Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 12:49, курсовая работа
Телефонная психологическая помощь-дело для нашей страны новое.
В этом году празднуется десятилетие со дня создания первой такой телефонной линии.
На сегодняшний день не во всех городах присутствует телефонная психологическая помощь. Это большое упущение со стороны городских властей. Т.к. в нашем обществе, которое находится в переходном состоянии, возникает большой спектр как социальных, так и психологических проблем, соседствующих с трудностями в адаптации. С одной стороны, присутствует свобода слова, совести и научного творчества, бурное развитие теневой экономики, малого бизнеса, большое количество идей, предположений и проектов по поводу выхода России из затяжного кризиса. А с другой стороны, бегство капитала за рубеж, конфликты между федеральном центром и регионами, раскол и вместе с тем сильное социальное расслоение на богатых и бедных.
Введение.
Подростки и их проблемы:
биологический подход;
психологический подход;
социальный подход.
Что такое телефонное консультирование?
Техники, которые используются при телефонном консультировании.
5. Телефонное консультирование как помощь в адаптации подростка.
5.Боязнь позора, насмешек или унижения.
6.Страх наказания, нежелание извиниться.
7.Любовные неудачи, сексуальные экцессы, беременность.
8.Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.
9.Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
10.Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Амбрубова29 выделила особенности суицидального поведения в молодом возрасте:
Существует модель разговора с суицидальным абонентом30. К ней подходят и взрослые и, с учетом перечисленного выше, подростки.
1.Установление отношений.
Сформировываются отношения доверия. Имеет смысл узнать о событиях, которые должны произойти, понять, не таят ли они в себе какую-либо угрозу. Кризис обычно возникает из-за тех чувств или значений, которые за собой ведут факты.
2.Идентификация проблемы.
После установления отношений доверия и получения первых сведений о кризисной ситуации взаимная эмпатия и открытость позволяют определить проблему, то есть установить возможность суицидального поведения. Консультанту следует вести абонента к определению кризисной ситуации. Обычно она скрыта, в качестве проблемы могут называться те или иные предостерегающие признаки, на самом деле являющиеся следствием.
3.Исследование проблемы.
Оно начинается, если суицидальные угрозы становятся предметом открытого обсуждения. Иногда возникают страх и тревога, которых не нужно опасаться. Исследуются события и чувства абонента, что позволяет расширить обсуждение и привести к более полному пониманию происходящего. Начинается совместная работа, поиск иных выходов. Для такой работы необходимо время, ибо абонент делится часто глубокими, но не всегда ясными переживаниями. Нередко это бывает вообще первым в жизни опытом рассказа о своих чувствах. Поэтому консультанту следует чувствовать темп собеседника, обсуждая все значимые чувства и мысли. Это существенно снижает эмоциональное напряжение, отодвигает сторону мысли о конце, но при этом может возникнуть амбивалентность.
4.Оценка проблемы.
Она стоит в определении потенциальной опасности суицида и вероятности смертельного исхода. Суициденты никогда не звонят, чтобы сказать "Прощай"; они хотят, чтобы их остановили. Но мешает амбивалентность. Поэтому в беседе важно оценить потенциальную опасность предполагаемых действий, которая определяется наличием:
В случае подростков, в силу их впечатлительности, имеет смысл "поиграть" с фантазией абонента. Предложить ему представить, как это будет выглядеть, опираясь на краски.
5.Заключение контракта.
При любой степени суицидального риска, если дело не доходит до процедуры отслеживания, беседа продолжается в направлении выработки альтернативного решения. Принципиальной установкой контракта является уверенность, что собеседники преследуют одну и ту же цель. Подробнее я писала выше в Техниках телефонного консультирования.
Используемая литература:
1 см. Фельдштейн Хрестоматия по психологии
2 см. Райс Психология подросткового и юношеского возраста стр.17
3 см. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассника. М. 1981
4 см. здесь и далее Л. Хьел, Д. Зиглер Теории личности стр.483
5 см. здесь и далее Э.Эриксон Детство и общество.
¢ Идентичность означает сознание тождественности самой себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это.
6 см. Ф.Райс Психология подросткового и юношеского возраста. Стр.59; Стр.62
7 см. Л. Хьел, Д. Зиглер Теории личности стр.540
8 см. Ф.Райс Психология подросткового и юношеского возраста. Стр.222
9 см. Подросток на перекрестке эпох.
10 см. Подросток на перекрестке эпох
11 см. там же.
12 см. Ф. Райс Психология подросткового и юношеского возраста стр.238
13 см. там же, что и 12стр. 239
14 см. Ремшмидт Подростковый и юношеский возраст.
15 см. Ф. Райс Психология подросткового и юношеского возраста стр. 425
16 см. Ремшмидт Подростковый и юношеский возраст
17 см. Мудрик Социальная педагогика
18 см. Мудрик Социальная педагогика
19 см. Андреева Социальная психология стр.274
20 см. The Samaritans: Befrienders the Suicidal
22 см. Моховиков А.Н. телефонное консультирование стр. 86
23 Эмпатия. Вчувствоваться - означает настроиться на эмоциональные переживания собеседника, помочь ему в определении своих чувств и работать с ними, через них и сквозь них, улавливая и всеми силами поддерживая момент их позитивного изменения.
24 см. Моховиков А.Н. телефонное консультирование стр.102
25 Техники, перечисленные мною далее, были изучены при обучении на психолога консультанта Телефона Доверия в центре "Пеликан" в г. Бердске 2000 г.
26 см. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование
27 см. Потапов С.А. Ткаченко А.А. Понятие о сексуальном злоупотреблении в отношении детей и его психопатологические аспекты.
28 см.
29 см. Амбрубова А.Г. Жезлова Л. Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте.
30 Моховиков А.Н. Телефонное консультирование
Информация о работе Телефонное консультирование как помощь подросткам