Темперамент и характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:57, контрольная работа

Описание работы

Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но это нельзя сказать о характере.

Содержание работы

Введение
1 Типы темперамента и их психологическая характеристика
2 Роль темперамента в деятельности
3 Характер
4 Классификация черт характера
5 Типы характера
6 Акцентуации характера
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР.docx

— 38.44 Кб (Скачать файл)

Циклотим. Определяющая черта - маломотивированные резкие колебания  настроения, сохраняющегося затем в  течение длительного (месяцы) времени. От настроения, в котором находится  циклотим в данный период, зависит  все: и самочувствие, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными  красками, то представляется серым  и безрадостным, и прошлое предстает  то как цепь благоприятных событий, то как сплошь состоящее из неудач и несправедливостей, и повседневное окружение кажется то злонамеренным, то благожелательным.

Конформист. Выделяется сниженной  потребностью в индивидуализации, отмечается низкая инициативность, тяготение к  банальному, шаблонному, общепринятому, обезличенность. Стремясь всегда соответствовать  окружению, не может противостоять  ему. Внутренний дискомфорт наступает, когда чем-то выделяется из привычной  для него среды. Свойственна немотивированная неприязнь к тем, кто не следует  общепринятым стандартам.

Нонконформист. Доминирует ярко выраженная потребность действовать  вопреки установленным правилам, сочетающаяся с безволием, когда  дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения императивно поставленных извне целей. Отсутствует жизненная  перспектива. Социальные связи ослаблены, заметна тяга к случайным компаниям, сулящим развлечения, легкую смену  впечатлений. Влечение к праздному  времяпрепровождению.

Параноид. Отличается прежде всего повышенной конфликтностью вследствие настойчивого стремления к внедрению  нововведений. Подозрителен: воспринимает людей, не разделяющих его взглядов, как недобросовестных, недоброжелательных. Имеет место ригидность поведения. Равнодушие или нежелание принять  предлагаемые им проекты еще в  большей степени настраивают  на достижение своей цели. Характерна сосредоточенность, фиксированность на поставленной цели, сниженная способность к пониманию других, к эмпатии.

Шизоид. На первом плане психического облика находится отчужденность  от окружающих. Незаинтересованность в том, чтобы понять других и быть понятым другими. Шизоиду свойственна  замкнутость, погруженность в мир  внутренних переживаний и мыслей, которые нередко оторваны от повседневности и как бы противопоставлены ей. Отмечаются экстравагантность поведения, увлечений, их вычурность, которые, однако, не служат способом привлечения внимания к себе, а выражают индифферентность к окружению. Слабость интуиции и  сопереживания подчеркивает впечатление  холодности, черствости. Эти черты  могут усиливаться в результате быстрой истощаемости интереса к  межличностному взаимодействию.

Эпилелтоид. Характеристический признак - периоды беспричинно тоскливого настроения, когда эпилептоид делается вспыльчивым, раздражительным, склонным к садистским реакциям. Имеют место  обидчивость, груз отрицательных эмоций сохраняется долго и требует  разрядки через отмщение, кроме того, заметны ограниченность, сосредоточенность  на однажды выбранном круге интересов. Аккуратное, скрупулезное выполнение установленного порядка может сопровождаться раздражением, когда кто-либо этот порядок  разрушает. Асимметрия в межличностных  отношениях проявляется в следующем: считает своим долгом давать советы, поучать, но не терпит к себе назидательного отношения. Отмечается склонность к  обстоятельным, детальным, неторопливым разъяснениям и раздражение, когда  прерывают, не дают досказать, торопят. Успешно справляется с работой, требующей тщательного, пунктуального  выполнения инструкций.

Истероид. Доминирующей чертой этого типа акцентуации является ненасытный эгоцентризм: жажда постоянного  внимания к своей особе со стороны  окружающих, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Не терпит равнодушного отношения  к себе, предпочитая негодование  или ненависть в свой адрес. На этой основе развивается склонность к фантазированию, через которую  реализуется потребность видеть и представлять себя в необычном  свете. Отсутствие глубоких, искренних, устойчивых чувств сочетается с экспрессивностью поведения, театральностью переживаний, склонностью к рисовке, позерству. Хорошо развита эмпатия. Не обладая  достаточной стеничностью, способностью подчинять других, может на непродолжительное  время занимать лидирующее положение  в группе за счет способности выражать нарождающиеся настроения. Перед  трудностями пасует, особенно если нет шансов сконцентрировать внимание на своей персоне. Психологически доминирующая черта проявляется и во внешнем  облике, который весь ориентирован на привлечение внимания: ажитация, бросающиеся в глаза одежда, украшения, громкий смех, разнообразные голосовые  модуляции. Социальные контакты хотя и  обширны, но поверхностны и неустойчивы, поддерживаются до тех пор, пока подкрепляют  эгоцентрическую ориентацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из материалистического  понимания человеческих явлений, следует  отметить, что общим для характера  и темперамента, является зависимость  от физиологических особенностей человека- Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер, У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает  быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств  характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся  систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях  влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся  возбуждение, торможение, подвижность  нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние  нервной системы.

Черты темперамента и характера органически связаны  и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Еникеев М.И.  Общая и социальная психология. - М.: Норма, 2002.

2. Зимняя И.А.  Педагогическая психология. - М.: Логос, 1999.

3. Климов Е.А.  Основы психологии. - М.: Юнити, 1997.

4. Коджаспирова  Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический  словарь. - М.: Академия, 2001.

5. Крылов А.А.  Психология. - М.: Проспект, 1999.

6. Куницина В.Н.  и др. Межличностное общения. - СПб, 2002.

7. Немов Р.С.Психология / 3 т. - М.: Владос, 1998

8. Парыгин Б.Д,  Анатомия общения. - СПб., 1999.

9. Подласый И.П.  Педагогика. - М.: Владос, 1999.

10. Преступная  толпа. - М., 1999.

11. Психология  эмоций. - М.,1984.

12. Радугин А.А.  психология и педагогика. - М.: Центр, 1996.

13. Реан А.А.  и др. Психология и педагогика. - СПб., 2000.

14. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 1999.

15. Савин Н.В.  Педагогика. - М.: «Просвещение», 1978.

16. Современный  словарь по психологии / Авт.-сост. В.В. Юрчук. - Мн.: Элайда, 2000.


Информация о работе Темперамент и характер