони или кулаком; разнесенные по разным участкам тела (одновременно несколько касаний в разных местах тела партнера); разного рода «перекрытия - мосты», например, своей рукой перекрыть обе ноги партнера.
Главное условие правильности выполнения данного приема формулируется как "не спеши!" (именно так, а не, например, "делай медленнее"). Другое важное условие: вы предлагаете активно-действующим выждать некоторое время после начала выполнения приема, а не «набрасываться» на пассивно-воспринимающих. В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме — оно ищет первое прикосновение. Только в таком случае контакты со стороны «актеров» становятся актуальными, принятыми «зрителями».
Цель «актеров» в этом импровизированном театре тела - удивить своих партнеров, причем, удивить постановкой «спектакля», его сюжетом, сценическими ходами. Задача пассивно-воспринимающих — одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач ("чем меня касаются?", "где будут касаться в следующий раз?" и др.).
Время, отводимое на это упражнение - 5–7 минут, после чего партнеры меняются ролями. Хорошо данное упражнение сопровождать музыкой медитативно - релаксационного характера.
Специальное замечание касается окончания
данного и всех последующих упражнений-
«Телесная гомеопатия». В этом приеме мы открываем для себя область т.н. "телесной гомеопатии" и знакомимся с одним из ключевых ее принципов — принципом малых доз и величин. Основатель гомеопатии, врач Ганеман в своих работах сформулировал принцип, который применительно к танатотерапии, можно представить может быть так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.
В демонстрации партнер, на котором вы показываете данный прием, занимает позицию «звезды». Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Первое — устанавливаете контакт. Затем, после достаточно продолжительного времени, прикоснувшись своей рукой, к примеру, к его ступне, вы начинаете плавно и очень медленно (принцип "не спеши" предыдущего приема сохраняется) надавливать и, таким образом, отводить ее в сторону.