Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:32, контрольная работа
Цель же данной контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть такое психологическое воздействие в деловом общении, как манипуляция.
Данная цель достигается путём решения следующих задач:
Выявить психологическую природу манипуляции;
Рассмотреть технологии методов и приёмов манипулятивного воздействия в межличностном общении;
Введение
Психологическая природа манипуляции
Технология методов и приемов манипуляции в межличностном общении
Практическое задание
Заключение
Использование «вопросов-капканов»: вымогательство («Это вы, конечно, признаете?»); неприемлемая альтернатива («Вы хотите возврата к тоталитаризму?»); контрвопросы (вместо ответа существу задаются встречные вопросы).
Метод изоляции.
Выдёргивание отдельных фраз из контекста
речи собеседника, их изоляция и преподнесение
со смыслом, противоположным сказанному.
Склонный к эпатажу публики В.В.
Маяковский в своё время выдал
фразу: «Я люблю смотреть, как умирают
дети». Вообще-то он имел в виду смерть
фигуральную – превращение
Метод апелляции – взывание к высоким, но не слишком определённым моральным нормам и принципам. («Неужели вам за державу не обидно?»)
Метод переключения на второстепенную тему.
Замедление темпа – нарочито замедленное проговаривание вслух наиболее слабых мест в аргументации партнёра и т.д.
Справедливости ради следует отметить, что многие из вышеприведённых риторических приёмов могут оказаться и следствием элементарных логических ошибок человека, плохо знакомого с культурой речи. Манипулятивные же намерения наших партнёров по общению, как правило, выдают дополнительные сопутствующие признаки: псевдо открытость, избыточная лесть, ускоренный темп речи, общий напор, требование принять решение сию же минуту и пр.
Манипулятивные приёмы личностного характера. В эту группу манипулятивных приёмов включены те, в целом не слишком хитрые, уловки, в которых конечная цель (какая-либо выгода) достигается микроскопическим изменением психологического состояния партнёра по общению. В результате чего тот теряет способность здраво рассуждать и начинает реагировать на раздражители автоматически, т.е. подчиняться «орудиям влияния». Российские исследователи Г.В. Грачёв и И.К. Мельник выделяют такие «личностные уловки»:
раздражение оппонента, выведение его из равновесия («Вы, оказывается, не знаете такой элементарщины?»);
собственное возвышение и восхваление («Да вы соображаете, с кем говорите? Я столько лет в этом бизнесе…»);
подмазывание аргументов («Такой исключительно проницательный и эрудированный человек, как Вы…»);
срыв диалога или уход от обсуждения;
палочные доводы («Вы понимаете на что вы замахиваетесь? Это вам не 37-й год…»);
чтение в сердцах («Только ваша исключительная скромность и ложный стыд не позволяют Вам признать…»);
мнимое равнодушие;
приобщение к тайнам «верхов» и т.д. [7, с. 307-309]
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Является ли знание приемов и методов манипулятивного воздействия гарантией защищенности личности, ее информационно – психологической безопасности. Ответ обоснуйте.
Главная задача противоманипулятивных действий – распознать манипуляцию.
Если манипулятивные намерения партнёра по общению уверенно определены, то следует отдать себе категорический приказ: «Стоп! Ни в коем случае не принимать решения прямо сейчас». Смысл такого императива заключается в том, что необходимо избежать автоматического реагирования на включаемые манипуляторами сигналы, запускающие поведенческие механизмы, отлаженные на принципах обмена, последовательности, авторитета, благорасположения и т.д. Под любым предлогом следует оттянуть принятие решения, а потом уже, в спокойной обстановке неспешно с ним разобраться: почему мы должны его выполнить, да и должны ли вообще.
Итак, главное
защитное средство от манипуляций можно
представить рекомендацией: не принимайте
решение в спешке, в условиях дефицита
времени; найдите способ спокойно обдумать
проблему, взвесить все за и против.
Кстати, вполне может оказаться, что
выгоднее уступить, пойти навстречу
манипулятору. Если же нет, то дальше в
зависимости от ситуации можно действовать
двояко: наступательно или
Манипуляторы, скорее, ведут некую игру по им одним известным правилам. Однако, если эти правила понять (а для психологической науки они особого секрета не составляют), то тогда появляется реальный шанс «переиграть» манипуляторов. [7, с. 310-312]
Сами
же психические защиты от манипуляций
могут быть различными. Это, прежде
всего, уход от общения, увеличение дистанций
общения до манипулятора, блокировка
его психологического воздействия
путём игнорирования или
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный
хозяйственный руководитель, любой
администратор обеспечивает своей
деятельностью решение
Именно
поэтому сегодня повсюду, где
существует рыночная экономика, где
готовят молодых специалистов по
направлениям экономики и менеджмента,
в программы специальных
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Размещено на Allbest.ru