Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:46, контрольная работа
Рассмотрим, как употребляются эти понятия в обыденной речи. Прежде всего обратим внимание на то, как сильно различаются наборы прилагательных, которые применяются для описания личности и характера. Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Ведь мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность».
Рассмотрим, как употребляются
эти понятия в обыденной речи.
Прежде всего обратим внимание на
то, как сильно различаются наборы
прилагательных, которые применяются
для описания личности и характера.
Говорят о личности «высокой», «выдающейся»,
«творческой», «серой», «преступной» и
т. п. В отношении характера
Таким образом, анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования. Но еще более убеждают в этом следующие соображения: когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только совпадать, но и быть противоположными по знаку.
Вспомним для примера
личности выдающихся людей. Возникает
вопрос: известны ли истории великие
люди с плохим характером? Да сколько
угодно. Существует мнение, что тяжелым
характером отличался Ф. М. Достоевский,
очень «крутой» характер был у
И. П. Павлова. Однако это не помешало
обоим стать выдающимися
Характер – это каркас
личности, в который входят только
наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные
свойства личности, отчетливо проявляющиеся
в различных видах
Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);
к порученному делу (лень
или трудолюбие, аккуратность или
неряшливость, инициативность или пассивность,
усидчивость или
в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Какова связь темперамента
с характером? Характер человека –
это сплав врожденных свойств
высшей нервной деятельности с приобретенными
в течение жизни
5. Характер и черты личности
Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.
У большинства людей проявляется
тенденция оценивать себя чуть выше
среднего. Это позволяет сделать
вывод, что человеку свойственна
потребность в достаточно высокой
самооценке, т.е. каждому хочется
уважать себя. Самоуважение – один
из истоков психологической
У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».
Человек, считающий себя намного
умнее других и тем более намеренно
это подчеркивающий, неминуемо вызывает
раздражение окружающих. Это естественно
– ведь мысль «видите, какой я
умный», подразумевает
С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.
Как обычно человек реагирует на попытки окружающих снизить его самооценку упреками, критикой? Понятно, что удовольствия при этом он не испытывает, но эмоции его зависят от того, кто критикует, за что критикует, с какой целью и главное, насколько высказанная оценка случившегося расходится с собственной. Редко обижаются на критику со стороны людей, мнением которых очень дорожат (их замечания не для того, чтобы унизить, а чтобы помочь). Подчас не принимают во внимание упреки со стороны случайных посторонних людей. Но у каждого есть какие-то особенно уязвимые стороны, критика которых вызывает резкие негативные эмоции. Для женщин почти всегда обидна негативная оценка их внешности, хозяйственности, опрятности, для мужчин – профессиональных качеств и традиционно мужских достоинств (силы, смелости, выдержки). Есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб взаимоотношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить. Например, в пылу семейной ссоры человек заявил жене: «Я разлюбил тебя. Ты мне неприятна». И хотя это не так, что подтверждают дальнейшие поступки, подобные необдуманные слова уносят с собой тепло супружеских отношений. Следует учесть, что нельзя по конкретному поводу давать общую отрицательную оценку личности и в то же время нельзя изводить человека постоянными мелочными упреками. "Иначе такая критика вызывает обиду, неприязнь, озлобление, желание оправдать себя и обвинить, напасть на надоевшего критика.
Многие чувствуют себя
неуютно, сталкиваясь с человеком,
источающим непрерывные восторги в
их честь. Дело в том, что в ситуации,
когда один человек, хвалит другого,
они находятся в неравных отношениях:
первый осознает свою цель и истинные
чувства и четко понимает, что
у него за этим кроется, – лесть,
комплимент или заслуженная похвала.
Тот же, кто слушает, оказывается
в более трудном положении, поскольку
не всегда может уловить цель собеседника.
Поэтому неудивительна
Комплимент в отличие от лести не преследует выгоду и является следствием искреннего сиюминутного восторга или привычной вежливости. Своевременно сказанный комплимент, хоть и ненадолго, но повышает настроение человека.
Заслуженная похвала поддерживает и адекватно повышает уровень притязаний человека и тем самым побуждает его браться за более трудные задачи – вот в чем польза похвалы. Она произносится и реже, и убежденнее, без патетических восторгов, а если к тому же исходит от человека, чьим мнением дорожат, то доставляет удовольствие.
На формирование самоуважения
и самооценки влияют многие факторы,
действующие уже в раннем детстве
– отношение родителей, положение
среди сверстников, отношение педагогов.
Сопоставляя мнение о себе окружающих
людей, человек формирует самооценку
себя, причем любопытно, что человек
вначале учится оценивать других,
а потом уже оценивать себя.
И лишь к 14–15 годам подросток
овладевает умением самоанализа, самонаблюдения
и рефлексии, анализирует достигнутые
собственные результаты и тем
самым оценивает себя («Если я
не спасовал в трудной ситуации,
значит я не трус», «Если смог осилить
трудную задачу, значит я способный»
и т. п.). Сложившаяся у человека
самооценка может быть адекватной (человек
правильно, объективно оценивает себя),
либо неадекватно завышенной или
неадекватно заниженной. А это, в
свою очередь, будет влиять на уровень
притязаний личности, который характеризует
степень трудности тех целей,
к которым стремится человек
и достижение которых представляется
человеку привлекательным и возможным.
Уровень притязаний – тот уровень
трудности задания, который человек
обязуется достигнуть, зная уровень
своего предыдущего выполнения. На
уровень притязания оказывает влияние
динамика неудач и удач на жизненном
пути, динамика успеха и неуспеха в
конкретной деятельности. Уровень притязания
может быть адекватным (человек выбирает
цели, которые реально может достичь,
которые соответствуют его
Заниженный уровень притязаний,
когда человек выбирает слишком
простые, легкие цели (хотя он мог бы
достичь значительно более
темперамент личность характер человек
Заключение
Темперамент – это индивидуальные
особенности человека, определяющие
динамику протекания его психических
процессов и поведения. Под динамикой
понимают темп, ритм, продолжительность,
интенсивность психических
Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:
- общая активность психической
деятельности и поведения
- двигательная, или моторная,
активность показывает
- эмоциональная активность
выражается в эмоциональной
Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: к себе, к другим людям, к порученному делу, в характере отражаются волевые качества.