Технологии обучения детей и подростков взаимодействию с собственными отрицательными эмоциями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 21:53, реферат

Описание работы

Эмоции – это особая форма отражения внешнего мира или внутреннего состояния человека, связанная с удовлетворением или неудовлетворением его органических или социальных потребностей, с осуществлением или утратой его жизненных целей.

Негативные эмоции - эмоции, рождающиеся на основе негативного настроя и негативного мировосприятия.
Негативные эмоции — эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности. В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия.

Файлы: 1 файл

негативные эмоции.docx

— 34.07 Кб (Скачать файл)

Технологии  обучения детей и подростков взаимодействию с собственными отрицательными эмоциями

 

Эмоции – это особая форма  отражения внешнего мира или внутреннего  состояния человека, связанная с  удовлетворением или неудовлетворением  его органических или социальных потребностей, с осуществлением или  утратой его жизненных целей.

 

Негативные эмоции - эмоции, рождающиеся  на основе негативного настроя и  негативного мировосприятия.

Негативные эмоции — эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях. Приводят к реализации адаптивного  поведения, направленного на устранение источника физической или психологической  опасности. В рамках когнитивной  психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия.

 

Список эмоций негативного плана  неопределен, поскольку отсутствует четкий критерий разделения негативных и позитивных эмоций. Сюда можно отнести страх, враждебность, расстроенное состояние, раздражение, вина, стыд, отчаяние, гнев...

 

Причины для такой эмоции может быть: недовольство окружающим миром, не-приятие, отрицание мира, событий, людей, предметов.

 

Виды:

   — гнев возникает при  возникновении препятствий на  пути достижения цели и служит  для пробуждения энергии, требующейся  для разрушения препятствия;

   — печаль возникает в  ситуации потери значимого объекта  и служит к снижению уровня  энергии для дальнейшего ее  использования;

   — страх помогает избежать  опасности или мобилизоваться  для нападения;

   — презрение поддерживает  собственную самооценку и поведение  доминирования;

   — застенчивость сигнализирует  о потребности в уединении  и интимности;

   — чувство вины устанавливает  подчиненную роль в социальной  иерархии и свидетельствует о  возможности потери самоуважения;

   — отвращение приводит  к отталкиванию вредных объектов.

 

Роль негативных эмоция в жизни  человека

  Эти негативные эмоции занимают огромное место в нашей жизни. О многих людях можно сказать, что вся их жизнь управляется, контролируется и, в конце концов, разрушается негативными эмоциями. В то же самое время негативные эмоции не играют никакой полезной роли в нашей жизни. Они не помогают нашей ориентации, они не дают нам никакого знания, они не руководят нами каким-либо разумным способом. Наоборот, они портят все наши удовольствия, они делают жизнь бременем для нас, и они очень эффективно мешают нашему возможному развитию, потому что нет ничего более механичного в нашей жизни, чем негативные эмоции.

 

В действительности негативные эмоции не содержат ничего, кроме слабости, и очень часто начала истерии, безумия и преступления. Единственной их хорошей стороной является то, что, будучи совершенно бесполезными и искусственно созданными воображением и отождествлением, они могут быть разрушены без  какой-либо потери - и это единственный шанс побега, который есть у человека.

О полезности «отрицательных» эмоций умеренной интенсивности свидетельствуют  опыты на крысах, проведенные В. В. Фролькисом (1975): из трех групп подопытных крыс дольше всего жили те, которых систематически подвергали стрессовым воздействиям средней силы — пугали, брали в руки и т. д.

Опираясь на положение Э. Гельгорна и Дж. Луфборроу (1966) о динамическом равновесии парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «положительными» эмоциями, и симпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «отрицательными» эмоциями, Б. И. Додонов заключает, что «для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности»

 

ЗАЧЕМ БОРОТЬСЯ

 

  Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности – неотъемлемая часть успешности во многих профессиях. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству (актерам, художникам, писателям). Понимание и умение воспроизводить - важнейший этап обучения актеров искусству интонаций, мимики, жестов.

 

Негативные эмоции — это неправильная работа интеллектуального и эмоционального центров. Для начала необходимо понять схему, благодаря которой и случаются  негативные эмоции.

 

Образ-оценка-реакция.

  Мы знаем, что в окружающем мире мало что можно изменить. Ситуации, происходящие в жизни постоянно меняются! Но мы можем научиться менять реакцию на эти ситуации. Например, вам наступили на ногу. Многие люди начинают ругаться из-за такого пустяка и с ними случается приступ негативных эмоций, раздражения или злости. Но если вы сможете изменить оценку, то сможете управлять реакцей. Теперь рассмотрим глубже.

 

Образ — это или человек, или различные жизненные ситуации, что происходят вне и на чем мы акцентируем свое внимание.

 

Оценка — это свойство ума характеризовать этот внешний фактор. Оценка основывается на знаниях и ассоциациях, которые человек скопил за жизнь.

 

Реакция — это результат оценки, некоторое действие, которое человек совершает или внутренне или внешне.

 

Если оценка будет положительная, то подобной будет и реакция. Оценку производит интеллектуальный центр, а  реакцию — эмоциональный и  двигательный. В этом и заключается  основной секрет управления негативными эмоциям — изменение оценки людей, ситуаций жизни, внешних факторов, которые постоянно воздействуют на нас. Необходимо научиться реагировать на всё позитивно, с юмором, легко. Наступили на ногу? — так это массаж стоп. Отчитали на работе? — Ну правильно, совершенных людей не бывает, я же не святой, буду исправляться! Обрызгала машина на улице? — Очень хорошо! Как много внимания я привлеку у окружающих. Прямо как звезда.. И так далее. Постарайтесь хотя бы один день реагировать позитивно, и вы сразу почувствуете, как легко и действительно хорошо жить, не создавая себе и другим лишних проблем.

 

Для того, чтобы изменить реакцию, необходимо изменить оценку. Многие думают, что это сложно, однако это очень легко. Необходимо просто перестать думать о плохом.

  Нужно научиться выдыхать все негативные мысли и эмоции и тогда станет легко. Вот, например бывают веселые люди, им часто бывает хорошо, они легко относятся к себе и окружающим, к миру. У них гораздо меньше проблем. А вот что касается мрачных, угнетенных людей, ум которых сконцентрирован на негативе — в жизни им будет сложно.

  Чтобы работать над оценкой, и чтобы она была положительной необходимо постепенно выстраивать позитивное мышление. Ум человека — это самопрограммируемый механизм, который может настраиваться на те мысли, которые хочет.

 

 

 

 

 

Также некоторые рекомендации по работе с негативными эмоциями:

 

Есть хороший метод освобождения от этих негативных эмоциональных состояний  и мыслей. Станьте тотальным в  своей проблеме. Начните делать все  действия, связанные с этой проблемой  идеально и более того, утрировано. Если обижаться, то так, чтобы всем существом  это чувствовать, быть тотально в  обиде и стараться «раздуть»  это так, чтобы стало смешно. Если злиться на кого-то то так, чтобы всё внутри кипело. Необходимо усилить до абсурда. Постепенно Вы придете к мысли о нелепости этих эмоций и сможете легко от них освободиться!

 

Другой фактор уже в данный момент — это напряженная психологическая  обстановка в обществе.

Каждый день перед зеркалом произносить  сильные аффермации: «Я успешный человек!», «У меня всё получиться!», «Я всё смогу в жизни!», «Я достигну своих целей!». Произносите их до тех пор, пока нё поверите себе и не поверите в себя! Запрограммировав себя так на весь день, вы легко будете справляться с любыми задачами, радостями и сложностями дня.

 

Нужно заменить негативные информационные влияния на положительные. Например, замените привычку читать книги, которые несут негатив, на чтение интересных статей по психологии. Или вместо того, чтобы тратить энергию на негативные мысли, которые вмиг обестачивают человека, делая его слабым и немощным, начните думать о хорошем в будущем, а ещё лучше и о настоящем. Начните акцентировать внимание на позитивных моментах. Хвалите себя и других, повышая уровень своей самооценки. Прекращайте общаться с людьми, которые приносят вам страдания и больше общайтесь с теми, кто доставляет радость и счастье. Слушайте позитивную музыку, читайте позитивные книги. Пообщайтесь с природой, и она одарить вас здоровой энергией. Выезд на выходные в лес, только без алкоголя и шашлыков и, желательно самостоятельно. Это позволит вам пообщаться с самим собой.Тогда Ваша жизнь будет позитивна, полна радости и гармонии, полна счастья и света, а это приведет Вас к многим летам жизни.

 

МЕТОДИКИ

 
 физическая разрядка (как говорил  И. П. Павлов, нужно «страсть  вогнать в мыш­цы»); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь по­лезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;

 

    написание письма, запись  в дневнике с изложением ситуации  и причины, выз­вавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей замк­нутых и скрытных;

 

    слушание музыки; музыкальной  терапией занимались врачи еще  в Древней Гре­ции (Гиппократ);

 

    изображение на лице  улыбки в случае негативных  переживаний; удерживаемая улыбка  улучшает настроение (в соответствии  с теорией Джемса-Ланге);

 

    активизация чувства  юмора, так как смех снижает  тревожность;

 

    мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом  аутогенной тре­нировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

 

Терапия искусством

 

Вербализация негатива

 

  1. не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

  Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для тренировки навыка распознавания  эмоциональных состояний можно  использовать разрезные шаблоны, этюды  М.И.Чистяковой (1990), упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кряжевой (1997), а также большие таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний (рис. 3).

 

 

 

  1. “Камушек в ботинке”. Сначала игра показалась нам довольно сложной для дошкольников, и мы предложили ее учителям 1 — 2 классов для проведения во время внеклассных занятий.

В эту игру полезно играть, когда  кто-то из детей обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда  назревает конфликт в группе. Каждый участник имеет возможность в процессе игры вербализовать, то есть выразить словами, свое состояние, и сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения.

Игра проходит в два этапа.

1 этап (подготовительный). Дети сидят  в кругу на ковре. Воспитатель  спрашивает: “Ребята, случалось  ли, что вам в ботинок попадал  камушек?” Обычно дети очень  активно отвечают на вопрос, так  как практически каждый ребенок  6—7 лет имеет подобный жизненный  опыт. По кругу все делятся  своими впечатлениями о том,  как это происходило. Как правило,  ответы сводятся к следующему: “Сначала камушек не очень  мешает, мы пытаемся отодвинуть  его, найти удобное положение  для ноги, но постепенно нарастает  боль и неудобство, может даже  появиться ранка или мозоль. И  тогда, даже если очень не  хочется, нам приходится снимать  ботинок и вытряхивать камушек.

Далее воспитатель спрашивает детей: “Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя домой, просто снимали ботинки?” Дети отвечают, что и такое уже бывало у  многих. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в  ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным  камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость, — вот  такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

2 этап. Воспитатель говорит детям:  “Когда мы сердимся, чем-то озабочены,  взволнованы, нами это воспринимается  как маленький камушек в ботинке.  Если мы сразу же почувствуем  неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на  месте, то у нас, скорей всего,  возникнут проблемы, и немалые.  Поэтому всем людям — и взрослым, и детям — полезно говорить  о своих проблемах сразу, как  только они их заметят. Давайте  договоримся: если кто-то из  вас скажет: “У меня камушек  в ботинке”, мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем  поговорить об этом. Подумайте,  не чувствуете ли вы сейчас  какого-то неудовольствия, чего-то  такого, что мешало бы вам. Если  чувствуете, скажите нам, например: “У меня камушек в ботинке.  Мне не нравится, что Олег ломает  мои постройки из кубиков”. Расскажите, что вам еще не нравится. Если  же вам ничего не мешает, вы  можете сказать: “У меня нет  камушка в ботинке”.

Информация о работе Технологии обучения детей и подростков взаимодействию с собственными отрицательными эмоциями