Темперамент и характер человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 08:41, реферат

Описание работы

Потребности, интересы и идеалы, вообще установки личности определяют, что хочет человек: его способности - что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть - каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.

Содержание работы

Введение
1. Понятие о темпераменте человека
2. Типы темперамента
3. Характер человека
4. Типы характера
5. Методы изучения темперамента и характера человека
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

темперамент.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

     На характер человека общество влияет специфическим образом. Оно формирует идеологию, в которую входят проектируемые образованием желательные черты характера, нужные данному обществу. В идеологии они заданы в виде ценностей и норм морали. Включаясь в официальную, подчиненную государству образовательную систему в качестве целей обучения и воспитания детей, эти ценности и нормы реализуются в содержании и методах обучения и воспитания детей. В результате люди вырастают с некоторыми типичными чертами характера.

     Этот акт нашел отражение в истории и в некоторых социальных типологиях характеров современных людей, например в типологии, предложенной известным американским философом и психоаналитиком Э.Фроммом. Он также отразился в многочисленных примерах трудностей адаптации в чужом обществе, с которыми сталкиваются люди, родившиеся и выросшие в одной стране, но вынужденные взрослыми эмигрировать и жить в другой стране.

     Вот некоторые примеры: спартанское, военно-спортивное и общественно-религиозное воспитание в Древней Греции формировало один тип характера - воина, свято верившего в правоту дела, которое он защищал, и активного политического деятеля. Другая школа воспитания, сложившаяся там же, - афинская - сочетала в себе элементы умственного, нравственного и эстетического воспитания и, скорее, формировала тип характера ученого-интеллектуала, образованного культурного человека, далекого от политики и войн.

     Э. Фромм, глубоко психологически проанализировав, к чему ведет реально пришло общество развитого капитализма и свободных рыночных отношений в 40 - 50-е годы в США, пришел к выводу о том, что типы социальных характеров людей, которые оно породило, не отличаются особой привлекательностью. Он назвал их соответственно «садистами», «мазохистами», «конформистами» и «отшельниками», определив следующим образом. Все это - неудачники, которые в своих бедах винят других и против них направляют агрессию.

 

  «Садисты» - это неудачники, которые в своих бедах винят других и против них направляют свою агрессию.

 

  «Мазохисты» - это неудачники, которые винят самих себя и направляют агрессию против себя.

 

   «Конформисты» - сознательные, беспринципные приспособленцы, которые легко и просто меняют свои взгляды, как только изменяется экономическая или политическая конъюнктура.

 

    «Отшельники» - те, кто замыкается в себе и тем самым «уходит» от жизненных проблем, предпочитая не решать их, а просто не замечать.

 

    Американские социологи У.Томас и Ф.Знанецкий в известной работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920 гг.) показали, как изменяется культура, установки и ценности людей, в зрелом возрасте покинувших свою страну и вынужденных переселиться в другую. Примечательно, что они по своему характеру в конечном счете как бы останавливаются между двух культур, не полностью покидая прежнюю и не вполне приспосабливаясь к новой, т.е. становятся маргинальными личностями.

    Семья в отличие от общества формирует у человека не общесоциальные, а национальные, религиозные, культурные и другие типы характеров, которые считаются ценными и полезными для жизни в той или иной социальной группе. Эти черты характеры могут быть очень разными и противоречивыми.

    Основные индивидуальные различия в характерах людей порождаются именно семейным воспитанием. Это касается тех черт характера, которые свойственны представителям различных общественных групп населения.

    Определенное влияние на характер человека оказывает и школа. Сильнее всего воздействие школы отражается на формировании так называемых межличностных черт характера, связанных с деловым и личным общением людей. Большое значение для формирования характера школьников имеет их общение со сверстниками и учителями.

     Существуют некоторые возрастные особенности проявления черт характера. Свой, отличный от других возрастов, характер имеют дети до 11-12 лет, подростки с 11-12 до 14-15 лет, юноши и девушки в возрасте от 15-16 до 25-30 лет, взрослые люди в период от 25 до 40-50 лет, от 40-50 до 60-70 лет и после 70 лет.

 

5.Методы изучения темперамента и характера человека

 

Для исследования типов  темперамента используют две группы методов, одна из которых основана на изучении действий и реакций человека (при наблюдении за ними извне и самооценке), а другая - на психофизиологическом исследовании свойств нервной системы. В первом случае вывод о темпераменте человека делается на основе того, насколько его действия и жизненные реакции соответствуют некоторым стандартам действий и реакций, связанных с разными типами темперамента. Во втором случае выводы о темпераменте испытуемого делают на основании сравнения свойств нервной системы, обнаруженных у данного человека, с теми свойствами, которые наукой приписываются людям определенного типа темперамента.

 

При самооценке человек, пользуясь текстом предложенного  ему опросника, сам оценивает  свои действия и реакции на те или иные раздражители в типичных жизненных ситуациях. При обращении к внешним оценкам за человека это делают квалифицированные специалисты-наблюдатели. Свойства нервной системы с целью определить темперамент человека изучается с помощью специальных проб и приборов, которые точно фиксируют физиологические реакции организма человека в ответ на определенные сенсорные стимулы.

 

Достаточно строгими, позволяющими безошибочно оценивать  темперамент человека, являются только психологические, объективные методы, поскольку сам человек и его окружающие могут серьезно ошибаться в оценках его темперамента. Дело в том, что те действия и реакции, по которым мы обычно судим о темпераменте человека, - это результат изучения. Они зависят от воспитания и культуры данного человека. В итоге действительный, природный темперамент может оказаться скрытым за внешними, этически оправданными формами поведения.

 

К примеру, в традиционной культуре народов, живущих на юге  Европы, принято разговаривать громко и при этом широко и свободно жестикулировать во время разговора. То же самое поведение рассматривается как не вполне культурное у некоторых народов, живущих на севере Европы. Поэтому южане могут внешне показаться людьми, у которых доминирует холерический темперамент, а северяне - людьми с преобладанием флегматического темперамента. В действительности это не так. научные исследования показывают, что распределение темпераментов по типам у северных и южных народов примерно одинаково.

 

 

 

 

Заключение

 

 

Черты характера человека изучаются  иначе, чем свойства темперамента. Для этого обычно используются или общие личностные тесты, в содержание которых входят вопросы и задания, предназначенные для оценки черт характера человека, или специальные, характерологические тесты. Среди последних выделяются те, по которым можно определить, например, имеющиеся у человека акцентуации характера.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Немов Р.С. Психология: учеб. для  студ. высш. уч. зав. - М.: Владос, 1998

 

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии - М.: Педагогика, 1989


Информация о работе Темперамент и характер человека