Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:21, курсовая работа
Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальные терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Они работают в психиатрических больницах, поликлиниках, центрах психического здоровья, тюрьмах, спецшколах и имеют частную практику. Они работают с людьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии.
Определение
Происхождение
Теоретическая основа
Цели
Польза
Описание
Подготовка
Предупреждения
Обучение и сертификация
Техники танцевально-двигательной терапии
Трансформация движения в коммуникацию
Развитие темы в действие
Внимание к взаимодействию
Использование ритма
Освобождение от напряжения
Работа с реквизитом
Танец стихий
Образ себя, который мы имеем, влияет на нас и подвергается влиянию со стороны всех наших восприятий, переживаний и действий. Человек, воспринимающий себя слабым и хрупким, отличается от того, который воспринимает себя сильным. Также как, когда с ребенком обращаются, как с глупеньким, его образ тела вберет в себя его реакции на впечатления людей и на свои собственные. Шилдер пишет: «Позиционная модель нашего собственного тела связана с позиционной моделью тела других людей. Позиционные модели людей связаны между собой. Мы чувствуем образы тела других людей. Опыт, переживание собственного образа тела и опыт, переживание тела других людей тесно переплетаются между собой. Также как наши эмоции и действия неотделимы от образа тела, также и эмоции и действия других неотделимы от их тел».
Определенным образом концентрируясь на взаимосвязи между движенческим изменением и психологическим изменением в танце-терапии, Чейс утверждает: «Так как движение влияет на образ тела и на изменение психического отношения, то если вы поработаете с чувством искажения образа тела в действии, то это изменит ваше психическое восприятие себя, отношение к себе».
Четвертая область, которая занимается взаимоотношениями души и тела, и на которой большинство танце-терапевтов делают акцент - выразительное движение. Эмоциональное выражение проявляется через тело. Положение тела, жесты, дыхательные паттерны - это несколько примеров движенческого поведения, которое изучается в рамках выразительного движения. Именно качественный аспект движения, скорее как оно происходит, чем статические положения - отражает индивидуальное самовыражение. Олпорт и Вернон пишут: «…ни одно действие нельзя определить, как только выразительное. Каждое действие имеет как невыразительный, так и выразительный аспекты. Оно имеет... свой адаптивный... характер, а также свой индивидуальный характер. Открывание двери, например, эта задача предписывает определенные скоординированные движения, соответствующие этой цели, но также предоставляет определенную свободу для индивидуального стиля в выполнении предписанных движений. Уверенность, давление, точность или терпение, с которой выполняется данная задача, имеют свои особенности. Только эти индивидуальные особенности называются выразительными».
Выразительное поведение - это моторное проявление эмоций, взаимосвязанных в функциональной системе. Клайнз рассматривает выразительное движение как эмоциональное состояние, которое выражается. Его исследование, как эмоции переживаются и коммуницируются, помогает объяснить, как танцевально-двигательная терапия работает с чувствами и их проявлениями в действии. Если мы производим действие или жест, который соотносится с эмоцией (напр., сердито пнуть камень), мы начинаем испытывать соответствующую генерирующуюся висцеральную ответную реакцию. Если это действие повторить несколько раз, то интенсивность эмоционального опыта усилится. Для того, чтобы поощрить переживание и выражение эмоций, танце-двигательный терапевт работает с движенческими паттернами, ассоциирующимися с эмоциями. Например, чтобы поработать с гневом, терапевт может предложить свернуть руки в кулак, крепко их сжать и потрясти ими перед другим человеком. Могут быть и другие инструкции: твердо стоять на месте, напрягая все тело. При потрясении кулаками движение генерирует более специфичный телесный опыт эмоционального состояния. Это обеспечивает обратную связь и петлю взаимодействия между выразительным действием и эмоциональным опытом.
Эмоции могут быть вызваны реальной ситуацией (напр., печаль, когда теряешь друга), восприятием ч. - л. эмоционального состояния (напр., заражаешься страхом, видя страх другого человека), в воображаемой фантазийной ситуации (напр., вспомнив или представив, что застреваешь в лифте) или воспринимая фантазийное состояние в другом человеке (напр., передается переживание боли или вины, демонстрируемое актером).
Использование терапевтом
воображения, действия или эмоции помогает
таким образом кристаллизовать
и интегрировать
Цели
Чтобы сформулировать терапевтические цели, танцедвигательный терапевт должен опираться на уровень развития индивида или группы. Некоторые пациенты не способны вынести идентификацию и прямое выражение чувств. А другие не могут выстроить когнитивную связь со своим движенческим поведением, как отражением себя. Важно помнить, что то, что является разумной и приемлемой целью для одного человека, может быть слишком сложной для другого. Модель развития, которая использует континуум от дисфункционального поведения к поведению функциональному, дает больше возможностей применению холистического подхода. Цели ТД терапии подразделяются на три области - тело и его действие, межличностные отношения и самоосознавание.
Польза
Танцевальная терапия может быть полезна для различных пациентов - психических больных, раковых больных, одиноких пожилых людей и многих других. Танец зачастую является легким способом выражения эмоций, даже если опыт человека настолько травматичен, что он (а) не может говорить об этом. Поэтому танцтерапия используется в работе с жертвами изнасилования, сексуальных домогательств и инцеста. Танцевальная терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.
Танцевальные терапевты работают с людьми, у которых есть хронические и смертельные заболевания, чтобы помочь им соотноситься с болью, страхом смерти и изменениям в образе тела. Люди с этими болезнями говорят, что классы танцтерапии помогают им расслабиться, забыть о боли и эмоциональных проблемах и выразить чувства по отношению к запретным темам (таким как угроза смерти).
Танцевальная терапия применима, как для тех, кто имеет танцевальное образование, так и для тех, кто на танцполе двигается очень неуклюже. В танцевальной терапии акцент ставится на честном выражении чувств и свободном движении, а не на определенных движениях. Дети, которые не могут танцевать сложные танцы и не могут в течение долгого времени сидеть неподвижно (что необходимо в традиционной психотерапии), могут получить пользу от свободно протекающей сессии танцевальной терапии. Даже пожилые люди, которые уже не могут хорошо двигаться, и даже те из них, кто перемещается в инвалидных креслах, могут участвовать в танцевальной терапии. Все, что им требуется, - это двигаться по-своему под ритм музыки.
Танцевальная терапия может быть полезна в ситуации один-на-один, когда терапевт работает только с одним пациентом, что дает безопасность в выражении чувств. Занятия в группе могут дать ощущение эмоциональной поддержки, улучшить навыки коммуникации и способность ставить границы (что жизненно важно для жертв сексуальных домогательств).
Танце-терапевт работает с клиентом для того, чтобы помочь развить более здоровое тело, тело, которое не зажато из-за удерживания напряжения, конфликтов, чувств. Цели включают в себя помощь клиенту активизировать тело, катарсическое освобождение напряжения и чувств, пережить ощущение телесной интеграции и координации и выстроить реалистичный образ тела. Эти цели достигаются путем использования уже существующих движенческих паттернов индивида и поощрения осознавания телесных ощущений, развивая более широкий спектр движений, исследуя возможности выбора в движении и поощряя коммуникацию и выражение посредством телесных действий. Движение, которое ассоциируется с пугающими событиями или чувствами, часто используется на терапевтических сеансах, чтобы помочь клиенту попрактиковать или побольше узнать об этом, чтобы таким образом преодолеть то, что страшит. Этот процесс позволяет уменьшить страх, когда всплывают волнующие переживания или события, т.к тело уже испытало это в символической форме.
Основные техники метода
В настоящее время в 46 штатах США и в 29 зарубежных странах работает более 1200 танцтерапевтов. Как и другие специалисты по психическому здоровью, они используют широкий диапазон техник, чтобы помочь своим пациентам. Вот некоторые из основных направлений танцевальной терапии: фрейдистский подход, юнгианская техника и направление объектных отношений. В то же время, многие терапевты не придерживаются только одного подхода и используют техники разных подходов.
Техника аутентичного движения исходит из юнгианского метода анализа, где люди работают с повторяющимися образами своих снов или фантазий, чтобы постичь смысл своей жизни. Вместо того чтобы просить пациента протанцевать определенную эмоцию, терапевт предлагает пациенту двигаться, когда он (а) чувствует «внутренний импульс». Движение направляется самим пациентом, и терапевт является неосуждающим свидетелем его движения. Предполагается, что такие движения исходят из глубинного уровня сознания пациента.
Во фрейдистской технике танцевальный терапевт работает с пациентом, чтобы раскрыть чувства, скрытые глубоко в бессознательном, через выражение этих чувств в танце.
В технике объектных отношений терапевт помогает пациенту исследовать основные проблемы его жизни, обращаясь к первичным отношениям с родителями. Эмоции выражаются конкретным, физическим образом. Например, пациент может работать со своим страхом потери, приближаясь к терапевту и отдаляясь от него в танце.
Танцевальные терапевты часто используют вместе с танцем другие виды терапии, такие как арт-терапия и драма. Терапевты также обсуждают с пациентом, что произошло во время танцевальной сессии, используя обычную «разговорную терапию». Также они используют во время сессий визуализации. Например, терапевт может предложить пациентам представить, что они танцуют на прекрасном береге моря.
В одной часто используемой технике терапевт зеркально отражает движения пациента, когда тот выражает важные чувства. Это работает особенно сильно во время индивидуальной сессии. Считается, что эта техника обеспечивает чувство безопасности и помогает проверить истинность чувств пациента.
Основное предпосылка танцевальной терапии состоит в том, что когда люди танцуют, они выражают значимые чувства. Кулак, гневно бьющий в воздух, голова, склоненная в смущении, многое значат для танцтерапевта. С помощью танцтерапии, согласно теории, пациентам легче выражать болезненные, пугающие чувства и проживая, освободиться от них. После проживания этих чувств в танце, им легче начать говорить об этих чувствах и перестать выстраивать барьеры между собой и другими.
Предупреждения
Квалифицированный танцтерапевт должен закончить программу по танцевальной терапии, сертифицированную ADTA и должен быть зарегистрирован в ADTA. Он или она не должны быть просто танцорами, а обязательно пройти интенсивное обучение психологии.
Исследования и общее признание
Когда-то танцевальная
терапия признавалась неэффективной,
дающей лишь временное облегчение,
но в настоящее время добилась
большего уважения и признания. Многие
исследования показали, что танцтерапия
может быть эффективным инструментом
помощи людям в преодолении
В исследовании 1993 г., проводившемся на пожилых людях с ослабленными когнитивными способностями, было показано, что танцевальная терапия значительно улучшает их функциональные возможности. У пациентов улучшилось чувство баланса, ритма, общее состояние и социальное взаимодействие.
В 1999 г. пилотное исследование на 21 студентах университета показало, что те из них, кто проходил серию из 4-5 сессий танцевальной терапии в течение 2 недель, значительно уменьшили показатели по широко известному тесту уровня тревожности (Test Anxiety Inventory). Кроме того, как сообщается в отчете, их опыт движения не только принес позитивные изменения, но и дал им ряд психологических инсайтов. Исследователи пришли к выводу, что танцевальная терапия может быть значимым методом избавления от чрезмерной тревожности, и исследования в этом направлении должны продолжаться.
В отчете о другом исследовании 1999 г., представленном на национальной конференции ADTA в ноябре 1999, танцтерапевт Донна Ньюман-Блюстейн сообщала об успешном использовании техник танцевальной терапии при работе с пациентами с сердечными заболеваниями. На занятиях по уменьшению стресса, профессионалы здравоохранения использовали методы танцтерапии, чтобы учить осознаванию тела, расслаблению, самовыражению, творчеству и эмпатии. Согласно Ньюман-Блюстейн, техники танцевальной терапии помогают пациентам в работе с вызывающими стресс чувствами, такими как гнев, увеличивают степень осознанности, делают пациентов более расслабленными, и просто эмоционально помогают им.
Обучение и сертификация
Чтобы пройти обучение, танцевальный терапевт должен иметь опыт в танце и других искусствах, и получить первоначальное психологическое образование. Профессиональный танцтерапевт должен окончить полный курс. Квалифицированный танцтерапевт должен закончить школу. Сертифицированную ADTA, или иметь степень магистра танца или психологии и пройти необходимые часы по танцевальной терапии.
После окончания обучения танцевальный терапевт может зарегистрироваться в ADTA, что позволяет начать практику. После двух лет работы он может дополнительную квалификацию от Академии зарегистрированных танцевальных терапевтов (ADTR). В этом случае он может преподавать танцевальную терапию и проводить супервизию стажеров.
Клиническая и академическая подготовка танце-двигательных терапевтов осуществляется в высших учебных заведениях. Основные курсы по изучению человеческого поведения (группы и индивиды) включают: наблюдение движения и двигательное поведение; теория танце-терапии и навыки. Важнейшей частью программы является клиническая практика. Проведение танце-двигательных терапевтических сессий требует проницательной чувствительности к разворачивающемуся терапевтическому процессу, который проявляется в движении, требует навыков привлекать полный спектр двигательных переживаний, чтобы облегчить коммуникацию и выражение, требует способности регулировать и передавать чей-либо двигательный стиль, чтобы работать с клиентами различных культурных и социоэкономических групп. Простое использование разнообразия двигательных деятельностей не делает этот опыт психотерапевтическим. Скорее то, как текущий двигательный процесс сопровождается и направляется танце-терапевтом, чтобы достичь терапевтических целей, трансформирует креативное движение и танец в психотерапию.
Хотя большинство специалистов в области психического здоровья не имеют специальной подготовки и навыков танце-двигательного терапевта, существует несколько способов в использовании некоторых подходов данного метода. Это обеспечение двигательной активности и развитие чувствительности к использованию невербального поведения. Обращение внимания на невербальные аспекты поведения может пролить свет на взаимоотношения между участниками группы, парой, терапевтом и клиентом. Движение отражает социальные, культурные и личностные черты, давая таким образом дополнительную информацию, которую можно использовать в терапии.